Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 19.03.2018 |
Дата решения | 10.01.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Киселева Е.Ю. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 8fe1de30-6457-3e7c-8279-de9eacd4faec |
Дело У
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2019 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего: Киселевой Е. Ю.
при секретаре: Ивинской Е.Ю..,
рассмотрев гражданское дело по иску Дубежинского Ильи Леонидовича к администрации г. Красноярска, администрации Октябрьского района г. Красноярска о предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] И.Л. обратился в суд с иском к администрации г. Красноярска, администрации Октябрьского района о предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В обоснование своих требований [СКРЫТО] И.Л. указал на то, что родился 00.00.0000 года и является сиротой. Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 00.00.0000 года его мать – А2 лишена родительских прав, после чего он был определен на полное государственное обеспечение в дошкольное учреждение «Дом ребенка У» Х. Полагает, что его право на внеочередное предоставление жилого помещения на территории Х возникло 00.00.0000 года, при достижении совершеннолетнего возраста.
В связи с чем, просит обязать администрацию Октябрьского района г. Красноярска, администрацию г. Красноярска предоставить ему, А3, 00.00.0000 года года рождения, в обеспечение дополнительных гарантий по социальное поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах населенного пункта г. Красноярска, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании [СКРЫТО] И.Л. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что с письменным заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрацию г. Красноярка, администрацию Октябрьского района г. Красноярска он не обращался.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Красноярска Васильева Е.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с положениями норм действующего законодательства, регулирующего вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жилыми помещениями носит заявительный характер. Следовательно, до достижения возраста 23 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право, на предусмотренные Федеральным законом от 00.00.0000 года № 159-ФЗ, меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Представитель ответчика администрации октябрьского района г. Красноярска извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах не явки суд не уведомили.
Третье лицо Министерство образования и науки Красноярского края, извещенное надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах не явки суду не сообщило.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Аналогичные положения содержатся и в Законе Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка».
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Красноярского края на основании Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Красноярского края, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] ИЛ. родился 00.00.0000 года в Х, его мать А2 решением Октябрьского районного суда Х от 00.00.0000 года лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
Согласно сведениям предоставленным администрацией Х, [СКРЫТО] И.Л. в период с 1978 года по июнь 1993 года содержался и воспитывался в государственных учреждениях на полном государственном обеспечении.
Из пояснений Дубежинского И.Л. следует, что он воспитывался в государственных учреждениях Х, затем выехал из Х и постоянно проживал в Х, однако в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган администрации муниципального образования Х не обращался, в настоящее время постоянно проживает в Х.
Доказательств его обращения в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат, как и доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению с указанным заявлением.
Таким образом, учитывая, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, с заявлением по вопросу обеспечения жильем до достижения 23 лет в уполномоченный орган не обращалась, доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах препятствующих своевременно обратиться в уполномоченный орган, не представил, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований..
Доводы истца о сохранении за ним права на обеспечение жилым помещением после достижения 23 летнего возраста до фактического обеспечения жильем, судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Так, по достижению 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет. В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
В уполномоченный орган истец не обращалась, при обращении в Енисейскую межрайонную прокуратуру г. (по достижении 34 лет) получил разъяснения о необходимости обратиться с заявлением о постановке на учет и о включении ее в списки граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения. В суд обратился в возрасте 42 лет, когда утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей. Иных доказательств материалы дела не содержат.
С учетом приведенных выше норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также фактических обстоятельств, установленных по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дубежинского Ильи Леонидовича к администрации г. Красноярска, администрации Октябрьского района о предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца.
Копия верна.
Председательствующий Е.Ю. Киселева