Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 09.01.2018 |
Дата решения | 20.09.2018 |
Категория дела | Социальные споры -> Иные споры, связанные с предоставлением государственной социальной помощи (скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами, льготы и др.) |
Судья | Вожжова Т.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | db228b3b-a46e-3d99-8c4d-bf4edf0e50cf |
Дело № 2-2662/2018
Категория 2.90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2018 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Вожжовой Т.Н.,
при секретаре Сотниковой В.С.,
с участием представителя процессуального истца Лавейкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Красноярска в интересах [СКРЫТО] Александра Сергеевича к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании решений незаконными, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах [СКРЫТО] А.С. к Управлению социальной защиты населения Администрации Октябрьского района в городе Красноярске о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в городе Красноярске о приостановлении предоставления [СКРЫТО] А.С. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 февраля 2017 года, признании незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в городе Красноярске о прекращении предоставления [СКРЫТО] А.С. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 марта 2017 года и возложении обязанности на Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в городе Красноярске предоставить [СКРЫТО] А.С. меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 февраля 2017 года по 01 марта 2017 года. Требования прокурор мотивирует тем, что федеральным законодательством возможность приостановления выплат мер социальной поддержки в отношении инвалидов не предусмотрено, в том числе и в случае наличия задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, в связи с чем правовых оснований у ответчика для приостановления и прекращения выплаты инвалиду мер социальной поддержки не имелось, действия ответчика незаконны.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Лавейкина Н.А. на заявленных исковых требованиях по изложенным выше основаниям настаивала.
[СКРЫТО] А.С. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен заказной корреспонденцией, которая возвратилась в суд за истечением срока хранения.
В судебное заседание представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Октябрьского района в городе Красноярске не явился. Суду представили письменный отзыв, согласно которому считают требования прокурора необоснованными, поскольку взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение, в связи с чем наличие задолженности по нему является основанием для приостановления и прекращения предоставления мер социальной поддержки. Также указали, что данная мера носит компенсационный характер, в связи с чем в случае расходов по оплате отсутствует и необходимость их компенсировать.
Выслушав мнение процессуального истца, не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, суд, руководствуясь ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п. п. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] А.С. является инвалидом Z, инвалидность с детства (л.д. 12).
[СКРЫТО] А.С. является членом семьи собственника квартиры, расположенной по адресу: Х, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.33). В указанной квартире [СКРЫТО] А.С. зарегистрирован и проживает (л.д. 35).
Согласно сведениям ответчика, 01 февраля 2007 года [СКРЫТО] А.С. назначена мера социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 13,14,15,44).
Также судом установлено, что выплата субсидии [СКРЫТО] А.С. была приостановлена с 01 февраля 2017 года в связи с наличием задолженности по оплате услуги «взнос на капитальный ремонт» за период с 01 октября 2016 года по 28 февраля 2017 года в размере 2 292 рубля 03 коп. (л.д.29).
В связи с непогашением указанной задолженности в течении одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидии и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) выплата субсидий [СКРЫТО] А.С. была прекращена с 01 марта 2017 года, о чем последнему было направлено уведомление от 16 марта 2017 года № 707 (л.д. 25).
Также судом установлено, что с 01 апреля 2017 года предоставление субсидий [СКРЫТО] А.С. возобновлено в связи с погашением задолженности.
Разрешая спор по существу, с учетом установленных обстоятельств и анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу, что приостановление предоставления [СКРЫТО] А.С. на месяц мер социальной защиты по оплате коммунальных услуг с 01 февраля 2017 года в связи с наличием у него задолженности за данные услуги свыше 2-х месяцев и, соответственно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о признании незаконным решения ответчика о приостановлении истцу предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
В связи с тем, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», наличие у [СКРЫТО] А.С. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт не может являться основанием для прекращения в предоставлении ему, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате услуг, в связи с чем решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Определяя дату, с которой истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, поскольку предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, приходит к выводу, что возобновление предоставления истцу вышеуказанных мер социальной поддержки подлежит с 01 марта 2017 года по 31 марта 2017.
При этом суд не может принять во внимание возражения ответчика о том, что право прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотрено положениям п. 2 ст. 20.1, п. п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804.
Так, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п. п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
С учетом изложенного, поскольку действующим законодательством предусмотрена процедура приостановления выплаты меры социальной поддержки в случае образования задолженности, факт возникновения которой установлен в судебном заседании и подтвержден обеими сторонами, тогда как законных оснований для прекращения предоставления меры социальной поддержки не имеет, исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о прекращении предоставления [СКРЫТО] Александру Сергеевичу субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 марта 2017 года.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске произвести начислении и выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [СКРЫТО] Александру Сергеевичу с 01 марта 2017 года по 31 марта 2017 года.
В удовлетворении остальных требований прокурора Октябрьского района г.Красноярска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Т.Н. Вожжова
Копия верна: Т.Н. Вожжова