Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 09.10.2017 |
Дата решения | 26.02.2018 |
Категория дела | Иски о взыскании детских пособий (если гражданами оспаривается право на выплату пособия или его размер) |
Судья | Вожжова Т.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e272d787-aea8-3f39-b49d-1d12c03ed20b |
Дело № 2-1535/2018
Категория 2.27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2018 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Вожжовой Т.Н.,
при секретаре Скобцовой Е.С.,
с участием истца Поляковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой А.А. к главному управлению социальной защиты населения администрации г. Красноярска, управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Полякова А.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к главному управлению социальной защиты населения администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что является матерью несовершеннолетнего Полякова Я.Р., 00.00.0000 года года рождения. При обращении в управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске за назначением пособия по уходу за ребенком, ей назначено пособие с 20 мая 2017 года, поскольку ею не предоставлен документ о совместном проживании родителя и ребенка на территории Российской Федерации до 20 мая 2017 года. Главное управление социальной защиты населения администрации г. Красноярска поддержало решение районного управления. Считая отказ незаконным, просит признать его таковым и возложить на управление социальной защиты населения администрации г. Красноярска назначить и выплатить ей пособие по уходу за ребенком за весь прошлый период, начиная с даты рождения ребенка.
Определением суда к участию в деле по ходатайству истца привлечено управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске.
В судебном заседании истец Полякова А.А. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что является гражданкой Российской Федерации, вид на жительство не получала, выехала в республику Эквадор только для рождения ребенка. После адаптационного периода вернулась в Россию по месту своего постоянного места жительства в г. Красноярске. Также пояснила, что в 2013-2014 годах не работала, дохода не имела. Просит иск удовлетворить, полагая, что решение ответчиков не законно.
Представитель ответчика главного управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении не заявляли, суду представили письменный отзыв по заявленным требованиям. Суду указали, что правом на получение спорного пособия имеют граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Лицам, не подлежащим страхованию на случай материнства, пособие назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения. Соответственно считают себя ненадлежащим ответчиком. При этом для назначения пособия необходимо представить документ, подтверждающий совместное проживание ребенка на территории Российской Федерации с одним из родителей. До момента регистрации ребенка на территории Российской Федерации 20 мая 2017 года, пособие не могло быть назначено, в связи с чем считают ответ управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске законным и обоснованным, на что ими и было указано в их ответе. Просят в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске в судебное заседание также не явился, извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении не заявляли, суду представили письменный отзыв по заявленным требованиям, выражающее согласие с позицией главного управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска. Просят в иске отказать.
Выслушав мнение истца, не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, суд, руководствуясь ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав объяснения Поляковой А.А., исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу чт. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как следует из ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Действие настоящего Федерального закона распространяется, в частности, на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации (статья 1).
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями граждан, имеющих детей, регулируются указанным Законом № 81-ФЗ, а также Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 года № 1012н (далее - Порядок).
Согласно ст. 1 Закона и п. 4 Порядка государственные пособия не назначаются гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Закона № 81-ФЗ, пп. "д" п. 39 Порядка право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеют матери, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпункте "д" Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет (пункты 45, 46 Порядка).
Как установлено судом, Полякова А.А., 00.00.0000 года года рождения, является гражданкой Российской Федерации (л.д. 11). Согласно объяснениям истца и отметкам в паспорте гражданина Российской Федерации с 19 марта 2011 года истец состоит на регистрационном учете и фактически проживала по адресу: Х.
00.00.0000 года Полякова А.А. родила ребенка – Полякова Я.Р.. Место рождения ребенка - республика Эквадор. При этом ребенок имеет гражданство Российской Федерации (л.д. 13).
Как следует из объяснения истца, в республику Эквадор она выехала для родов, на момент рождения Полякова Я. истец находилась в республике Эквадор, и въехали они в Российскую Федерацию 02 мая 2017 года.
При обращении в управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске Поляковой А.А. как неработающей гражданке назначено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, начиная с 20 мая 2017 года.
Как следует из ответа управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске и главного управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска Поляковой А.А. назначено пособие с даты регистрации по месту жительства - 20 мая 2017 года, и отказано в назначении пособия с даты рождения ребенка, поскольку не имеется сведений о совместном проживании с ребенком на территории Российской Федерации до указанной даты (л.д.7-8,9-10).
Разрешая возникший спор, суд исходит из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 14.12.2015) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как следует из ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Указанный Закон вводит также понятие места пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Таким образом, под проживанием на территории Российской Федерации понимается наличие постоянного (преимущественного) места жительства на территории Российской Федерации.
При этом прямо предусмотрено, что действие Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не распространяется на граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.
На основании указанного положения, а также приведенного выше определения проживания на территории Российской Федерации можно сделать вывод, что действие Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» распространяется на граждан Российской Федерации, постоянное (преимущественное) место жительства которых находится на территории Российской Федерации (то есть на граждан Российской Федерации, не выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации).
Поскольку истец Полякова А.А. является гражданской Российской Федерации, имеет на территории Российской Федерации постоянное место жительства, выехала в республику Эквадор в целях родов ребенка, и возвратилась в Российскую федерацию после адаптационного периода, то есть находилась за границей временно, оснований для признания её выехавшей на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации отсутствуют.
Выезд для родов в другое государство не свидетельствует о перемене места жительства, данный выезд являлся временным в связи со сложившимися семейными обстоятельствами.
Следовательно, истец Полякова А.А. является гражданкой Российской Федерации, постоянно проживающей на территории Российской Федерации, и на неё распространяется действие Закона № 81-ФЗ. Соответственно, она имеет право на получение пособий, предусмотренных указанным Законом.
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (далее - Порядок).
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, установлен п. 28 Порядка.
В соответствии с пп. "б" п. 28 Порядка к указанным документам относится, в частности, копия свидетельства о рождении ребенка, выданного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, при рождении ребенка на территории иностранного государства, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:
- документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке (нотариальном) переводом на русский язык - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 05.10.1961;
- документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной выше Конвенции.
Таким образом, в случае если свидетельство о рождении ребенка выдано консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, для получения пособия при рождении ребенка представляется копия указанного свидетельства, а если регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства - документ и его копия, подтверждающие факт рождения и регистрации ребенка, соответствующие требованиям Порядка.
Какие-либо иные особенности при назначении и выплате пособия при рождении ребенка за пределами территории Российской Федерации отсутствуют.
При таком положении, суд полагает, что решение главного управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска № П-399-гусзн от 28 августа 2017 года, основанное на формальном отсутствии у ребенка регистрации по месту жительства на территории г. Красноярска, является незаконным.
Истцу Поляковой А.А. управлением социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске как надлежащим ответчиком по требованию о назначении и выплате спорного пособия, надлежит назначить и выплатить Поляковой А.А. пособие по уходу за ребенком Полякова Я.Р. с даты рождения - 00.00.0000 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Поляковой А.А. к главному управлению социальной защиты населения администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать решение главного управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска № П-399-гусзн от 28 августа 2017 года незаконным.
Обязать управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района в г. Красноярске назначить и выплатить Поляковой А.А. пособие по уходу за ребенком Полякова Я.Р. с 00.00.0000 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Т.Н. Вожжова
Копия верна: Т.Н. Вожжова