Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 13.01.2017 |
Дата решения | 22.12.2017 |
Категория дела | Споры, связанные с землепользованием -> Споры о праве собственности на землю -> иные споры о праве собственности на землю |
Судья | Кравченко О.Е. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f86db468-8117-36ff-bae7-651d47194164 |
Дело № 2-2865/2017
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2017 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Кравченко О.Е.,
при секретаре Краузе А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Елены Николаевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об исправлении реестровой ошибки, исключении сведений о границах, возложении обязанности;
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений к иску) к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и ООО ГУК «Жилфонд», в котором просят признать реестровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером У, исключив из ГКН сведения о местоположении границ указанного участка и возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность передать без торгов в собственность за плату [СКРЫТО] Е.Н. земельный участок площадью 24 кв.м расположенный по адресу: Х «Г» бокс У в границах с координатами характерных точек :
1-(Х 632712.37: Y 94927.78 ):
2 -(X 632712.73:Y 94931.20 );
3-(X 632706. 68 Y 94931.91 );
4-(X 632706.29;Y 94928.21 );
5(Х 632706.26 ; Y 94927.96 );
61(X 632712.32;Y 94927.30 );
Свои требования мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит гаражный бокс, расположенный по адресу: Х «Г» бокс У площадью, 21,8 кв.м. Осуществляя намерение оформить земельный участок в собственность при формировании его границ было выявлено наложение границ формируемого земельного участка на учтенные границы земельного участка 24:50:0100257:85 площадь наложения составила 22 кв.м., при этом кадастровым инженером сделан вывод о наличии реестровой ошибки ввиду некорректного измерения ранее учтенных границ участков, кроме того, при проведении департаментом муниципального имущества и земельных отношений процедуры межевания земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100257:85 на котором расположены многоквартирные дома, не было учтено наличие выстроенного гаражного бокса истца, под строительство которого ранее был предоставлен в установленном законом порядке земельный участок.
В судебном заседании представитель истца [СКРЫТО] Е.Н. – Черкашина Л.В. (по доверенности) исковые требования с учетом уточнений к иску поддержала в полном объеме по основаниям, изложенном в заявлении.
Представители ответчиков Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, ООО ГУК «Жилфонд», а также представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по красноярскому краю, администрации г. Красноярска, Кадастровой палаты Красноярского края в суд не явились по неизвестным причинам, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом в соответствие со ст. 113 ГПК РФ. Письменного отзыва (возражений) не представили.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая мнение представителя истцов, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося ответчика, в порядке заочного производства.
Таким образом, суд признает уведомление ответчиков и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства надлежащим и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников, по имеющимся в деле доказательствам, в заочном порядке.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшего на момент предъявления иска) ошибкой в государственном кадастре недвижимости является, в том числе воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 названного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Частью 10 статьи 22 Федерального закона №218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно положениям статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Федеральный закон №221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона № 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ документом, который содержит сведения о земельном участке является межевой план, который составляется на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, основанием возникновения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности являются договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Порядок предоставления земельных участков в собственность за плату предусмотрен ст. 39.3 Земельного кодекса РФ и устанавливает, в каких случаях продажа земельных участков осуществляется с торгов и без проведения торгов.
Согласно подпункту 6 пункта 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ № 221 местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 ФЗ № 221 документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 ФЗ № 221).
Согласно частям 1 и 7 статьи 39 части 7 статьи 38 ФЗ № 221 местоположение границ земельных участков подлежит в установленном частью 7 статьи 38 ФЗ № 221 порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п.8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичное положение закреплено в п.4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, где указано, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Согласно пункту 20 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ постановка земельного участка на кадастровый учет осуществляется кадастровым органом на основании решения органа местного самоуправления об утверждении схемы КПТ и предварительного согласования предоставления земельного участка. В связи с отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка поставить земельный участок на кадастровый учет, не представляется возможным. По этой причине истцы лишены возможности реализовать свое право на приобретение в собственность земельный участок, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности жилой дом.
Как следует из положений ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1 и 28 Положения о департаменте, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, департамент принимает решение о продаже земельных участков в порядке, установленном действующим законодательством и правовыми актами города.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируется статьей 61 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее -Федеральный закон № 218-ФЗ).
В указанной статье предусмотрено исправление технической ошибки, которая предусматривает описку, опечатку, грамматическую или арифметическую ошибку, допущенную органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшую к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и реестровой ошибки, которая может быть воспроизведена в Едином государственном реестре недвижимости и содержаться в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Согласно пункту 4 части 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Елене Николаевне на праве собственности на основании судебного решения Октябрьского районного суда Х от 03.10.2013г. принадлежит гаражный бокс общей площадью 21,8 кв.м. (Лит Г) по адресу: Х «Г» бокс У, что подтверждается копией решения суда от 03.10.2013г., вступившего в законную силу 10.12.2013г., определения от 30.12.2013г. и свидетельства о государственной регистрации права от 13 февраля 2014 года 24 ЕЛ 378975.
В целях оформления права собственности на спорный земельный участок и формирования границ земельного участка и постановки его на кадастровый учет она обратилась в ООО «Роза ветров».
Согласно заключению кадастрового инженера, изложенному в межевом плане, выявлено наложение формируемого земельного участка на учтенные границы земельного участка, находящегося в муниципальной собственности с кадастровым номером У с площадью наложения, составляющей 22 кв.м., что подтверждается копией плана границ земельного участка и заключением кадастрового инженера ООО «Роза ветров».
Формирование ответчиком земельных участков без учета расположения на них объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности истцу, нарушает ее права и является незаконным, кроме того, сведения о границах указанного участка с кадастровым номером У, внесенные в ГКН, являются ошибочными, что подтверждается выводами кадастрового инженера при формировании межевого плана на спорный участок.
В силу ст.39 Земельного кодекса РФ истец вправе требовать передачи ему в собственность за плату земельного участка на котором расположено принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание (гаражный бокс).
Кроме того, поскольку при проведении межевания земельного участка занимаемого многоквартирным домом с кадастровым номером У участок сформирован некорректно, содержат ошибочные сведения об их границах, препятствующие в формировании спорного земельного участка и постановке его на кадастровый учет с учетом фактического землепользования, при этом при составлении межевого плана данного участка его границы с собственником строения (истицей) расположенного на данном участке, не согласовывались, суд полагает требования истца об исправлении реестровой ошибки законными и обоснованными и приходит к выводу о необходимости исключения сведений из Государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером У.
Кроме того, требования о возложении на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности передать без проведения торгов в собственность за плату [СКРЫТО] Е.Н. земельный участок площадью 24 кв. м., расположенный по адресу: Х Г бокс У в границах с координатами указанных характерных точек удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования [СКРЫТО] Елены Николаевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об исправлении реестровой ошибки, исключении сведений о границах, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать реестровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100257:85, исключив сведения из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельных участков.
Возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность передать без проведения торгов в собственность за плату [СКРЫТО] Елене Николаевне земельный участок площадью 24 кв. м., расположенный по адресу: Х Х «Г» в границах с координатами характерных точек:
1-(Х 632712.37: Y 94927.78 ):
2 -(X 632712.73:Y 94931.20 );
3-(X 632706. 68 Y 94931.91 );
4-(X 632706.29;Y 94928.21 );
5(Х 632706.26 ; Y 94927.96 );
61(X 632712.32;Y 94927.30 );
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об его отмене в течение 7 дней со дня вручения копии указанного решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко