Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 25.09.2018 |
Дата решения | 05.02.2019 |
Категория дела | Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов |
Судья | Медведев Игорь Геннадьевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 6276bc1b-32fc-3989-a550-c2caae4fa239 |
Дело №2а-392/2019
(УИД 24RS0017-01-2018-003964-27)
bРЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2019 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю к [СКРЫТО] С. В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №17 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением (в рамках уточнений от 18.12.2018г. – л.д. 104) к [СКРЫТО] С.В. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени за нарушение сроков его уплаты, ссылаясь на следующие обстоятельства. На налоговом учете в МИФНС России №17 по Красноярскому краю состоит налогоплательщик [СКРЫТО] С.В. Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по Красноярскому краю, административный ответчик в 2013-2016 гг. имел в собственности два земельных участка, расположенных в <адрес>. При этом земельный налог на сумму 110 425 рублей 28 копеек административным ответчиком в установленные сроки (до ДД.ММ.ГГГГ) не уплачен, в связи с чем, ему начислены пени в размере 440,65 рублей. На основании изложенного административный истец просит взыскать с [СКРЫТО] С.В. задолженность по земельному налогу в размере 110 425 рублей 28 копеек, пени в размере 440 рублей 65 копеек.
Представитель административного истца МИФНС России №17 по Красноярскому краю Ремезова И.В. (доверенность в деле) в зал суда не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик [СКРЫТО] С.В. в зал суда также не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской от 18.12.2018 года в получении судебной повестки на 05.02.2018 года, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
В ранее представленных возражениях просил отказать налоговому органу в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что решением Красноярского краевого суда от 12.09.2018 года была определена кадастровая стоимость спорных земельных участков, исходя из которой сумма земельного налога за все принадлежащие [СКРЫТО] С.В. земельные участки за один налоговый период (год) составляет 32 847 рублей. Таким образом, недоимка по налогу за 2014-2016гг. составляет 98 541 рубль. При этом указанная денежная сумма фактически оплачена ответчиком в полном объеме 29.11.2018г. и 18.12.2018г. К недоимке за 2013 год подлежит применению налоговая амнистия, установленная ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку сторон в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 146 КАС РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 НК РФ установлена обязанность каждого, платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 19 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых наложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в установленный законодательством срок; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе в соответствии со ст.48 Налогового кодекса РФ обратиться в суд с иском о взыскании налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу ч.1 и ч.2 ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч.1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч.2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4).
Положениями ст.75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч.3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании ч.1 ст.389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Статьей 390 НК РФ установлено, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно ст.391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Исчисление налога производится налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со ст.393 НК РФ налоговым периодом для уплаты земельного налога признается календарный год.
В силу п. 7 ст. 396 Налогового кодекса РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что [СКРЫТО] С.В. в 2013-2016 гг. являлся собственником двух земельных участков, а именно:
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>А (период владения с 11.07.2008г. по настоящее время);
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (период владения с 12.02.2016г. по настоящее время).
В соответствии с налоговым уведомлением №, составленным по состоянию на 10.01.2017 года, [СКРЫТО] С.В., в связи с произведенным налоговым органом перерасчетом, заново исчислен земельный налог за 2013-2016 гг. в общей сумме 154 098 рублей по сроку уплаты до 01.12.2017г.
Кроме того, 19.07.2017 года в адрес [СКРЫТО] С.В. направлено налоговое уведомление №, составленное по состоянию на 10.07.2017 года, о необходимости уплаты в срок не позднее 01.12.2017 года земельного налога за 2016 год в сумме 75 308 рублей.
Однако в установленный срок [СКРЫТО] С.В. земельный налог за вышеуказанные налоговые периоды оплачен не был, в связи с чем, на основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ административному ответчику 15.12.2017 года было направлено требование № от 11.12.2017г. об уплате в срок до 05.02.2018г. недоимки по земельному налогу в размере 229 406 рублей и пени в сумме 567,78 рублей, которое было получено ответчиком согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений – 19.12.2017 года.
Таким образом, административный ответчик, как собственник земельных участков, является плательщиком земельного налога, в связи с чем, он был обязан производить оплату налога в установленные законом сроки на основании направленных ему налоговых уведомлений и требования.
Из материалов дела следует, что 12.12.2018 года МИФНС России №17 по Красноярскому краю произведено списание (перерасчет) земельного налога за 2013 год по сроку уплаты до 01.12.2017 года, в результате которого сумма указанного налога за 2013 года уменьшена в полном объеме до нуля.
Также из материалов дела усматривается, что [СКРЫТО] С.В. произведена частичная уплата задолженности по земельному налогу за 2015 года в размере 30 971 рубль 97 копеек и за 2016 год в размере 36 642 рубля 75 копеек.
Таким образом, в настоящее время общая задолженность административного ответчика [СКРЫТО] С.В. по земельному налогу за 2014-2016гг. составляет 110 425 рублей 28 копеек (229 406 руб. – 51 366 руб. (списанный налог за 2013г.) – 30 971,97 руб. (частичная уплата налога за 2015г.) – 36 642,75 руб. (частичная уплата налога за 2016г.)).
С учетом изложенного, поскольку ответчиком обязанность по оплате земельного налога за 2014-2016 гг. не исполнена в полном объеме, доказательств обратного им не представлено, суд взыскивает с [СКРЫТО] С.В. задолженность по земельному налогу за 2014-2016 гг. в общем размере 110 425 рублей 28 копеек (из которых: 51 366 руб. – налог за 2014г., 20 394,03 руб. – налог за 2015г., 38 665,25 руб. – налог за 2016г.), а также пени за период с 02.12.2017г. по 10.12.2017г. в размере 440 рублей 65 копеек.
Ссылки административного ответчика на решение Красноярского краевого суда от 12.09.2018 года суд не может признать обоснованными, поскольку указанным решением определена кадастровая стоимость принадлежащих [СКРЫТО] С.В. земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в то время как вышеуказанный налог исчислен в отношении земельный участков по адресу: <адрес>. Кроме того, в любом случае указанным решением суда новая кадастровая стоимость принадлежащих административному ответчику земельных участков установлена лишь с 26.07.2018г., следовательно, распространяется только на налоговые периоды с 2018 года и на будущее время.
Доводы административного ответчика о том, что налоговым органом при расчете задолженности не учтены внесенные им 29.11.2018 года платежи на общую сумму 65 694 рубля и 18.12.2018 года на общую сумму 65 694 рубля, суд также не может принять во внимание, поскольку из представленных [СКРЫТО] С.В. чек-ордеров следует, что уплата денежных средств в вышеуказанной сумме произведена им по индексу документа №, который привязан к налоговому уведомлению № от 28.08.2018 года об уплате в срок до 03.12.2018 года земельного налога за 2017 год.
Ссылки административного ответчика на применение налоговой амнистии к задолженности по земельному налогу за 2014 год не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная задолженность со сроком ее уплаты до 01.12.2015г. образовалась уже после 01.01.2015 года, следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не подлежит списанию в порядке налоговой амнистии.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2).
В то же время, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что в требовании № от 11.12.2017 года срок уплаты недоимки был установлен до 05.02.2018 года, следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться до 05.08.2018 года (05.02.2018г. + 6 месяцев).
Судебный приказ о взыскании с [СКРЫТО] С.В. задолженности по налогам и пени за 2014-2016гг. был выдан мировым судьей судебного участка №138 в Железнодорожном г. Красноярска 07.03.2018 года, т.е. в пределах срока, предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ.
28.03.2018 года и.о. мирового судьи указанного судебного участка судебный приказ был отменен по заявлению должника [СКРЫТО] С.В., следовательно, предъявить требования о взыскании задолженности по налогам и пени за 2014-2016 гг. в порядке искового производства налоговый орган был вправе до 28.09.2018 года.
Настоящий административный иск МИНФС России №17 по Красноярскому краю направило в Железнодорожный районный суд г. Красноярска 19.09.2018 года, т.е. иск подан в пределах установленного шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что ответчиком обязанность по уплате земельного налога и пени за просрочку его уплаты не исполнена, доказательств обратного суду не представлено, суд полагает необходимым административные исковые требования МИНФС России №17 по Красноярскому краю удовлетворить, взыскать с [СКРЫТО] С.В. земельный налог за 2014-2016 гг. в общем размере 110 425 рублей 28 копеек, пени за нарушение срока его уплаты в размере 440 рублей 65 копеек.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину в доход бюджета в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 3 417 рублей 32 копейки.
Руководствуясь ст. 175-177,227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю удовлетворить.
Взыскать с [СКРЫТО] С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> задолженность земельному налогу за 2014-2016 гг. в размере 110 425 рублей 28 копеек, пени в размере 440 рублей 65 копеек, а всего взыскать 110 865 рублей 93 копейки.
Взыскать с [СКРЫТО] С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 417 рублей 32 копейки.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 года
Судья И.Г. Медведев