Дело № 2а-870/2023 ~ М-340/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Назаровский городской суд (Красноярский край)
Дата поступления 17.03.2023
Категория дела Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц (не явл. госслужащими) органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID e347ae3c-11a7-480d-8c53-949dc29a4400
Стороны по делу
Истец
******** ****** *******
Ответчик
***** "******* ******************* ***** * 1"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2023 года г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Наумовой Е.А.,

при секретаре: Цыбиной Д.А.,

с участием административного истца [СКРЫТО] М.Ю., его представителя [СКРЫТО] А.М., представившего диплом о наличии юридического образования,

представителя административного ответчика Рожковой С.А., имеющей высшее юридическое образование, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-870/2023 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к МБОУ СОШ № 1 г. Назарово о признании незаконными действий (бездействий), обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

[СКРЫТО] М.Ю. обратился в суд с иском к МБОУ СОШ № 1 г. Назарово о признании незаконными действий (бездействий) учреждения, выразившиеся нерассмотрении его обращения в порядке, установленном ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан», просил признать незаконным бездействие администрации МБОУ СОШ № 1, так как нарушены его права на рассмотрение обращения в установленный законом срок, обязать устранить допущенные нарушения, предоставить ответ на его обращение.

В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] М.Ю. административные исковые требования поддержал частично, подтвердив изложенное в административном исковом заявлении. Отказался от поддержания требований, указанных в п. 2 искового заявления, поскольку ответ на его обращение был предоставлен в судебном заседании. На требованиях о признании незаконным действий (бездействия) настаивал, ответчиком нарушено его право на получение ответа в установленный законом срок. Административный истец считает, что его обращение соответствуют ФЗ № 59-ФЗ, содержит все необходимые реквизиты, которые обязывают давать ответ по существу. Федеральный закон содержит только два основания, по которым обращение не рассматриваются, эти основания расширительному толкованию не подлежат.

Представитель административного истца [СКРЫТО] А.М. поддержал требования истца по основаниям, указанным в иске, указал, что ст. 11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» содержит исчерпывающий перечень оснований, ответчик не отрицает, что обращение было получено, и оставлено без ответа.

Представитель административного ответчика Рожкова С.А. в судебном заседании считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку обращение было направлено от совета многоквартирного дома, подписано физическим лицом, что предполагается, что данное обращение было анонимным, на него возможно не отвечать. ФИО5 было невозможно идентифицировать, и, когда в судебном заседании истец представил документы, что он является членом совета дома, ему был дан ответ. Просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования обоснованы.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Права и обязанности участников отношений, связанных с реализацией гражданами конституционного права на обращение, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закон № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу пункта 3 статьи 5 Закон № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

Частью 1 статьи 12 названного Закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 59-ФЗ, обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона..

В силу норм указанного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного Федерального закона. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. (ч. 4 ст. 10).

Исходя из положений части 3 статьи 7 Закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, органа местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном этим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Судом установлено, подтверждается исследованными документами, что 26.01.2023 на электронную почту МБОУ СОШ № 1 г. Назарово поступило заявление, подписанное [СКРЫТО] [СКРЫТО], отправленное из Почты Mail.ru.

Данное обстоятельство не оспаривается представителем административного ответчика, пояснившей, что указанное заявление – обращение получено административным ответчиком.

Согласно определению, данному в пункте 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о невозможности идентификации заявителя, поскольку заявление содержит фамилию и имя лица, обращающегося с заявлением, номер его телефона для связи, номер электронной почты для ответа.

Доводы ответчика о том, что полномочия [СКРЫТО] М.Ю. не подтверждены, ссылка ответчика на ст. 10 ГК РФ, ст. 161.1 ЖК РФ суд находит несостоятельными, поскольку Закон № 59-ФЗ предусматривает в качестве обязательных требований к обращению указание гражданином своих фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, а приложение документов и материалов в электронной форме определено в качестве права, а не обязанности гражданина. В случае недостаточности документов ответчиком документы могли быть истребованы для рассмотрения обращения, однако обращение не рассмотрено в установленный законом срок, ответ на обращение направлен не был.

В соответствии с требованиями статей 62, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец, будучи обязанным доказывать факт нарушения прав, свобод и законных интересов, обязан доказать факт направления обращения в адрес государственного органа, а административный ответчик, обязанный доказать законность оспариваемого бездействия, - факт неполучения направленного обращения по причинам, за которые тот не отвечает.

Исходя из положений пункта 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлено доказательств законности оспариваемого бездействия, поскольку представителем ответчика подтверждено получение обращения, а также доказан факт бездействия – не рассмотрение обращения заявителя.

Судом установлено, не оспаривается административным ответчиком, что 26.01.2023 факт обращения административного истца в МБОУ СОШ № 1 г. Назарово имел место, обращение получено на адрес электронной почты МБОУ СОШ № 1 г. Назарово, ответа на данное обращения в установленный законом срок от ответчика не последовало.

На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что имело место обращение [СКРЫТО] М.Ю. к административному ответчику, которое не рассмотрено на дату подачи искового заявления, было рассмотрено в период нахождения иска в суде, при предоставлении ответчику процессуального срока судом для рассмотрения обращения и направлении ответчика административному истцу, такой ответ датирован 13.04.2023, по истечении 70 дней с даты направления обращения.

Суд полагает, что имеет место противоправность бездействия, поскольку оснований для оставления обращения без ответа, предусмотренных Законом № 59-ФЗ, у административного ответчика не имелось, чем были нарушены права и законные интересы административного истца на своевременное рассмотрение обращения по существу нарушенных прав в части благоустройства придомовой территории в зимний период времени, при подаче обращения истцом были соблюдены предусмотренные законом требования к такому обращению, в частности - к его содержанию. Отсутствие подтверждающих документов по причастности заявителя к Совету многоквартирного <адрес> по ул. 30 лет ВЛКСМ не является законным основанием для не предоставления ответа на обращение заявителя, поскольку при наличии сомнений административным ответчиком могли быть истребованы от заявителя соответствующие, подтверждающие документы, либо обращение могла быть рассмотрено с участием гражданина, направившего обращение, как указано в п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ.

Таким образом, анализ представленных доказательств дает суду основания для вывода о том, что поскольку в направленном 26.01.2023 [СКРЫТО] М.Ю. на электронную почту МБОУ СОШ № 1 г. Назарово обращении в соответствии с предписаниями закона указаны фамилия, имя, адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, обращение [СКРЫТО] М.Ю. подлежало рассмотрению в соответствии с положениями Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», с направлением ответа по существу обращения, однако ответа по существу обращения в установленный законом срок дано не было. Следовательно, в этой части действия (бездействие) является незаконным. Приходя к такому выводу, суд учитывает пояснения административного истца о том, что его обращение содержало все необходимые реквизиты, а также пояснения административных ответчика о том, обращение было получено, ответ не был предоставлен в связи с отсутствием приложенных к обращению документов о причастности заявителя к Совету многоквартирного дома.

Несмотря на признание действий (бездействия) незаконным, судом принят отказ истца от п. 2 в части устранения допущенных нарушений путем предоставления ответа, поскольку ответ после объявления перерыва по ходатайству ответчика направлен ответчиком на электронную почту истцу 13.04.2023, предоставлен в судебном заседании 14.04.2023.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным действия (бездействия) МБОУ СОШ № 1 г. Назарово по не обеспечению всестороннего рассмотрения и предоставления письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, по обращению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], поступившему 26.01.2023, в установленный законом срок.

Взыскать МБОУ СОШ № 1 г. Назарово в пользу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] оплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, через Назаровский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.А. Наумова

мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2023 года

верно

судья Е.А. Наумова

ФИО5 <адрес>
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Назаровский городской суд (Красноярский край) на 17.03.2023 в базе нет.