Дело № 2а-2542/2018 (2а-8706/2017;) ~ М-5838/2017, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край)
Дата поступления 11.12.2017
Дата решения 22.03.2018
Категория дела Гл. 27 КАС РФ -> Прочие по главе 27 КАС РФ
Судья Ерохина А.Л.
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID d385222e-6150-3ccc-a80f-d224a2011f9b
Стороны по делу
Истец
******** ************ ****** *. ***********
Ответчик
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело Уа-2542/2018

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2018 года г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска

в составе председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,

с участием помощника Прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорняковой Ю.В.,

при секретаре Ильиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокурора Октябрьского района города Красноярска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», расположенной по адресу https://ainexhost.ru/category/raznoe/spravka_po_invalidnosti_s_rozdenija, содержащей в себе сведения о возможности приобретения справки об инвалидности без прохождения медико-социальной экспертизы, запрещенной для распространения на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, в ходе проведенного прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска мониторинга сети «Интернет» выявлен ряд сайтов, предоставляющих информацию о продаже справок об инвалидности. В ходе мониторинга установлено, что на странице сайта с адресом https://ainexhost.ru/category/raznoe/spravka_po_invalidnosti_s_rozdenija размещено предложение о продаже справки об инвалидности, имеется контактный номер телефона. Считает, что размещение на странице сайта https://ainexhost.ru/category/raznoe/spravka_po_invalidnosti_s_rozdenija информации о способах приобретения справки об инвалидности пропагандирует использование заведомо подложных документов, в связи с чем в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга граждан, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов и во исполнение действующего законодательства, информация, размещенная на указанном сайте в части продажи справок об инвалидности подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорнякова Ю.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что установить собственника сайта не представилось возможным.

Представитель заинтересованного лица Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Енисейское управление Роскомнадзора) в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорнякову Ю.В., исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 ст. 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Статья 9 указанного закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрен закрытый перечень видов материалов, которые могут быть включены в реестр сведений на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенного прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска мониторинга сети «Интернет» выявлен ряд сайтов, предоставляющих информацию о продаже справок об инвалидности без фактического прохождения медико-социальной экспертизы.

В ходе мониторинга установлено, что на странице сайта с адресом: https://ainexhost.ru/category/raznoe/spravka_po_invalidnosti_s_rozdenija размещено предложение о продаже справки об инвалидности, имеется контактный номер телефона продавца.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом – исследования от 05 декабря 2017 года, скриншотами-информации, размещенной на интернет-странице сайта с адресом https://ainexhost.ru/category/raznoe/spravka_po_invalidnosti_s_rozdenija, скриншотом из реестра запрещенной информации.

На основании статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Согласно статье 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В силу абзаца первого статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В подтверждение факта установления инвалидности федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы выдается справка по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации утверждены Правила признания лица инвалидом (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 24.01.2018) "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

На основании пункта 2 указанных Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится по его заявлению в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации), на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро, путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункты 20, 23, 24, 25, 36 Правил).

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (пункт 29 Правил).

На основании пункта 36 Правил гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Порядок составления и форма справки утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена выдача справки об инвалидности гражданину, не прошедшему медико-социальную экспертизу, инвалидность которому не установлена в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правилами признания лица инвалидом.

Подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков являются уголовно наказуемыми в соответствии со статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Сайт https://ainexhost.ru/category/raznoe/spravka_po_invalidnosti_s_rozdenija, на котором размещена информация о способах приобретения справки об инвалидности, не является официальным сайтом учреждения медико-социальной экспертизы, а получение справок об инвалидности с использованием данного сайта является неправомерным, нарушает установленный действующим законодательством порядок признания лица инвалидом, влечет получение поддельных справок, не предоставляющих гражданам права на социальные льготы, более того, пропагандирует использование заведомо подложных документов в целях незаконного получения гарантий, предоставленных инвалидам, что может повлечь уголовную ответственность за использование заведомо подложного документа.

Таким образом, информация, содержащая в себе сведения о возможности приобретения справки об инвалидности, размещенная на сайте с адресом https://ainexhost.ru/category/raznoe/spravka_po_invalidnosti_s_rozdenija должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, поскольку противоречит действующему законодательству, нарушает права неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.

Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Признание информации, содержащей в себе сведения о возможности приобретения справки об инвалидности без прохождения соответствующей экспертизы, организациями, не имеющими лицензии, размещенной на сайте с адресом: https://ainexhost.ru/category/raznoe/spravka_po_invalidnosti_s_rozdenija, запрещенной к распространению, позволит внести ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор в соответствии со ст. 39 КАС РФ выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга граждан, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов и во исполнение действующего законодательства.

Учитывая приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Красноярска является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Прокурора Октябрьского района города Красноярска о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную по адресу https://ainexhost.ru/category/raznoe/spravka_po_invalidnosti_s_rozdenija, содержащую в себе сведения о возможности приобретения справки об инвалидности, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Подписано председательствующим

Копия верна

Судья Ерохина А.Л.

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2018 года.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) на 11.12.2017:
Дело № 2-2450/2018 (2-8614/2017;) ~ М-5758/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 29.05.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Вожжова Т.Н.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-2294/2018 (2а-8456/2017;) ~ М-5600/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 20.02.2018
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Майко П.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2498/2018 (2-8662/2017;) ~ М-5802/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 21.03.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ерохина А.Л.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2204/2018 (2-8364/2017;) ~ М-5514/2017, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соловьев Е.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2227/2018 (2-8388/2017;) ~ М-5533/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 30.03.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кравченко О.Е.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-378/2017 ~ М-5412/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 15.12.2017
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Федоренко Л.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2а-2468/2018 (2а-8632/2017;) ~ М-5776/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 26.02.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шатрова Р.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2а-2466/2018 (2а-8630/2017;) ~ М-5774/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 26.02.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шатрова Р.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2626/2018 (2-8791/2017;) ~ М-5914/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 13.02.2018
  • Решение: Передано по подсудности, подведомственности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Федоренко Л.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ