Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 13.09.2017 |
Дата решения | 31.07.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Кравченко О.Е. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 29a834ed-eb4f-3a4c-a116-5bf6582287d1 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 31 июля 2018 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кравченко О.Е.
при секретаре Краузе А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Ларисы Степановны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка и возложении обязанности;
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Л.С. в лице своего представителя Однолько П.Ю. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:010070:1509, в котором просит возложить обязанность на ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов [СКРЫТО] Л.С., повторно рассмотреть вопрос о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:010070:1509.
Требования мотивирует тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100070:1509 площадью 96 кв.м. и земельным участком 24:50:0100070:1510 площадью 322 кв.м., расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. 2-я Геологическая, дом 5, на ее обращение письмами Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 07.10.2016 г. № Ш-14427, от 18.08.2016 г. № Ш-11759, от 13.07.2016 № Ш-10344, от 09.06.2016 № Ш-8825 отказал в перераспределении испрашиваемого ею земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах – зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1), предусмотренных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 № В-122, образование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, кроме того, результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100070:1509 площадь исходного земельного участка существенно увеличивается, за счет чего, возможно образование земельного участка, как самостоятельного объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель истца [СКРЫТО] Л.С. – Однолько П.Ю. (по доверенности 24 АА 2179960 от 05.09.2016 года, предъявивший диплом о высшем юридическом образовании) заявленные требования поддержал, пояснив, что испрашиваемый земельный участок не может быть самостоятельно образован и предоставлен с учетом предельно допустимых минимальных размеров для земельных участков в указанной территориальной зоне, поскольку несмотря на наличие согласно данных публичной кадастровой карты свободных смежных земельных участков, доступа к нему фактически нет.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска – Аксаментов Д.М. (по доверенности, с предъявлением диплома) в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения иска возражал, указывая, что площадь испрашиваемого для перераспределения земельного участка составляет 671 кв.м., что соответственно предусматривает возможность сформировать указанный участок как самостоятельный. Действия заявителя направлены на получение земельного участка в обход процедуре торгов и не соответствуют нормам действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица - ФКП Управления Росреестра по красноярскому краю в суд не явился, был уведомлен о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в соответствии с положениями ст.96,97 КАС РФ, ходатайств и письменного отзыва не представили, что с учетом мнения представителя истца не создает препятствий в рассмотрении дела по существу, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы делу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ч. 1. ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу ч. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Частью 12 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
Частью 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрены основания для принятия решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Л.С. является собственником земельного участка площадью 96 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0100070:1509, а также земельного участка площадью 322 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0100070:1510, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. 2-я Геологическая, дом 5, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации прав и копией заочного решения от 22.09.2014г. (л.д.12, 31-33).
Истец [СКРЫТО] Л.С. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении данного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100070:1509 с землями неразграниченной государственной собственности на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако письмами Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 07.10.2016г. № Ш-14427 (л.д. 7), от 18.08.2016 г. № Ш-11759 (л.д.9), от 13.07.2016 г. № Ш-10344 (л.д. 10), от 09.06.2016 № Ш-8825 (л.д. 11) истцу было отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах – зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1), предусмотренных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 № В-122, образование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, а так же в связи с тем, что доступ к испрашиваемому земельному участку отсутствует, т.е. согласно п.11 ч. 9 ст. 39.29 ЗК РФ - имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Частью 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно ч. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100070:1509, принадлежащий на праве собственности истице, уже является образованным, был изначально предоставлен на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22.03.2012 г., а также свидетельством о государственной регистрации права от 13.04.20216 года (л.д. 31), т.е. до принятия Правил землепользования и застройки города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 № В-122.
Согласно п. 2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Следовательно, данным законом установлено, что ГКН является источником сведений о границах территориальных зон. Вместе с тем, Правилами землепользования и застройки города Красноярска (решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 № В-122) утверждена схема территориального планирования без указания точных границ, что подтверждается письмом директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Красноярскому краю от 22.07.2016 года № 1-6/09426 о том, что документация, необходимая для включения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах, установленных Правилами землепользования и застройки города Красноярска, не поступала, в связи с чем сведения о территориальном зонировании г. Красноярска в ГКН отсутствуют.
Следовательно, при отсутствии в ГКН сведений о границах территориальных зон ссылка на их нарушение является несостоятельной.
Тем более, что в силу положений ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ исходный участок - участок, из которого образуются иные земельные участки. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законам.
В рассматриваемом случае исходным земельным участком является участок с кадастровым номером 24:50:0100070:1509.
Согласно представленным сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и приложенной схеме исходный земельный участок и часть земель, за счет которых осуществляется перераспределение, относятся только к одной зоне – Ж1, что свидетельствует о несостоятельности доводов ответчика о нахождении испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах.
Так же образование земельного участка не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости. Доказательств обратного, вопреки требований ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
Вместе с тем, как следует из схемы (л.д.54-55) площадь исходного земельного участка [СКРЫТО] Л.С. увеличится на 671 кв.м.
Решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выраженным в письме от 07.10.2016г. № Ш-14427 [СКРЫТО] Л.С. отказано в перераспределении земельного участка, доводы административного ответчика связаны с возможностью формирования самостоятельного земельного участка и его возможным предоставлением как вновь образованного участка третьим лицам с аукциона или вне очереди.
Указанные доводы суд полагает обоснованными, поскольку сама площадь испрашиваемого земельного участка, а также непосредственное нахождение рядом свободных от прав третьих лиц смежных земельных участков в муниципальной собственности, из которых в том числе может быть дополнительно с учетом испрашиваемого участка сформирован самостоятельный земельный участок в минимально допустимых размерах в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск утвержденных 07.07.2015г. № В-122, предполагает такую возможность формирования.
При этом, доводы административного истца об отсутствии свободного доступа на испрашиваемый земельный участок с учётом предоставления заключения кадастрового инженера ООО «Регион 24» от 03.07.2018г. суд во внимание как объективные и достаточные для удовлетворения требований не считает, поскольку объективных и достаточных доказательств наличия зарегистрированных прав иных лиц на смежные с испрашиваемым земельным участком, участки не представлено, а фактическое использование иными лицами без предоставления в установленном законом порядке земельного участка (самовольное использвоание) из земель муниципальной собственности, не порождает для указанных лиц прав и обязанностей в отношении указанных земельных участков, и не может учитываться в качестве обстоятельства препятствующего для возможного дальнейшего формирования земельного участка в целях предоставления иным лицам в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, административный истец фактически желает приобрести дополнительный земельный участок, присоединив его к своему, минуя установленный законом порядок, а его требования направленных на обход существующих процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, исключительно по итогам торгов.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] Ларисы Степановны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа о признании отказа от 07 октября 2016 г. № Ш 14427 незаконным и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Ларисы Степановны о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100070:1509 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна.
Судья: О.Е. Кравченко