Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 08.12.2017 |
Дата решения | 23.04.2018 |
Категория дела | Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений |
Судья | Кирсанова Т.Б. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 042697b0-44ef-3238-bcdd-f3d85688695b |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2018 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Панченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] А12 к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании незаконным отказа в выдаче средств материнского (семейного) капитала, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] А13 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании незаконным отказа в выдаче средств материнского (семейного) капитала, возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что она является матерью троих детей. 00.00.0000 года года у нее родилась дочь, в связи с чем она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче сертификата на краевой (материнский) капитал. 20 июля 2017 года в удовлетворении ее заявления было отказано, поскольку у нее отсутствовала постоянная регистрация по месту жительства на территории Красноярского края на дату рождения ребенка. Считает отказ незаконным, т.к. с 1992 года она постоянно проживает в г. Красноярске, после вступления в 2011 году в брак у нее в г. Красноярске родились трое детей.
После продажи в августе 2016 года квартиры, она не имеет постоянной регистрации, в июне 2017 года, после приобретения собственного жилья она и все члены ее семьи получили постоянную регистрацию в г. Красноярске. До июля 2017 года она с супругом и детьми имела временную регистрацию по адресу: Х., а 4 июля 2017 года – Х. В связи с беременностью она состояла на учете в женской консультации по ул. 78 Добровольческой бригады, 1 г. Красноярска, получила родовой сертификат. Ребенка родила в роддоме № 4 по ул. Устиновича, 7 в г. Красноярске, из которого была переведена в КГБУЗ КМКБ № 20 по ул. Инструментальная, 12 г. Красноярска. Впоследствии, ребенок был прикреплен к детской поликлинике по ул. Урванцева, 30а в г. Красноярске. Также в г. Красноярске она получала полисы ОМС на всех детей и на себя. Просит признать отказ УСЗН администрации Октябрьского района в г. Красноярске в выдаче ей сертификата на краевой материнский (семейный) капитал и возложить обязанность на ответчика выдать сертификат.
В судебном заседании представитель истца Моргунов А14., действующий на основании доверенности от 9 января 2018 года, на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Ковалева А15 действующая на основании доверенности от 3 февраля 2018 года, исковые требования не признал.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно преамбуле Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» настоящий Закон устанавливает дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае в целях повышения качества жизни семей после рождения третьего и последующих детей.
В соответствии со ст. 1 названного Закона Красноярского края действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Красноярского края.
Место жительства граждан Российской Федерации устанавливается по данным органов регистрационного учета.
В силу ст. 3 Закона Красноярского края право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан:
а) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 июля 2011 года;
б) мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 июля 2011 года.
Согласно п.п. «г» п. 5 ст. 5 Закона Красноярского края основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Красноярского края, в том числе на дату рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки.
Положениями п. 7 ст. 5 Закона Красноярского края предусмотрено, что в случае несогласия с решением об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Определяя круг субъектов, имеющих право претендовать на материнский (семейный) капитал и единовременное пособие, законодатель в ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ограничил круг лиц по признаку гражданства.
Согласно положениям вышеприведенных норм круг лиц дополнительно ограничен по признаку проживания в Красноярском крае.
При этом, как следует из положений статьей 20 ГК РФ, а также ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях (жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома: общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие). А местом пребывания именуется гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.
Аналогичные по смыслу определения места жительства содержатся в п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» и п. 1.3 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 23 октября 1995 года № 393. Указанные акты устанавливают специальную уведомительную процедуру регистрационного учета граждан по месту их пребывания и месту жительства.
Из анализа указанных положений норм права следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Кроме того, в статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Более того, по смыслу п. 16 и подп. "а" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, одним из оснований постановки и снятия граждан с регистрационного учета является именно перемена фактического места жительства.
В судебном заседании установлено, что истец родилась 00.00.0000 года в Х.
Как следует из паспорта гражданина РФ истца, с 25 сентября 2001 года по 17 августа 2016 года она была зарегистрирована по адресу: Х.
Указанная квартира, на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 24 августа 2016 года, была отчуждена, в связи с чем, согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания У от 1 ноября 2016 года, истец с детьми [СКРЫТО] А16 – 23 апреля 2015 года рождения и [СКРЫТО] А17. – 24 апреля 2012 года были зарегистрированы по Х Х.
Как следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания У, У, У от 16 февраля 2017 года, [СКРЫТО] А18. с детьми [СКРЫТО] А19и [СКРЫТО] А20 с 16 февраля 2017 года была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Х фактически проживая с супругом [СКРЫТО] А21 и детьми по Х что подтверждается пояснениями представителя истца в судебном заседании, обменной картой [СКРЫТО] А22. от 13 июня 2017 года, медицинской картой [СКРЫТО] А23
00.00.0000 года года у [СКРЫТО] А24. родилась дочь – [СКРЫТО] А25., что следует из свидетельства о рождении от 14 июня 2017 года, согласно которому ребенок родился в г. Красноярске.
4 июля 2017 года истец с детьми и супругом была зарегистрирована по месту жительства по Х, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту жительства от 4 июля 2017 года.
Кроме того, в ход судебного разбирательства установлено, что 14 июля 2017 года истец обратилась к ответчику с заявлениями о выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал, в связи с рождением третьего ребенка [СКРЫТО] А26
Однако, согласно уведомлению ответчика от 20 июля 2017 года У в удовлетворении заявления [СКРЫТО] А27 было отказано, в связи с тем, что на день рождения дочери – [СКРЫТО] А28 т.е. 9 июня 2017 года, у истца отсутствовала регистрация по месту жительства в Красноярском крае.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что на момент рождения у истца дочери [СКРЫТО] А29 [СКРЫТО] А30 постоянно проживала в г. Красноярске, что, кроме вышеприведенных доказательств, подтверждается родовым сертификатом от 12 апреля 2017 года, выданным КГБУЗ «КМРД № 4», справкой МБДОУ «Детский сад № 43» от 1 декабря 2017 года, согласно которому [СКРЫТО] А31 посещала указанное дошкольное учреждение с 29 сентября 2014 года по адресу: г. Красноярск, 78 Добровольческой бригады, 9; справкой МБДОУ «Детский сад № 325 «Василек» от 1 декабря 2017 года, из которой следует, что [СКРЫТО] А32 посещала детский сад по адресу: г. Красноярск, ул. Курчатова, 15 г в период с 21 августа 2017 года по 3 ноября 2017 года, справкой МБДОУ «Детский сад № 6 «Солнышко» от 1 декабря 2017 года, согласно которой [СКРЫТО] А33 посещает учреждение по адресу: г. Красноярск, ул. Крупской, 2а с 18 августа 2017 года по настоящее время, направлением ГУО администрации г. Красноярска № 1660 МБДОУ №11 на имя [СКРЫТО] А34., полисами ОМС истца и ее детей, выданными в г. Красноярске ЗАО МСО «Надежда» 2 мая 2012 года, 1 сентября 2011 года, ОАО «Росно-МС» - 29 апреля 2015 года, ООО «ВТБ МС» - 14 июня 2017 года.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что в судебном заседании достоверно установлено, что истец на момент рождения 9 июня 2017 года дочери Софьи постоянно проживала и имела регистрацию в г. Красноярске по месту пребывания, суд приходит к выводу о том, что уведомление ответчика от 20 июля 2017 года У об отказе в выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал, в связи с тем, что на момент рождения ребенка у истца отсутствовала регистрация по месту жительства в Красноярском крае, нельзя признать законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что иных оснований для отказа в удовлетворении заявления истца о выдаче сертификата не имеется, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, требование о возложении обязанности на УСЗН Октябрьского района г. Красноярска выдать сертификат на краевой материнский (семейный) капитал подлежит удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлина за подачу иска в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района г. Красноярска в выдаче [СКРЫТО] А35 сертификата на краевой материнский (семейный) капитал незаконным.
Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района г. Красноярска выдать [СКРЫТО] А36 сертификат на краевой материнский (семейный) капитал.
Взыскать с управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района г. Красноярска в пользу [СКРЫТО] А37 судебные расходы в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.Б.Кирсанова
Решение изготовлено и подписано 28 апреля 2018 года