Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 20.12.2021 |
Дата решения | 22.03.2022 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Вдовин И.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | d9013f2f-bb5d-3b51-96f4-63e988188fd5 |
Дело №
24RS0028-01-2021-006471-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2022 года город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Вдовина И.Н.,
при секретаре Чупиной А.В.,
с участием: помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Соколовой М.С.,
ответчика (истца по встречному иску) [СКРЫТО] С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении, встречному иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к МО г. Красноярск, в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
МО <адрес>, в лице департамента градостроительства администрации <адрес>, обратилось в суд с иском к ФИО2 с требованиями об изъятии для муниципальных нужд у ФИО2 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 1 196 148 руб.; о выселении ответчика из спорного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; о прекращении права собственности ответчика ФИО2 на спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; о признании права собственности на спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием <адрес>. Требования мотивированы тем, что собственником <адрес> является ответчик ФИО2 В данном жилом помещении проживает ответчик. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы. При осуществлении изъятия спорного жилого помещения- <адрес> для муниципальных нужд и последующего сноса аварийного дома истцом была определена его выкупная цена в размере 1 196 148 руб., однако ответчик ФИО2 с условиями выкупа и размером выкупной цены не согласилась.
ФИО2 обратилась в суд со встречным иском к МО <адрес>, в лице департамента градостроительства администрации <адрес>, в котором просит обязать ответчика по встречному иску взамен <адрес>, расположенной в <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, предоставить истцу другую равноценную квартиру, ссылаясь на то, что истцу с 2017 года принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы. Ответчиком по встречному иску было предложено истцу заключить соглашение об изъятии жилого помещения в доме путем выкупа, с чем истец не согласен, полагая, что предлагаемый размер возмещения является несоизмеримо низким.
В судебное заседание представитель истца (ответчика по встречному иску) МО <адрес>, в лице департамента градостроительства администрации <адрес>, ФИО5, также являющаяся представителем третьего лица МКУ «Управление капитального строительства», не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик (истец по встречному иску) ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения первоначальных исковых требований в части выплаты ей суммы возмещения, просила удовлетворить встречные исковые требования.
Иные лица, участвующие в деле (Управление Росреестра по <адрес>, департамент городского хозяйства администрации <адрес>, администрация <адрес>, администрация <адрес>), в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд находит возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 35 Конституции РФ установлено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
На основании п. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу п. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Пунктом 8.2 статьи 32 ЖК РФ установлено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. 8 и ч. 8.1 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.
На основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Положениями п. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с приведенными выше положениями закона в их совокупности, собственник изымаемого жилого помещения вправе получить возмещение, определяемое по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включающее в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Исключение составляют граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право на выплату возмещения, размер которого ограничен стоимостью жилого помещения приобретенного ими ранее.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует, что спорное имущество представляет собой квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 40,8 кв.м. Данное жилое помещение с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности ФИО2.
Согласно выписке из домовой книги, в спорном жилом помещении на регистрационном учете состоит ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, как следует из пояснений ответчика, в спорном жилом помещении фактически проживает только она.
Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровом номером 24:50:0600026:185, площадью 1 147 кв.м.
Многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом городского хозяйства администрации <адрес> ответчику (истцу по встречному иску) направлено требование о сносе указанного дома совместно с собственниками других помещений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку данные требования оставлены без удовлетворения, дом не снесен, распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600026:185 и <адрес> жилом <адрес>, включены в перечень объектов, подлежащих изъятию аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом градостроительства администрации <адрес> направлено в адрес ответчика (истца по встречному иску) уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.
Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения от ДД.ММ.ГГГГ сторонами – муниципальным образованием <адрес> и ФИО2 не подписано.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (далее - возмещение гражданам).
<адрес> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, являющийся приложением к вышеуказанной программе, под порядковым №.
Таким образом, суд приходит к выводу, что с учетом фактически установленных обстоятельств дела, ФИО2 выбрала способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления ей в собственность жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, поскольку аварийный дом, в котором находилось спорное жилое помещение, принадлежащее ответчику на праве собственности, подлежит изъятию у последнего в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках региональной программы, в связи с чем, требования как основного иска об изъятии жилого помещения у ФИО2, так встречного иска последней о предоставлении ей иного жилого помещения взамен изымаемого, подлежат удовлетворению.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров.
В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Таким образом, удовлетворение исковых требований МО <адрес>, в лице департамента градостроительства администрации <адрес>, об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права собственности ФИО2 в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выселении ее, и, как следствие, регистрации перехода права собственности за Муниципальным образованием <адрес> после предоставления ФИО2 благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления – не более 53,8 кв.м. (40,8+13) и не менее – 40,8 кв.м.
Вместе с тем, спорное жилое помещение включено в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отсутствие в настоящее время у МО <адрес>, в лице департамента градостроительства администрации <адрес>, жилых помещений не может влиять на гарантированные действующим законодательством права ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального образования <адрес>, в лице департамента градостроительства администрации <адрес>, к ФИО2 – удовлетворить частично.
Встречные исковые требования ФИО2 к МО <адрес>, в лице Департамента градостроительства администрации <адрес>, – удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у ФИО2, принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 40,8 кв.м, кадастровый №.
Обязать Муниципальное образование <адрес> предоставить ФИО2 на территории муниципального образования <адрес> благоустроенное жилое помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: не более - 53,8 кв.м. и не менее – 40,8 кв.м.
Прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выселив из указанного помещения ФИО2, после предоставления ФИО2 на праве собственности иного жилого помещения.
Признать право собственности муниципального образования <адрес> на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО2 на праве собственности иного жилого помещения.
В удовлетворении иска муниципального образования <адрес> в части определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.Н. Вдовин
Решение в окончательной форме изготовлено 24.03.2022