Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 10.02.2014 |
Дата решения | 25.03.2014 |
Категория дела | должностных лиц, государственных и муниципальных служащих |
Судья | Соловьев Е.В. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | c82e97b6-6862-3fa9-ac2f-1b5239ce8a00 |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 25 марта 2014 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Соловьева Е.В.,
при секретаре Калениченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению [СКРЫТО] В.В. о признании незаконными действий должностного лица и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] В.В. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что в 00.00.0000 года года она (заявитель) обратилась в администрацию Х с просьбой признать факт невозможности проживания в квартире по адресу: Х закона У – ФЗ от 00.00.0000 года. Однако Ответом № л-1927 от 00.00.0000 года заместителя руководителя администрации Г.Д.И. ей ([СКРЫТО]) было отказано со ссылкой на то, что она не относится к категории лиц, установленных Законом, поскольку до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления не обращалась. При изложенных обстоятельствах, просит признать действия указанного должностного лица незаконными, поскольку необоснованный отказ препятствует реализации ее (заявителя) права на жилье и противоречит положениям Закона, гарантирующим право на получение жилья даже после достижения 23 лет, обязать установить факт невозможности проживания в указанной квартире и взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании [СКРЫТО] В.В. в полном объеме поддержала доводы заявления, просила удовлетворить, дополнительно пояснив, что заявление в Х ею было подано исключительно с целью дальнейшего получения жилья, поскольку по ее (заявителя), мнению, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за нею, в соответствии с действующим законом, до фактического обеспечения жилым помещением и тот факт, что ею ([СКРЫТО]) достигнут возраст в 23 года правового значения не имеет.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Октябрьского района г. Красноярска – Гонт О.В. (по доверенности) требования [СКРЫТО] В.В. не признала, просила в их удовлетворении отказать, полагая принятое решение законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254, ст. 255 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: … нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 00.00.0000 года У «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершения действия; соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из материалов дела усматривается, что в 00.00.0000 года года [СКРЫТО] В.В., 00.00.0000 года года рождения обратилась к руководителю Х с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: Х34, общей площадью 47,50 кв.м., которое было закреплено за нею ([СКРЫТО]) Распоряжением администрации Х от 00.00.0000 года № 156-п в связи с лишением родительских прав обоих родителей.
Как следует из существа заявления, а также пояснений [СКРЫТО] В.В. в судебном заседании, заявление об установлении факта невозможности проживания было направлено в Х с целью получения в дальнейшем благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в рамках положений ч.1 ст.8 Федерального закона У – ФЗ от 00.00.0000 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
00.00.0000 года на имя [СКРЫТО] В.В. заместителем руководителя Х Г.Д.И. был дан ответ за № л-1927 на заявление, в удовлетворении которого было отказано с учетом того, что она ([СКРЫТО]) в настоящее время не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом № 159-ФЗ от 00.00.0000 года года, поскольку обратилась с заявлением в возрасте 25 лет, что противоречит положениям п.9 ст.8 Закона. Помимо этого, заявителю было разъяснено право обратиться в администрацию района для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений в общем порядке, предусмотренном ст.51 ЖК РФ.
Как указано выше, в настоящее время [СКРЫТО] В.В. вышеприведенный ответ полагает незаконным по единственному основанию, а именно положению ч.9 ст.8 ФЗ № 159, в котором указано, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В судебном заседании заявитель также пояснила, что по ее мнению, несмотря на тот факт, что она обратилась в орган местного самоуправления уже в возрасте 25 лет право на получение жилья остается за нею (как ребенком, оставшимся без попечения родителей) до фактического обеспечения ее жилым помещением.
Вместе с тем, суд полагает приведенные заявителем доводы несостоятельными и основанными на неверном толковании права, исходя из следующего.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 00.00.0000 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон), к детям – сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных учреждений, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно положений ч.1 ст.8 Закона следует, что детям – сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений
Как следует из материалов дела, Постановлением Х № 156-П от 00.00.0000 года несовершеннолетние [СКРЫТО] Я.В., [СКРЫТО] В.В. и [СКРЫТО] К.В. ввиду того, что место нахождения их родителей неизвестно были устроены в государственное учреждение и за ними закреплено жилое помещение по адресу: Х
Решением Октябрьского районного суда Х от 00.00.0000 года, вступившим в законную силу, [СКРЫТО] Н.Б. и [СКРЫТО] В.А. были лишены родительских прав в отношении их детей: К., Я. и В. и которые были оставлены на попечение детского Х.
Указанные обстоятельства, помимо пояснений заявителя, подтверждаются копиями Постановления и Решения суда, а также не оспариваются представителем заинтересованного лица.
Как следует из преамбулы приведенного выше Закона, а также из положений ст.1 того же нормативного акта, его положения распространяются на детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии с п.9 ст.8 Закона (в редакции Федерального закона от 00.00.0000 года № 15-ФЗ и вступившего в силу с 00.00.0000 года), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По смыслу указанной статьи в его взаимосвязи иными положениями статьи 8 Закона, право на предоставление жилого помещения спе6циализированного жилого фонда сохраняется за лицами, включенными по достижении 14-летнего возраста в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обратившимися по достижении возраста 18 лет с соответствующим письменным заявлением, но которые не были обеспечены жилым помещением до достижения возраста 23 лет. При этом в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что гарантируемая детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста, указанный срок является пресекательным, истечение которого прекращает право лица. Поэтому пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Законом и законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без попечения родителей лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых приведенным Федеральным законом. По достижению возраста 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют исключительно лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Данная позиция также подтверждается Обзором практики Верховного Суда РФ от 00.00.0000 года «Обзор законодательства судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года» (ответ на вопрос № 21).
Тот факт, что [СКРЫТО] В.В. обратилась с соответствующим заявлением в ноябре 2013 года (то есть в возрасте 25 лет и 11 месяцев), а также то, что до достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления она не обращалась, и, соответственно, вставшей (поставленной) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не является, заявительница не оспаривала в судебном заседании. О наличии каких – либо веских и уважительных причин, которые бы объективно препятствовали ей обратиться в компетентный орган за реализацией своего права, со стороны [СКРЫТО] В.В. также не заявлено и доказательств обратного не представлено.
Таким образом, оценивая все приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что обжалуемые действия должностного лица (и, соответственно, письменные ответы) были произведены и даны в рамках предоставленных ему полномочий, в строгом соответствии с действующим жилищным и иным законодательством, действующим в Российской Федерации, с правильным установлением того факта, что заявитель [СКРЫТО] В.В. на момент подачи заявления не относилась к категории лиц, на которых распространяется действие положений Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 00.00.0000 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, не находит достаточных оснований для удовлетворения заявления последней.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления [СКРЫТО] В.В. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: