Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 13.10.2011 |
Дата решения | 10.05.2012 |
Категория дела | органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Судья | Харитонов А.С. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 4583e5d9-39b8-34f1-8e70-7b8d9097f9ec |
Решение
Именем Российской Федерации
10 мая 2012 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи: Харитонова А.С.
с участием представителя заявителя [СКРЫТО] М.А. – Обухова А.В.,
представителя заинтересованного лица администрации Частоостровского сельского совета Емельяновского района Красноярского края – Горбуновой С.В.,
представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю – Орловского А.М.,
при секретаре: Соколовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению [СКРЫТО] М.А. о признании решений и действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] М.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ главы Частоостровского сельского совета об изменении вида разрешенного использования земельного участка с для «сельскохозяйственного назначения» на «ведение дачного хозяйства»; обязании Администрацию Частоостровского сельского совета <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов [СКРЫТО] М.А., способом предусмотренным действующим законодательством. В обоснование заявления указав, что она (заявитель) является собственником земельного участка (кадастровый номер №), расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира д. <адрес> <адрес> участок №, на основании договора дарения. Указывает, что примерно в июле-августе 2010 года, она (заявитель) получила налоговое уведомление об оплате земельного налога за 2009 год, превышающий в несколько раз размер земельного налога, уплаченный ею в 2008 году. Обратившись в Межрайонную ИФНС № по <адрес> и в Роснедвижимость, ей стало известно о том, что кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка резко возросла в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка вместо «для сельскохозяйственного назначения» указано «для дачного строительства», в связи, с чем и был увеличен размер земельного налога. Указанные изменения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> в кадастр недвижимости были внесены на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации Частоостровского сельсовета <адрес>. Вид разрешенного использования земельного участка принадлежащего заявителю был изменен на основании письменного заявления [СКРЫТО] М.А. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов подтверждающих право на указанный земельный участок. Заявитель считает, что, несмотря на то, что вид разрешенного использования земельного участка был изменен Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации Частоостровского сельсовета <адрес> по ее заявлению, данное постановление является незаконным, поскольку глава администрации Частоостровского сельсовета <адрес> не вправе был принимать решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка принадлежащего заявителю, поскольку отсутствует федеральный закон, который бы определял уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления, полномочный определять использование таких земельных участков, а также порядок принятия решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Кроме того, в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка в результате принятия указанного постановления возросла его кадастровая стоимость, что повлекло возникновение обязанности у нее ([СКРЫТО] М.А.) по уплате земельного налога. Также, при вынесении оспариваемого постановления, главой администрации Частоостровского сельсовета Емельяновского района Красноярского края была нарушена процедура проведения публичных слушаний, по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, так как о проведении слушаний заявитель ничего не знала. По изложенным основаниям просит заявление удовлетворить в полном объеме.
В процессе рассмотрения дела представителем заявителя были представлены уточнения к заявлению указанием о признании незаконным Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ главы Частоостровского сельского совета об изменении вида разрешенного использования земельного участка с для «сельскохозяйственного назначения» на «ведение дачного хозяйства» в части изменения вида разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер №), расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 125 м по направлению на юго-восток от <адрес> <адрес> №), принадлежащего [СКРЫТО] М.А. на праве собственности (л.д. 26).
Определением Октябрьского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена ФБУ «Кадастровая палата» по Красноярскому краю (л.д. 79).
Определением Октябрьского районного суда г.Красноярска от 29.02.2012 года была произведена замена заинтересованного лица с ФБУ «Кадастровая палата» по Красноярскому краю на ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю (л.д. 102).
В судебном заседании представитель заявителя [СКРЫТО] М.А. – Обухов А.В. (действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №), требования, изложенные в заявлении с учетом уточнений поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации Частоостровского сельсовета <адрес> – Горбунова С.В. (действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) просила в удовлетворении заявления [СКРЫТО] М.А. отказать в связи с необоснованностью, указав, что от [СКРЫТО] М.А. в 2008 году в администрацию сельсовета поступило заявление о проведении публичных слушаний на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> 631р, участок 4, площадью 89100 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, для перевода в дачное хозяйство. С заявлением также были представлены правоустанавливающие документы на земельный участок. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, в рассматриваемом случае изменение категории земельного участка при изменении вида разрешенного использования не требовалось. Администрация Частоостровского сельсовета осуществляла свои полномочия в рамках действующего законодательства, орган местного самоуправления не должен нести ответственность за желания граждан об увеличении рыночной стоимости земельного участка, а также за незнание действующего законодательства о том, что при изменении вида разрешенного использования, повышается налог на указанный земельный участок. Также было указано о том, что [СКРЫТО] М.А. больше не обращалась с заявлением о повторном изменении вида разрешенного использования, с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка в первоначальное стояние. Также просила применить пропуск срока предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> – Орловский А.М. (действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), считал заявление [СКРЫТО] М.А. не подлежащим удовлетворению, поскольку заявителем пропущен срок на обращение в суд, который в соответствии с ч.1 ст. 256 ГПК РФ составляет 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении его прав. Из приложенных [СКРЫТО] М.А. документов следует, что ей стало известно о кадастровой стоимости земельного участка в октябре-ноябре 2010 года, в суд с заявлением последняя обратилась лишь в октябре 2011 года, т.е. с пропуском предусмотренного срока. Также [СКРЫТО] М.А. самостоятельно обращалась с заявлением в администрацию Частоостровского сельсовета с просьбой провести публичные слушания об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, с постановлением была ознакомлена, каких-либо доказательств незаконности действий органа местного самоуправления не представила.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, полагает заявление [СКРЫТО] М.А. не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться способами, предусмотренными законом.
Исходя из положений ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с требованиями ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В силу п.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственном кадастре недвижимости содержатся дополнительные (т.е. не относящиеся к уникальным) сведения о земельном участке, в том числе о категории земель и о разрешенном использовании земельного участка. Статья 22 указанного Федерального закона включает в состав необходимых для кадастрового учета документов копию документа, подтверждающего установленное в соответствии с федеральным законом разрешенное использование земельного участка. Соответственно в эти документы должны вноситься сведения о видах разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом. Часть 2 ст. 16 указанного Федерального закона устанавливает правило, что кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.13 – 20 ч.2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений (сюда входит и разрешенное использование земельных участков – п.14) осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. При этом ч.3 ст. 16 указанного Федерального закона дополняет, что кадастровый учет в связи с изменением некоторых сведений, в том числе с изменением разрешенного использования земельного участка, осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия определяется правилами земельного, градостроительного и кадастрового законодательства. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
В соответствии со ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Подпункт 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ к правам собственников земельных участков на их использование относит право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности М.А. на земельный участок площадью 89100 кв. м с кадастровым номером №, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, по адресу: примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира д<адрес> №, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Россия, <адрес>, приобретенный по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Согласно ответа ФГУ ЗКП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № (равнозначен кадастровым номерам №), был выделен в счет земельных долей в праве общей – долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № (равнозначен кадастровым номерам №) из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, ЗАО <адрес>» и поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства (л.д.9).
Из представленного Администрацией Частоостровского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что вышеуказанный земельный участок, принадлежащий [СКРЫТО] М.А. не входил и не входит по настоящее время в границы населенного пункта. В судебном заседании сторонами не оспаривалось об отсутствии на земельном участке объектов недвижимости.
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок площадью 89100 кв. м с кадастровым номером № (предыдущий номер №) имеет местоположение: участок находится примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира <адрес>, по левой стороне <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование (назначение): для сельскохозяйственного производства (л.д. 32).
[СКРЫТО] М.А. обратилась к главе Частоостровского сельсовета с письменным заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка на вид использования для дачного хозяйства (л.д. 30). Указанное представителем заявителя в судебном заседании не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания, на которых было принято решение об изменении вида разрешенного использования в том числе принадлежащего [СКРЫТО] М.А. земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы Администрации Частоостровского сельсовета <адрес> №, на основании поданного заявления и заключения комиссии для проведения публичных слушаний, на основании ФЗ № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», Устава Частоостровского сельсовета, решения Частоостровского сельского Совета депутатов №Р от ДД.ММ.ГГГГ «О Положении о публичных слушаниях в Частоостровском сельсовете» был изменен условно разрешенный вид использования земельных участков, в том числе земельного участка принадлежащего [СКРЫТО] М.А. с кадастровым номером №, площадью 89100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира, по левой стороне <адрес> №, расположенного за пределами участка, категория – «земли сельскохозяйственного назначения», с «для сельскохозяйственного назначения» на «дачное строительство» (л.д. 5-6).
Представителем заявителя [СКРЫТО] М.А. – Обуховым А.В., в качестве основания о признании вышеуказанного постановления незаконным в части изменении вида разрешенного использования земельного участка принадлежащего [СКРЫТО] М.А. указывается, то, что сельскохозяйственные угодья входят в состав земель сельскохозяйственного назначения и изменение вида разрешенного использования в рассматриваемом случае на дачное строительство возможно после изменения категории земель.
Состав земель в Российской Федерации определен в ст. 7 ЗК РФ и согласно п. 1 данной нормы земли по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п. 1 ст. 83 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пункт 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяет две подкатегории: сельскохозяйственные угодья и земли, не относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, то есть занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
При этом сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, что установлено п. 1 ст. 79 ЗК РФ.
Кроме того, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в частности: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, что следует из п.1 ст. 78 ЗК РФ.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
П. 1 ст. 78 ЗК РФ установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В отличие от прав этих субъектов, земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном ст. 81 ЗК РФ, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ №, договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено, что принадлежащий [СКРЫТО] М.А. земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, на котором в настоящее время отсутствуют строения, то есть сведения государственного кадастра недвижимости и правоустанавливающих документов не имеют противоречий и отражают информацию о нахождении земельного участка за границами населенных пунктов (п. 1 ст. 79 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Как определено в ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Общие требования к содержанию составных частей правил землепользования и застройки предусмотрены в частях 3-6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, и часть 6 данной статьи предусматривает, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статья 37 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4).
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 5).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, принадлежащий [СКРЫТО] М.А. вышеуказанный земельный участок не входил и не входит по настоящее время в границы населенного пункта.
В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
При таком положении, согласно ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решение об изменении (отказе в изменении) вида разрешенного использования земельного участка по заявлению [СКРЫТО] М.А. принимается в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», предусматривающем, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до ДД.ММ.ГГГГ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Следовательно, законодатель установил, что впредь до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации и зависит исключительно от усмотрения последнего.
Результат публичных слушаний по смыслу закона не предопределяет существо принимаемого главой местной администрации решения, поскольку в силу ч. 7 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В данном случае подлежит применению Федеральный закон «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан».
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, ФЗ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п.2 ст. 81).
Ст. 2 ФЗ "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Садовый земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений), установленного в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Таким образом, заявителю принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, предназначенный в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, то есть возможно изменение указанного разрешенного вида использования земельного участка на дачное строительство.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает, необходимым в удовлетворении заявления [СКРЫТО] М.А. отказать, поскольку как установлено в судебном заседании с учетом вышеизложенного в силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, вид разрешенного использования которого и указан в кадастровом паспорте и свидетельстве о государственной регистрации права вышеуказанного земельного участка принадлежащего [СКРЫТО] М.А., создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, поэтому заявительница как собственник земельного участка в соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.
При этом в рассматриваемом случае, с учетом вышеуказанных норм материального права испрашиваемый [СКРЫТО] М.А. вид разрешенного использования земельного участка – на «дачное строительство» не требует изменении категории земель. Глава Частоостровского сельсовета, рассмотрев заявление [СКРЫТО] М.А. в пределах своей компетенции, обоснованно счел возможным изменить вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего заявительнице. С учетом вышеизложенного, нарушений прав заявителя, в рассматриваемом случае [СКРЫТО] М.А. не имеется, в том числе с учетом личного обращения последней с письменным заявлением на имя главы Частоостровского сельсовета об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, что в судебном заседании представителем заявителя не оспаривалось.
Ссылка представителя заявителя [СКРЫТО] М.А. – Обухова А.В., о том, что в результате принятия Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с для «сельскохозяйственного назначения» на «ведение дачного хозяйства» налоговая база была увеличена в несколько раз, в связи, с чем на [СКРЫТО] М.А. была незаконно возложена обязанность по уплате данного налога, судом не принимается, поскольку с учетом вышеизложенного не служит основанием для признания указанного постановления незаконным, так как изменение для спорного земельного участка вида его разрешенного использования произведено без нарушения требований законодательства, а правильность начисления налога (налоговая база) в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка в рассматриваемом случае не может являться предметом рассмотрения настоящего спора и свидетельствовать о незаконности вынесенного постановления, поскольку администратором поступления земельного налога с контрольными функциями является налоговый орган.
Ссылка представителя заявителя [СКРЫТО] М.А. – Обухова А.В., о том, что нарушена процедура проведения публичных слушаний, судом не принимаются, поскольку как установлено в судебном заседании [СКРЫТО] М.А. обратилась с письменным заявлением к главе администрации Частоостровского сельсовета о проведении публичных слушаний в отношении земельного участка, расположенного: Россия, <адрес>, примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира д<адрес> <адрес> площадью 89100 кв.м с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного производства, для перевода в дачное хозяйство.
ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания, на которых было принято решение об изменении вида разрешенного использования в том числе принадлежащего [СКРЫТО] М.А. земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы Администрации Частоостровского сельсовета <адрес> №, на основании поданного заявления и заключения комиссии для проведения публичных слушаний, был изменен условно разрешенный вид использования земельных участков, в том числе земельного участка принадлежащего [СКРЫТО] М.А. с кадастровым номером №, площадью 89100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 125 м по направлению на юго-восток от ориентира, по левой стороне автодороги <адрес>, участок №, расположенного за пределами участка, категория – «земли сельскохозяйственного назначения», с «для сельскохозяйственного назначения» на «дачное строительство».
При этом информация о проведении публичных слушаний, в том числе в отношении земельного участка принадлежащего [СКРЫТО] М.А., порядок проведения, а также результаты проведения по окончанию которых ДД.ММ.ГГГГ было вынесено Постановлением главы Администрации Частоостровского сельсовета <адрес> № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с для «сельскохозяйственного назначения» на «ведение дачного хозяйства» была опубликована в средствах массовой информации («<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ и <адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ), т.е. являлась общедоступной.
Кроме того, суд считает необходимым указать на то, что в соответствии с требованиями действующего законодательства результат публичных слушаний по смыслу закона не предопределяет существо принимаемого главой местной администрации решения и зависит исключительно от усмотрения последнего.
Таким образом, с учетом вышеизложенного оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
При этом, суд принимает во внимание, что заявителем пропущен 3-месячный срок по требованиям о признании решений и действий (бездействия) незаконными, о котором было заявлено в судебном заседании представителем администрации Частоостровского сельсовета <адрес> и представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, исходя из следующего.
Согласно п.4 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010 года) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как разъяснено в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Как следует из материалов дела [СКРЫТО] М.А. стало известно о предполагаемом нарушении своих прав, в рассматриваемом случае, что имеет место изменение вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка вместо «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства» в октябре 2010 года, что следует из текста представленного заявления о признании решений и действий (бездействия) незаконными, и указанное в судебном заседании представителем заявителя не оспаривалось, тогда, как за защитой нарушенного права с рассматриваемыми требованиями заявитель обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ (согласно штемпеля входящей корреспонденции), т.е. спустя год, что свидетельствует о пропуске заявителем 3-х месячного срока обращения в суд.
При этом как следует из ответа ФГУ ЗКП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № в связи с обращением [СКРЫТО] М.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), последней было сообщено, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного назначения» на «ведение дачного хозяйства» произошло на основании принятого постановления администрации Частоостровского сельсовета <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на это с рассматриваемым заявлением о признании указанного постановления незаконным [СКРЫТО] М.А. обратилась лишь в октябре 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.254, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления [СКРЫТО] <адрес> – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Харитонов А.С.