Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 02.07.2018 |
Дата решения | 17.10.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц (не явл. госслужащими) органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными пу... |
Судья | Смирнова Ирина Сергеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d4a08c4c-05c3-330d-9255-6d3a725a69c5 |
копия
дело № 2а-3677/2018
24RS0017-01-2018-002817-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2018 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Смирновой И.С.,
при секретаре Медельской А.В.,
с участием административного истца [СКРЫТО] Н.В.,
представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» - Степанова И.В. по доверенности № 24/2018-04 от 14.09.2018 года, сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Н. В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Н.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в котором просит признать отказ № С-4563 от 28.04.52018 года Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, незаконным, обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска предварительно согласовать предоставление земельного участка, площадью 23 кв.м., занимаемого гаражным боксом, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес> площадь - №.м, с кадастровым номером № [СКРЫТО] Н.В. было подано заявление в Департамент муниципального имущества и земельных отношений <адрес> о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка находящегося в муниципальной собственности. На данное заявление получен отказ № С-4563 от 28.04.52018 года, по основаниям, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением норм, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, а именно: не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон. Испрашиваемый земельный участок попадает в территориальные зоны: зону территорий автомобильного транспорта и зону коммунально-складскую (П-3), согласно Правилам землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденным решением Красноярского городского Совета народных депутатов от 07.07.2015 года № В-122. Административный истец считает отказ в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории незаконным, необоснованным и нарушающим ее права.
Административный истец [СКРЫТО] Н.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Административный ответчик Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, в зал судебного заседания явку своего представителя не обеспечил, о причинах его неявки суд не уведомил, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, об отложении слушания по делу не просил.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» Степанов И.В. по доверенности № 24/2018-04 от 14.09.2018 года, сроком на три года, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ, образование земельного участка, на основании оспариваемой [СКРЫТО] Н.В., схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не будет соответствовать требованиям земельного законодательства и приведет к невозможности осуществления последующего государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок.
Заинтересованное лицо Управление Архитектуры Администрации г. Красноярска в зал судебного заседания явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте слушания дела извещено надлежаще, представитель Нестеренко О.Л. по доверенности от 09.07.2018 года, выданной сроком на один год, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, а также представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что земельный участок под гаражом по адресу: <адрес>, не может быть предоставлен в собственность [СКРЫТО] Н.В., поскольку он находится в границах территории общего пользования: коммунально-складской зоне и зоне территорий объектов автомобильного транспорта, территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории – проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
Учитывая надлежащее извещение административного ответчика, заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г. Красноярска о времени и месте рассмотрения дела, суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика и заинтересованного лица в силу ст.150 КАС РФ.
Выслушав административного истца, представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.2 ст.15 HYPERLINK "http://sudact.ru/law/zemelnyi-kodeks/glava-i/statia-1/?marker=fdoctlaw" o "Земельный кодекс > Глава I. Общие положения ><span class="snippet_equal"> Статья </span> 1. Основные принципы земельного законодательства" t "_blank" Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно которой предоставление земельного участка в собственность осуществляется в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно пп. 3 п. 1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ и утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пп.13 п.1 ст.11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст.39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст.39.16 ЗК РФ.
В силу пп.2, 3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются:
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
Согласно п.2 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 9.1 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно п.3 ст.20 Земельного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, [СКРЫТО] Н.В. на праве собственности принадлежит гаражный бокс, расположенный по адресу: <адрес>, площадью № кв.м, с кадастровым номером № что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.07.2017 года.
Решением №67 от 21.02.1990 утверждены правление и устав общества <данные изъяты> вдоль полосы железной дороги в г.Красноярске, согласно протоколу общего собрания членов общества от 12.05.1989 года.
На основании решения исполкома городского Совета народных депутатов города Красноярска №163 от 12.04.1989 «О резервировании земельных участков для проектирования в городе Красноярске», <данные изъяты> утвержденному ранее решением №67 исполкома Совета народных депутатов Железнодорожного района г. Красноярска от 21 февраля 1990 года отведён земельный участок, площадью 0,5 га.
Согласно выписке ЕГРПНИ от 04.07.2017, строительство гаражного бокса с кадастровым №, по указанному выше адресу, завершено в 1990 году. Основанием для регистрации права [СКРЫТО] Н.В. на спорный объект недвижимости являлся договор купли-продажи гаража от 22.06.2017 года.
[СКРЫТО] Н.В. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на котором расположено сооружение, без проведения торгов, в целях размещения гаража, и утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане территории.
28.04.2018 года Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 23 кв.м., занимаемого гаражным боксом по адресу: <адрес>, сославшись на то, что основанием такого отказа является, согласно Правилам землепользования и застройки города Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета народных депутатов от 07.07.2015 № В-122, попадание испрашиваемого земельного участка в две территориальные зоны: коммунально-складские зоны и зоны территорий объектов автомобильного транспорта.
В силу ч.1 ст.26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ст. 41 ГрК РФ).
В силу ст.30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В настоящее время на испрашиваемом земельном участке находится гаражный бокс, который принадлежит административному истцу на праве собственности, решение об изъятии либо резервировании данного земельного участка для государственных либо муниципальных нужд на момент рассмотрения дела не принято. Также судом установлено, что гаражный бокс, принадлежащий административному истцу, находится в ряду иных гаражей (комплексе гаражей).
В соответствии с ч.1 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления на основании предложений, в том числе, и физических или юридических лиц, о подготовке документации по планировке территории.
В силу ст.34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 №В-122, приняты и вступили в силу после создания указанного выше сооружения, суд приходит к выводу, что, в силу ст.34 Градостроительного кодекса РФ, границы территориальных зон, в которых расположен гараж, при утверждении правил землепользования и застройки должны были определяться органами местного самоуправления, с учетом наличия в указанных зонах объектов недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, и наличия у истца предоставленного им законом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого данным объектом.
По смыслу ст.39.20 Земельного кодекса РФ, исключительное право истца на предоставление в собственность земельного участка занимаемого сооружением не может быть ограничено в результате утверждения органами местного самоуправления правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск с нарушением требований ст.34 Градостроительного кодекса РФ, без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, не зарезервирован в установленном законном порядке, земельный участок под строительство гаражного бокса был выделен до принятия Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 №В-122, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для отказа административному истцу Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в согласовании предоставления земельного участка и признает указанный отказ незаконным.
Учитывая вышеизложенное, суд, устраняя допущенное нарушение права, в соответствии с ч.2,3 ст.227 КАС РФ, считает возможным возложить на административного ответчика обязанность предварительно согласовать с [СКРЫТО] Н.В. предоставление земельного участка, занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: <адрес> утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает возможным установить срок исполнения решения суда – в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку административный ответчик не представил доказательства, подтверждающие необходимость дополнительного временного срока для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] Н.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 28 апреля 2018 года №С-4563 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предварительно согласовать [СКРЫТО] Н. В. предоставление земельного участка площадью № кв.м., занимаемого гаражным боксом с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, с даты, следующей после даты вынесения решения суда, с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий И.С. Смирнова
В окончательной форме решение изготовлено 23 октября 2018 года.
Копия верна.
Судья И.С.Смирнова