Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 02.02.2017 |
Дата решения | 22.05.2017 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Судья | Майко П.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 14154aea-c69d-3fe3-86d9-0b0f5d9d54c2 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 22 мая 2017 г.
Октябрьский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего Майко П.А.,
при секретаре Жидкова О.Б.
с участием заместителя прокурора района Романчук О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Красноярск к [СКРЫТО] Г.В., [СКРЫТО] М.Ф., [СКРЫТО] В.Ф. об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, выселении
У С Т А Н О В И Л:
МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к [СКРЫТО] Г.В., [СКРЫТО] М.Ф., [СКРЫТО] В.Г. об изъятии для государственных нужд, прекращении права собственности, выселении, снятии с регистрационного учета, признании права государственной собственности на жилой дом Х по ул. Локомотивная в г. Красноярске. Требования мотивированы тем, что ответчики является собственниками указанного жилого дома и состоят на регистрационном учете. Земельный участок, на котором расположен дом, распоряжением администрации г. Красноярска изъят для государственных нужд в целях строительства участка автомобильной дороги в створе улицы Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова Октябрьского района г. Красноярска. В адрес ответчиков был направлен проект соглашения, согласно которому собственникам предложено денежное возмещение за изымаемый объект недвижимости в размере 3155420 рублей. По истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения ответчики не представили в адрес истца подписанное соглашение об изъятии недвижимого имущества, а также не предложили заключить соглашение на иных условиях.
В судебном заседании представитель истца Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» Жданова Н.С. на удовлетворении исковых требований настаивала.
В судебном заседании представитель ответчиков – Зайцева И.А. с иском согласна частично, т.к. выкупная цена занижена. Признает факт проживания всех ответчиков в спорном домовладении и принадлежность им его в равных долях по 1/3 доле.
Выслушав представителя истца Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства», представителя ответчика, заключение помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска Романчук О.П., полагавшей требования о выкупе недвижимого имущества, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности на недвижимое имущество подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3.2 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2)
В соответствии со статьей 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Судом установлено, что распоряжением администрации г. Красноярска № 136-арх от 28 августа 2016 года «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова» принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд в целях строительства участка автомобильной дороги в створе улицы Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова Октябрьского района г. Красноярска земельных участков и жилых объектов недвижимого имущества и в соответствии с перечнем согласно приложению, в том числе жилого дома с кадастровым номером У, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Локомотивная, Х
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 06.05.2009 года собственниками спорного имущества являются [СКРЫТО] М.Ф., [СКРЫТО] Г.В., [СКРЫТО] В.Ф., имеющий каждый по 1/3 доли в обще долевой собственности.
Согласно выписки из финансово - лицевого счета от 03.05.2012 года ответчики состоят на регистрационном учете в спорном жилье.
18 октября 2016 года в адрес собственников Х по ул. Локомотивная в г. Красноярске, МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» направлен проект соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, согласно которому размер предлагаемой администрацией г. Красноярска денежной компенсации за изымаемый объект недвижимого имущества составляет 3155420 рублей, т.е. по 1051807 руб. каждому.
Учитывая, что земельный участок изымается для государственных нужд в связи со строительством участка автомобильной дороги, суд приходит к выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчика на жилое помещение, в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд путем выкупа, стороной истца соблюден.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения. Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка, в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
В связи с тем, что сторонами спора не достигнуто соглашение о выкупной стоимости изымаемого имущества Департамент градостроительства администрации города Красноярска обратился в суд с требованиями о выкупе недвижимого имущества, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование выкупной цены истцом представлен суду отчет № 28ОЦ-10 от 12 сентября 2016 года, составленный ООО «Центр независимой оценки», согласно которому стоимость выкупной цены жилого дома, общей площадью 58,9 кв.м. и земельного участка, общей площадью 502кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Локомотивная, Х, составляет 3155 420 рублей.
Не согласившись с выкупной ценой спорного имущества, ответчиками представлен свой отчет об оценки Краевого центра профессиональной оценки и экспертизы «Движение», согласно которого стоимость спорного недвижимого имущества составляет 4 117 000 рублей.
Выкупная цена изымаемого имущества должна рассчитываться по состоянию на день, предшествующий принятию постановления правительства области об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд.
Данное положение предусмотрено пунктом 4 статьи 57 ЗК РФ для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу статьи 282 ГК РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 89-КГ15-4)
Указанная правовая позиция остается актуальной и при рассмотрении дел о принудительном изъятии жилых помещений и земельных участков для государственных или муниципальных нужд после 1 апреля 2015 г., поскольку действующим законодательством не установлено иное.
Ввиду противоречивости вышеуказанных экспертиз сторон, суд назначил судебную экспертизу в Оценочно консалтинговую компанию РосЗБК, согласно которой стоимость спорного имущества составила 3814 030 руб.
Суд полагает признать допустимым доказательством и положить в обоснование решения именно выводы специалистов ОКК «РосЗБК», так данный отчет у суда сомнений не вызывает, изготовлен полномочным специалистом, предупрежденным об уголовной ответственности.
На момент рассмотрения дела в суде, жилой дом стоит 2184707 руб., земельный участок стоит 936732 руб., гараж стоит 142200 руб., стайка стоит 40875 руб., баня стоит 69324 руб., подвал стоит 78400 руб., подвал стоит 44800 руб., убытки от изъятия имущества составят 316992 руб.
Стороны согласны с судебной экспертизой.
Рассматривая спор по существу, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об изъятии для государственных нужд в государственную собственность Красноярского края жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Локомотивная, Х после возмещения ответчикам денежной компенсации за изымаемый объект недвижимости, о прекращении права собственности ответчиками на указанный объект недвижимости, о признании государственной собственности на указанный объект. При этом суд исходит из того, что изъятие обусловлено необходимостью строительства участка автомобильной дороги, решение об изъятии жилого помещения путем выкупа принято компетентным органом, соблюдена предусмотренная частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника.
При определении размера денежной компенсации за изымаемый объект недвижимого имущества суд принимает во внимание отчет об оценке ООО «РосЗБК», в соответствии с которым рыночная стоимость жилого дома Х по ул. Локомотивная в г. Красноярска составляет 3814030 рублей, поскольку указанный отчет соответствует положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральному стандарту оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299, кроме того, ответчики с оценкой жилого дома в размере 3814030 рублей в судебном заседании согласились.
Таким образом, размер денежной компенсации за изымаемое жилое помещение суд определяет в сумме 3 814 030 рублей., по 1271343,33 руб. каждому ответчику.
Поскольку принудительное отчуждение имущества для государственных и муниципальных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения, право собственности ответчиками на жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Локомотивная, Х может быть прекращено после возмещения ответчикам [СКРЫТО] Г.В., [СКРЫТО] М.Ф., [СКРЫТО] В.Г. выкупной цены, установленной решением суда.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Возможность принудительного снятия гражданина с регистрационного учета предусмотрена статьей 7 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и пунктом 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713. Согласно этим нормам снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда при выселении или признании утратившим право пользования жилым помещением.
Изъятие у ответчиков жилого помещения и выплата соответствующей компенсации является основанием для прекращения у [СКРЫТО] Г.В., [СКРЫТО] М.Ф., [СКРЫТО] В.Г. права собственности на принадлежащее им недвижимое имущество, выселении ответчиков из данного жилого помещения и снятии ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска к [СКРЫТО] Г.В., [СКРЫТО] М.Ф., [СКРЫТО] В.Ф. об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности удовлетворить.
Изъять для государственных нужд в собственность Красноярского края жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Локомотивная, Х, принадлежащий [СКРЫТО] Г.В., [СКРЫТО] М.Ф., [СКРЫТО] В.Ф. с выплатой выкупной цены изымаемого объекта недвижимости в сумме 3814 030 рублей, по 1 271343,33 руб. в пользу каждого.
Право собственности [СКРЫТО] Г.В., [СКРЫТО] М.Ф., [СКРЫТО] В.Ф. на объекты недвижимости - жилой дом, с имеющимися постройками и земельным участком, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Локомотивная, Х может быть прекращено и возникнуть у муниципального образования города Красноярска на основании настоящего решения после возмещения [СКРЫТО] Г.В., [СКРЫТО] М.Ф., [СКРЫТО] В.Ф. муниципальным образованием г. Красноярск выкупной цены, установленной решением суда, с выселением [СКРЫТО] Г.В., [СКРЫТО] М.Ф., [СКРЫТО] В.Ф. без предоставления другого жилого помещения и признания права государственной собственности Красноярского края на жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Локомотивная, Х общей площадью 58,9 кв.м. и снятия [СКРЫТО] Г.В., [СКРЫТО] М.Ф., [СКРЫТО] В.Ф. с регистрационного учета по адресу: г. Красноярск, ул. Локомотивная, Х.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Майко П.А.