Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 12.10.2011 |
Дата решения | 24.01.2012 |
Категория дела | Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений |
Судья | Косова Е.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 9bc0dfdc-155c-3558-a799-242ce523381a |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в
составе: председательствующего Косовой Е.В.
с участием помощника прокурора
<адрес> Л.
представителя ответчика школы № Г.
при секретаре Юровой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № и администрации <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждении чрезвычайных ситуаций,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ СОШ № и администрации <адрес> об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда – в лестнице, предназначенной для сообщения между первым и подвальным этажами, сделать тамбур - шлюз с подпором воздуха при пожаре; сделать эвакуационные выходы из подвальных помещений непосредственно наружу, в лестничной клетке, предназначенной для эвакуации людей из надземных этажей, так и из подвального этажа (помещение тира), выход из подвального этажа отделить от основной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа с обособленным выходом наружу – в помещении школы, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отделения по пожарному надзору по <адрес> отдела надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> совместно с прокуратурой <адрес> в рамках исполнения задания прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «о проведении проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности учреждений образования (образовательные, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного, начального, среднего профессионального образования, а также в образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием детей)» проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в МБОУ СОШ №. В ходе проведенной проверки в МБОУ СОШ № установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. В декабре 2010 года органами государственного пожарного надзора по <адрес> проведена плановая выездная проверка в МБОУ СОШ №, в ходе которой были выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности:
1. не проведены эксплуатационные испытания ограждения кровли и пожарных лестниц в местах высот кровли - п.41 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03;
2. в помещении кабинета директора произведены объемно-планировочные изменения путем возведения дополнительной перегородки, в результате чего уменьшилась зона контроля автоматической пожарной сигнализации (в образовавшихся помещениях установлено по одному извещателю) - п.12.16 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»;
3 отсутствуют самозакрывающиеся двери в перегородках, разделяющие коридор первого этажа на участки длиной не более 60 метров - п.6.26 Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*;
4 в лестнице, предназначенной для сообщения между первым и подвальным этажами, отсутствует тамбур - шлюз с подпором воздуха при пожаре - п.7.23 Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*;
5. отсутствуют эвакуационные выходы из подвальных помещений непосредственно наружу. В лестничной клетке, предназначенной для эвакуации людей из надземных этажей, так и из подвального этажа (помещение тира), выход из подвального этажа не отделен от основной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа с обособленным выходом наружу - п.6.9 Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*;
6. в правой лестничной клетке на уровне первого этажа отсутствуют двери с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах - п.6.18* Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*;
7. эвакуационное освещение не соответствует требованиям нормативных документов СП 31-110-2003, СНиП 23-05-95* - п.6.22 Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*.
Отделением по пожарному надзору по <адрес> отдела надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> совместно с прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка, в ходе которой выявлены следующие не устраненные нарушения:
- в лестнице, предназначенной для сообщения между первым и подвальным этажами, отсутствует тамбур - шлюз с подпором воздуха при пожаре - п.7.23 Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*;
- отсутствуют эвакуационные выходы из подвальных помещений непосредственно наружу. В лестничной клетке, предназначенной для эвакуации людей из надземных этажей, так и из подвального этажа (помещение тира), выход из подвального этажа не отделен от основной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа с обособленным выходом наружу - п.6.9 Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*;
Своим бездействием - невыполнением указанных требований пожарной безопасности МБОУ СОШ № и Администрация <адрес> нарушает права неопределенного круга граждан-лиц, работающих, и несовершеннолетних, находящихся в учреждении. Учредителем Школы, в соответствии с Уставом, является администрация <адрес>. Финансирование школы осуществляется на основании бюджетной сметы, из бюджета <адрес> в соответствии с действующим законодательством. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса возложена именно на образовательное учреждение. Неисполнение предписаний об устранении нарушений правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в здании Учреждения, на безопасность при чрезвычайных ситуациях (при пожаре).
В судебном заседании помощник прокурора настаивала на заявленных исковых требованиях, подтвердив выше изложенные обстоятельства.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №» - Г., исковые требования не признал, суду пояснил, что финансирования нет, устранить данные нарушения возможно только при капитальном ремонте. Капитальный ремонт заложен в бюджет только на 2014 год.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, были надлежаще извещены, что подтверждается почтовым уведомлением, согласно представленного отзыва на исковое заявление, исковые требования не признали.
Представитель третьего лица - отдела надзорной деятельности по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание, также, не явились, были надлежаще извещены, что подтверждается почтовым уведомлением, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика МБОУ СОШ №, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности», требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций, независимо от организационно-правовой формы, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. На руководителей возлагается персональная ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст.1 и ст.14 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайный ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организации обязаны, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
По делу установлено, что, согласно акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, в МБОУ средняя общеобразовательная школа №, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Согласно акта проверки соблюдения требований действующего законодательства о пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой <адрес> совместно с государственным инспектором отделения надзорной деятельности по <адрес> отдела надзорной деятельности по <адрес> управления МЧС России по <адрес> Н. проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МБОУ СОШ №, в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, не устранённые после проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
- в лестнице, предназначенной для сообщения между первым и подвальным этажами, отсутствует тамбур - шлюз с подпором воздуха при пожаре - п.7.23 Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*;
- отсутствуют эвакуационные выходы из подвальных помещений непосредственно наружу. В лестничной клетке, предназначенной для эвакуации людей из надземных этажей, так и из подвального этажа (помещение тира), выход из подвального этажа не отделен от основной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа с обособленным выходом наружу - п.6.9 Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*;
В соответствии с п. 7.23 СНиП 21-01-97*Постановление Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-7 "О принятии государственных строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений", в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф1.3, допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Они не учитываются при эвакуации, за исключением случая, оговоренного в п. 6.9. Эти лестницы должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре. Допускается не предусматривать вышеуказанного ограждения таких лестниц в зданиях класса Ф5 при условии, что они ведут из подвального или цокольного этажа с помещениями категорий В4, Г и Д в помещения первого этажа тех же категорий (п. 7.23).
Согласно с п. 6.9 СНиП 21-01-97*Постановление Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-7 "О принятии государственных строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений", выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания. Допускается: эвакуационные выходы из подвалов предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.
Таким образом, имеющиеся в МБОУ СОШ № нарушения, не соответствуют выше указанным нормам и правилам пожарной безопасности.
Согласно ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно п.4 ч.1 ст.31 ФЗ РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: …обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №, их учредителем является муниципальное образование <адрес>.
Доказательств того, что указанные выше нарушения пожарной безопасности устранены, суду не представлено. Кроме того, согласно постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (в том числе и за указанные выше нарушения), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Таким образом, учитывая, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности в полном объёме не устранены, они создают опасность в случае возникновения пожара и могут стать причиной травмирования и гибели людей, в связи с чем на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № и администрацию <адрес>, как распорядителя денежных средств, следует возложить обязанность устранить указанные нарушения. Между тем, срок для устранения данных нарушений следует предоставить в течение 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку суд считает данный срок более целесообразным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № и администрацию <адрес> в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: - в лестнице, предназначенной для сообщения между первым и подвальным этажами, сделать тамбур - шлюз с подпором воздуха при пожаре; сделать эвакуационные выходы из подвальных помещений непосредственно наружу, в лестничной клетке, предназначенной для эвакуации людей из надземных этажей, так и из подвального этажа (помещение тира), выход из подвального этажа отделить от основной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа с обособленным выходом наружу – в помещении школы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца.
Подписано председательствующим. Копия верна.
Судья: Е.В.Косова