Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 09.01.2018 |
Дата решения | 10.01.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Шатрова Р.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | f026b0da-272a-36ee-a3f0-164145847eb2 |
№ 2а-55/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 10 января 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре Шенфельд Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] М.Э. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] М.Э. обратился в суд с иском к ДМИЗО администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату № А-17446 от 31 октября 2017 года, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав истца путем заключения с ним договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером У. Требования мотивировал тем, что, являясь собственником жилого дома № У по Х, в 2015 году он обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под принадлежащим ему жилым помещением. В удовлетворении заявления было отказано. Между тем, в связи с принятым Октябрьским районным судом решением от 14 марта 2017 года о признании за [СКРЫТО] М.Э. право на выкуп земельного участка 05 июля 2017 года администрацией г. Красноярска издано распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. После постановки земельного участка на кадастровый учет он обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок частично находится за границами красных линий, утвержденных постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Считает данный отказ незаконным и нарушающим его права, поскольку жилой дом был возведен до утверждения проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск.
26 сентября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «МРСК Сибири».
В судебное заседание административный истец [СКРЫТО] М.Э. не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, доверил представлять свои интересы своему представителю Талаленко М.Н., который на удовлетворении административного иска настаивал.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил, ранее направил отзыв на иск, согласно которому просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что на территории испрашиваемого земельного участка расположена опора ЛЭП, земельный участок частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Сибири» не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца [СКРЫТО] М.Э. – Талаленко М.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в п. 19 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Порядок и стандарт предоставления департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города (далее - Департамент) муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на таких земельных участках, определен Административным регламентом, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 28.01.2013 № 8-р.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 19 декабря 2015 года [СКРЫТО] М.Э. является собственником жилого дома № У по ул. Х с кадастровым номером У.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 14 марта 2017 года за [СКРЫТО] М.Э. признано право на выкуп земельного участка, расположенного под жилым домом № У по Х. При этом, судом было установлено, жилой дом по вышеуказанному адресу был возведен в 1973 году.
05 июля 2017 года администрацией г. Красноярска издано распоряжение № 3040-недв об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Х; [СКРЫТО] М.Э. указано на необходимость выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка согласно схемы.
24 августа 2017 года земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер У.
Из выписки из ЕГРН следует, что жилой дом № У по Х расположен на земельном участке с кадастровым номером У, имеющим вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
11 октября 2017 года [СКРЫТО] М.Э. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером У, расположенного под принадлежащим ему жилым домом.
31 октября 2017 года ДМИЗО администрации г. Красноярска принято решение № А-17446 об отказе [СКРЫТО] М.Э. в предоставлении земельного участка в собственность за плату, поскольку испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий, утвержденных постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833, в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск в редакции постановления администрации г. Красноярска от 28 апреля 2017 года № 278. Кроме того, на испрашиваемом земельном участке расположена опора ЛЭП.
Рассматривая спор по существу, суд считает необходимым заявленные требования о признании отказа незаконным удовлетворить.
Так, основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на таких земельных участках, перечислены в п. 14 Административного регламента, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 28.01.2013 № 8-р.
Принимая решение об отказе в предоставлении земельного участка, ДМИЗО администрации г. Красноярска сослался на ч. 12 ст. 85 ЗК РФ, согласно которой не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что жилой дом был возведен в 1973 году, право собственности административного истца на указанный жилой дом зарегистрировано 30 декабря 2015 года, то есть до принятия постановления администрации г. Красноярска от 28 апреля 2017 года о внесении изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск, испрашиваемый земельный участок фактически не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, напротив, на земельном участке расположен принадлежащий истцу жилой дом, вид разрешенного использования соответствует фактическому виду эксплуатации земельного участка, то указанное в оспариваемом отказе основание не может являться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку в противном случае будут нарушены права собственника объекта недвижимости.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд или имеются иные предусмотренные п. 14 Административного регламента обстоятельства, исключающие возможность передачи земельного участка в собственность граждан, ответчиком не представлено.
Доказательств нахождения на испрашиваемом земельном участке опоры ЛЭП административным ответчиком суду не представлено. Напротив, из выписки из ЕГРН от 13 октября 2017 года следует, что на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100104:166 расположен лишь объект недвижимости с кадастровым номером У – жилой дом № У по Х. Согласно заключению кадастрового инженера Баляс Л.О. от 10 сентября 2018 года деревянная опора ЛЭП расположена за границей земельного участка с кадастровым номером У.
Факт отсутствия на испрашиваемом [СКРЫТО] М.Э. земельном участке опоры ЛЭП косвенно подтверждается также последующим отказом ДМИЗО администрации г. Красноярска в предоставлении земельного участка [СКРЫТО] М.Э. № А-9166 от 25 июля 2018 года, в соответствии с которым отказ мотивирован наличием на испрашиваемом земельном участке помимо одноэтажного жилого дома площадью 44,4 кв.м двухэтажного жилого дома, правоустанавливающие документы на который не представлены; такое основание, как наличие на испрашиваемом земельном участке опоры ЛЭП, в отказе не приведено.
При утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100104:166 площадью 1500 кв.м административный ответчик также не указывал на наличие на испрашиваемом земельном участке опоры ЛЭП.
В целях устранения нарушения прав [СКРЫТО] М.Э. суд считает необходимым возложить на ДМИЗО администрации г. Красноярска обязанность в течение 30 календарных дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] М.Э. от 11 октября 2017 года о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Заявленное административным истцом в качестве восстановительной меры требование о возложении на ДМИЗО администрации г. Красноярска обязанности заключить с [СКРЫТО] М.Э. договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено преждевременно. Так, из отказа ДМИЗО администрации г. Красноярска в предоставлении земельного участка [СКРЫТО] М.Э. № А-9166 от 25 июля 2018 года, полученного уже после обращения с настоящим административным иском, следует, что на испрашиваемом земельном участке помимо одноэтажного жилого дома, принадлежащего на праве собственности [СКРЫТО] М.Э., расположен двухэтажный жилой дом, правоустанавливающие документы на который при обращении в муниципальный орган заявителем представлены не были. Обжалуемый административным истцом по настоящему административному делу отказ № А-17446 от 31 октября 2017 года не содержит вышеприведенного основания. В рамках настоящего административного дела суд не вправе давать оценку отказу № А-9166 от 25 июля 2018 года, поскольку последний предметом спора не является. То обстоятельство, что в настоящее время истец узаконил свои права на двухэтажный жилой дом площадью 108,4 кв.м, не свидетельствует о наличии возможности удовлетворения административного иска в указанной части. При повторном рассмотрении заявления [СКРЫТО] М.Э. от 11 октября 2017 года муниципальный орган должен будет учесть все обстоятельства, которые могут иметь правовое значение при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования [СКРЫТО] М.Э. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № А-17446 от 31 октября 2017 года об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] М.Э. от 11 октября 2017 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером У.
В удовлетворении административного иска в части возложения на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности заключить с [СКРЫТО] М.Э. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером У отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 10 января 2019 года.