Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 01.06.2017 |
Дата решения | 31.07.2017 |
Категория дела | Споры, связанные с землепользованием -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> о постановке (снятии) земельного участка на кадастровый учет, соединенное со спором о границах земельного участка и о праве на него |
Судья | Ерохина А.Л. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 9c75a01e-f850-3af6-891d-f3cc6ae8386f |
Дело У
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2017 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.
при секретаре Моисеенко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А1 к администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ян А.Н. обратился в суд с иском к администрации города Красноярска о возложении обязанности.
Требования мотивирует тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, пер. Каратузский, 38, земельный участок под указанным жилым домом был предоставлен предыдущему собственнику в аренду. 23 ноября 2015 года распоряжением администрации г. Красноярска № 5921-недв была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, истец обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, в чем ему было отказано, поскольку вид разрешенного использования земельного участка, выбранный истцом (жилая застройка) не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости, Правилам землепользования и застройки городского округа г. Красноярск и Генеральному плану города Красноярска. Поскольку Ян А.Н. имеет право на выкуп земельного участка, он просит возложить на администрацию города Красноярска обязанность поставить земельный участок площадью 957 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, пер. Каратузский, 38, на кадастровый учет, заключить с Яном А.Н. договор купли-продажи земельного участка по цене, установленной для выкупа земельного участка под жилым домом.
Истец Ян А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, доверил представлять свои интересы Ковалевой И.В.
Представитель истца Ковалева И.В., действующая на основании доверенности от 25 июня 2015 года, в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении к администрации г. Красноярска.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска Васильева Е.Ю., действующая на основании доверенности от 05 октября 2015 года, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что органы местного самоуправления не осуществляю кадастровый учет земельных участков, истец не лишен права обратиться в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил.
С учетом согласия представителя истца и ответчика, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
На основании п. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001 Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации введен в действие на основании ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2001.
На основании ст. 15 Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории)
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи.
При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 23 июня 2015 года Ян А.Н. приобрел у Ду Пейцзинь жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, пер. Каратузский, д. 38, общей площадью 85,7 кв.м., что подтверждается договором, свидетельством о праве собственности 24-24/001-24/001/021/2015-6005/2.
Право собственности продавца Ду Пейцзинь на указанный жилой дом возникло на основании решения Октябрьского районного суда г. Красноярска от 30 августа 2001 года.
Распоряжением администрации г. Красноярска № 5921-недв от 23 ноября 2015 года Яну А.Н. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка по адресу: г. Красноярск, пер. Каратузский, д. 38 на срок 2 года. В связи с предварительным согласованием предложено обеспечить выполнение кадастровых работ и осуществление кадастрового учета земельного участка.
При постановке земельного участка на кадастровый учет выяснилось, что вид разрешенного использования земельного участка (жилая застройка) не соответствует сведениям ГКН.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий итребованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 названной выше статьи).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 названного Кодекса под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
22 июня 2016 года Ян А.Н. обратился в администрацию г. Красноярска с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г. Красноярск и Генплан города в части включения в «зону застройки многоэтажными жилыми домами «зона Ж-4» вида разрешенного использования (условно разрешенное использование земельного участка под строительство (расположение) малоэтажного жилого дома по адресу: г. Красноярск, пер. Каратузский, 38. На сегодняшний день, как указывает истец, внесение изменений в ПЗЗ не осуществлено. Наличие в ГКН сведений о виде разрешенного использования, не соответствующего фактически существующему, препятствует истцу в регистрации права собственности на земельный участок, в связи с чем к администрации г. Красноярска предъявлены требования о постановке земельного участка на кадастровый учет и возложении обязанности заключить договор купли-продажи.
Разрешая требования о постановке земельного участка на кадастровый учет, суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права. Так, по смыслу действующего законодательства, кадастровый учет и регистрация права собственности на земельный участок осуществляются одновременно. При этом, закон не предусматривает обязанность осуществления действий по постановке земельного участка на кадастровый учет органами местного самоуправления.
Ян А.Н. в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату не обращался, доказательств обращения суду не представил, отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату не обжаловал, равно как не обжаловал отказ администрации г. Красноярска во внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
Доводы о возможности либо невозможности приобретения в собственность земельного участка под принадлежащим истцу на праве собственности жилым домом в связи с имеющимся в ГКН видом разрешенного использования земельного участка, не являются предметом судебного разбирательства, поскольку истец с заявлением в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о предоставлении земельного участка в собственность за плату не обращался, отказ в предоставлении в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд не обжаловал.
Суд не является органом исполнительной власти, не может подменять своими решениями действия органов местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах, суд находит необходимым отказать Яну А.Н. в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию г. Красноярска обязанности поставить земельный участок на кадастровый учет, поскольку действующим законодательством не предусмотрена такая обязанность для органов местного самоуправления, а кадастровый учет земельного участка является правом истца, не лишенного возможности оспорить действия Управления Росреестра по Красноярскому краю в случае неправомерного отказа в осуществлении кадастрового учета либо администрации г. Красноярска в случае неправомерного отказа во внесении изменений в правила землепользования и застройки г. Красноярска. Требования о возложении на администрацию г. Красноярска обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка суд также находит необоснованными, поскольку, как было указано выше, истец с заявлением в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о предоставлении земельного участка в собственность за плату не обращался, отказ в предоставлении не оспорил. Таким образом, суд считает, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, поскольку предъявленные исковые требования фактически направлены на подмену судом полномочий органов местного самоуправления в случае их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований А1 к администрации города Красноярска о возложении обязанности отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья: А.Л. Ерохина