Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 22.06.2016 |
Дата решения | 20.02.2017 |
Категория дела | Споры, связанные с землепользованием -> Иные споры, связанные с землепользованием |
Судья | Майко П.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2e2eef1a-5747-3c2c-b685-cb3f61a50a6d |
дело № 2-591 /2016 115г
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2017 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Майко П.А.,
при секретаре Жидковой О.Б.,
ознакомившись с исковым заявлением прокурора Железнодорожного района города Красноярска в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации Красноярска и Потылицын В.Н. о признании недействительным распоряжения администрации Красноярска, о предоставлении земельного участка, о признании недействительным договор аренды земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, в котором просит признать недействительным договора аренды от 15.05.2015 года земельного участка № 2427-недв., расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, в районе СНТ «Овинный» с кадастровым номером Z площадью 1218 кв.м., заключенный между ДМИиЗо администрации г. Красноярска и [СКРЫТО] В.Н., а также распоряжение от 15.5.2015 года №2427 – недв. о предварительном согласовании предоставлении земельного участка.
Помощник прокурора иск поддержал, указав, что был нарушен порядок предоставления земельного участка ответчику, т.к. он не был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, хотя земельный участок был предоставлен, как нуждающемуся инвалиду.
Ответчики, третьи лица не явились, были уведомлены надлежаще, ранее указали, что с иском не согласны, т.к. условие о нуждаемости в улучшении жилищных условий требуется только в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установил –
В соответствии с п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. п. 74, 75 Постановления Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать, в том числе интересы неопределенного круга лиц. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка недействительна независимо от такого признания ее судом.
По смыслу указанной нормы, ничтожная сделка недействительна изначально.
Согласно положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, данный орган имеет основные задачи по обеспечению эффективного управления муниципальным имуществом, жилым и нежилым фондом, а также регулирование и контроль использования земель, лесов и других природных ресурсов, расположенных на территории города Красноярска (2.2); осуществляет передачу муниципального имущества в доверительное управление (3.10); заключает имущественные договоры со сторонними организациями ; управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, землями, лесами и другими природными ресурсами, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города (3.39).
В силу положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в редакции от 22.8.2013 года, действующей в настоящий момент, разрабатывает предложения по эффективному использованию муниципального имущества данный орган управляет и распоряжается муниципальным имуществом, а также землями и лесами, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, в хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города (24,25).
Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Данная процедура исключает возможность предоставления земельных участков под садоводство помимо торгов, бесплатно, если закон прямо не предусматривает данную возможность.
Ответчик [СКРЫТО] В.Н, как видно из его заявления от 21.04.2015 года, обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Красноярска с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду для ведения садоводства.
15.5.2015 года распоряжением №2427-недв., ответчику утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе СНТ ОВИННЫЙ, общей площадью 1218 кв.м. и земель населенных пунктов. В данном распоряжении указано, что земельный участок согласован в силу, в том числе, и права [СКРЫТО] В.Н., установленного 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов».
Согласно договора аренды земельного участка №1752 от 18.11.2015 года, между [СКРЫТО] В.Н. и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Красноярска, [СКРЫТО] В.Н. на 20 лет был предоставлен в аренду земельный участок в районе СНТ ОВИННЫЙ площадью 1218 кв.м. кадастровый У.
При этом, как видно из письма администрации Центрального района Красноярска, пояснений [СКРЫТО] С.В. в суде, он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, и не стоит в очереди на данное.
Исследовав доводы участников процесса, суд установил обоснованность иска. Свой вывод суд основывает на следующем –
Конституция Российской Федерации в ст. 7, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
В связи с чем, первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Таким образом, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование, вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Дав оценку указанным выше фактическим обстоятельствам дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции, с учетом правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку распоряжение №2427-недв., от 15.5.2015 года, о Предварительном согласовании предоставлении земельного участка и договор аренды земельного участка от 18.11.2015 года №1752, изданы в нарушение требований действующего законодательства РФ, без учета нуждаемости Потылицына В.Н. В улучшении жилищных условий.
Вышеуказанные решения нарушают права неопределенного круга лиц на приобретение соответствующего участка, а неэффективное распоряжение государственной собственностью причиняет убытки муниципальной казне.
Довод [СКРЫТО] С.В., что правило о нуждаемости в улучшении жилищных условий применяется только в случае предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, а в данной ситуации, Потылицын С.В. имеет право на внеочередное получение земельного участка, как инвалид, без торгов, суд полагает признать не состоятельным, в силу того, что закон, в силу которого, был предоставлен земельный участок [СКРЫТО] С.В., а именно ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регламентирует именно улучшение жилищных условий инвалидам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать недействительным распоряжение администрации Красноярска от 15.5.2015 года №24267 недв. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка Потылицын В.Н.». Признать недействительным договор аренды земельного участка У от 18.11.2015 года заключенный между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска и Потылицын В.Н.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения, которое можно получить в канцелярии суда через 5 дней.
Ответчик имеет право в течении 7 дней с момента получения мотивированного решения обратиться в суд с заявлением об отмене заочного решения и пересмотре дела по существу.
Председательствующий: Майко П.А.