Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 02.02.2017 |
Дата решения | 22.05.2017 |
Категория дела | Споры, связанные с землепользованием -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и определении их выкупной цены |
Судья | Ерохина А.Л. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | fb6f6d81-f58f-3bfa-bd96-94c4a9e151d9 |
Дело У
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2017 года Х
Октябрьский районный суд Х в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
с участием помощника прокурора Х А3,
при секретаре А4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента градостроительства администрации Х к А2, А1 об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства администрации Х обратился в суд с исковыми требованиями к А2 и А1 об изъятии для государственных нужд, прекращении права собственности, выселении и признании права государственной собственности за Хм на объекты недвижимого имущества: 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером У адресу: Х, общей площадью 966 кв.м.; Х жилом доме по адресу: Х, общей площадью 966 кв.м.
Требования мотивированы тем, что А2 является собственником указанных объектов недвижимости. В Х фактически проживают А2 и А1 Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, распоряжением администрации Х изъят для государственных нужд в целях строительства участка автомобильной дороги в створе Х от Х до Х. В адрес А2 был направлен проект соглашения, согласно которому собственнику предложено денежное возмещение за изымаемые объекты недвижимости в размере 1635 763 руб. По истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения ответчик А2 не представила в адрес истца подписанное соглашение об изъятии недвижимого имуществ, а также не предложила заключить соглашение на иных условиях.
В судебном заседании представитель истца Департамента градостроительства администрации Х, третьего лица МКУ Х «Управление капитального строительства» А5, действующая на основании доверенностей от 00.00.0000 года и 00.00.0000 года (л.д. 45, 46) на удовлетворении исковых требований (с учетом уточнённых) настаивала, при определении суммы возмещения просила руководствоваться оценкой, проведенной ООО ТПК «Старатель».
Ответчики А2 и А1 в судебном заседании исковые требования признали, при определении суммы возмещения просили руководствоваться выводами оценки ООО «КрасОценка».
Выслушав представителя истца Департамента градостроительства администрации Х, МКУ Х «Управление капитального строительства» А5, ответчиков А2 и А1, заключение помощника прокурора Х А3, полагавшей требования о выкупе недвижимого имущества, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности на недвижимое имущество подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
На основании ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством объектов федерального, регионального или местного значения, в том числе автомобильных дорог.
Согласно ч. 5 ст. 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (п. 1). При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (п. 2). Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3.2 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2)
В соответствии со статьей 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Судом установлено, что распоряжением администрации Х У-арх от 00.00.0000 года «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в створе Х от Х до Х» принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд в целях строительства участка автомобильной дороги в створе Х от Х до Х земельных участков и жилых объектов недвижимого имущества и в соответствии с перечнем согласно приложению, в том числе земельного участка с кадастровым номером У, расположенного по адресу: Х жилом доме с кадастровым номером У расположенном по адресу: Х (л.д. 4-6).
Из объяснений А2 и А1 следует, что они проживают в Х жилого дома по адресу: Х.
Ответчик А2 является собственником 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером У по адресу: Х, общей площадью 966 кв.м.; Х жилого дома по адресу: Х, кадастровый У, общей площадью 17,5 кв.м. (л.д. 11, 12).
00.00.0000 года собственнику земельного участка и недвижимого имущества, расположенного на нем, по Х в Х А2 МКУ Х «Управление капитального строительства» направлен проект соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, согласно которому размер предлагаемой администрацией Х денежной компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества составляет 1635 763 рубля (л.д. 7, 8-9).
Учитывая, что земельный участок изымается для государственных нужд в связи со строительством участка автомобильной дороги, суд приходит к выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчика на жилое помещение и иные расположенный на изымаемом земельном участке объекты недвижимого имущества в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд путем выкупа стороной истца соблюден.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 20 Постановления от 00.00.0000 года У «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения. Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка, в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
В связи с тем, что сторонами спора не достигнуто соглашение о выкупной стоимости изымаемого имущества, Департамент градостроительства администрации Х обратился в суд с требованиями о выкупе недвижимого имущества, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности на недвижимое имущество.
Рассматривая спор по существу, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Департамента градостроительства администрации Х об изъятии для государственных нужд в государственную собственность Х 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером У по адресу: Х, общей площадью 966 кв.м.; Х жилом доме по адресу: Х, общей площадью 966 кв.м., после возмещения А2 денежной компенсации за изымаемые объекты недвижимости, о прекращении права собственности А2 на указанные объекты недвижимости и о признании государственной собственности на них. При этом суд исходит из того, что изъятие обусловлено необходимостью строительства участка автомобильной дороги, решение об изъятии жилого помещения путем выкупа принято компетентным органом, соблюдена предусмотренная частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника.
При определении размера денежной компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества, суд приходит к следующим выводам.
В обоснование выкупной цены истцом представлены суду отчет У от 00.00.0000 года, составленный ООО ТПК «Старатель», согласно которому стоимость выкупной цены 1/2 доли в праве собственности на земельный участок по адресу: Х жилом доме по адресу: Х, составляет 1635 763 рубля (л.д. 15-38, 15).
Ответчиком А2 в материалы дела представлен отчет ООО «КрасОценка» № Д-0559/16 от 00.00.0000 года, согласно которому общая стоимость спорных объектов недвижимого имущества составляет 2107 000 руб. (л.д. 47-102).
С целью определения стоимости изымаемого недвижимого имущества определением суда от 00.00.0000 года назначена судебная оценочная экспертиза стоимости спорных объектов недвижимого имущества, проведение которой поручено ООО Центр Независимых Экспертиз «ПРОФИ». Согласно заключению ООО Центр Независимых Экспертиз «ПРОФИ» У от 00.00.0000 года рыночная стоимость 1/2 доли в праве собственности на земельный участок по адресу: Х составляет 1227300 руб., рыночная стоимость Х жилом доме по адресу: Х, составляет 520500 руб., стоимость убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества – 112 842 руб.
При определении стоимости спорных объектов недвижимого имущества суд считает необходимым руководствоваться заключением ООО «КрасОценка» № Д-0559/16 от 00.00.0000 года, поскольку оно соответствует положениям Федерального закона от 00.00.0000 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка произведена при непосредственном обследовании объекта оценки, выводы, изложенные в заключении, не нарушают прав и законных интересов проживающего в жилом помещении собственника.
Таким образом, размер денежной компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества суд определяет в сумме 2107 000 рублей.
Поскольку принудительное отчуждение имущества для государственных и муниципальных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения, право собственности А2 на 1/2 долю на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100409:25 по адресу: Х, общей площадью 966 кв.м.; Х жилом доме по адресу: Х, может быть прекращено после возмещения А2 выкупной цены, установленной решением суда.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Возможность принудительного снятия гражданина с регистрационного учета предусмотрена статьей 7 Закона РФ от 00.00.0000 года У "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и пунктом 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 года У. Согласно этим нормам снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда при выселении или признании утратившим право пользования жилым помещением.
Изъятие у ответчика земельного участка и расположенной на нем квартиры, и выплата соответствующей компенсации является основанием для прекращения у А2 права собственности на принадлежащее ему недвижимое имущество, выселении ответчиков А2, А1 из жилого помещения – квартиры по адресу: Х.
В силу ст. 7 Закона РФ от 00.00.0000 года У «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
С учетом изложенного, решение является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по месту жительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента градостроительства администрации Х к А2, А1 об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности удовлетворить частично.
Изъять для государственных нужд в собственность Х 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером У по адресу: Х, общей площадью 966 кв.м.; квартиру по адресу: Х, площадью 17,5 кв.м., принадлежащие А2, после возмещения А2 выкупной цены изымаемых объектов недвижимости в размере 2107 000 рублей.
Прекратить право собственности А2 на 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером У по адресу: Х, общей площадью 966 кв.м.; квартиру по адресу: Х, площадью 17,5 кв.м., после выплаты А2 возмещения в размере 2107 000 рублей.
Признать право государственной собственности Х на 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером У по адресу: Х, общей площадью 966 кв.м.; квартиру по адресу: Х, площадью 17,5 кв.м.
Выселить А2 и А1 из жилого помещения - квартиры по адресу: Х, без предоставления другого жилого помещения.
Решение является основанием для снятия А2 и А1 с регистрационного учета по адресу: Х.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хвой суд через Октябрьский районный суд Х в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья: Ерохина А.Л.