Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 04.05.2018 |
Дата решения | 28.08.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Панченко Лариса Владимировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 94d17588-e81c-3070-8671-72b0e16241a5 |
Дело №2а-3133 /2018
24RS0017-01-2018-002056-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2018 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Севостьяновой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску [СКРЫТО] Зои Николаевны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об обжаловании действий,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] З.Н. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ( с учетом уточнений от 16.07.2018 г.), о признании незаконным решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату, подготовить и направить [СКРЫТО] З.Н. договор купли продажи земельного участка. Мотивирует свои требования тем, что, на основании решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 12.12.2014 г. она ([СКРЫТО] З.Н.) является собственником жилого дома, расположенного по адресу : <адрес> с 1955 года постоянно проживает в этом доме и состоит на регистрационном учете по указанному адресу. Жилой дом расположен на земельном участке площадью 293 кв.м., с кадастровым номером №.
При обращении в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о предоставлении за плату земельного участка с кадастровым номером № [СКРЫТО] З.Н. было отказано по причине того, что согласно сведений ИСОГД, испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий и является землями общего пользования, а также расположен в границах территорий, выявленных объектов культурного (археологического) наследия федерального значения. С данным отказом истец не согласна, с учетом положений ст.ст. 36,85 ЗК РФ, ст.ст. 1,43 ГрК РФ. Так, постановление администрации г. Красноярска от 28.04.2017 г. № 278, которым утвержден проект внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общего пользования городского округа город Красноярск, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 г. № 833 издан без учета сложившегося порядка пользования земельным участком, на котором расположен жилой дом истицы, построенный в 1953 году и которым истица пользовалась задолго до принятия указанных постановлений администрации г. Красноярска. Кроме того, при согласовании границ земельного участка в 2017 году отсутствовали какие-либо ограничения, которые должны были быть обязательно отражены при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости. Согласно кадастровой выписки на земельный участок, в ней отсутствуют сведения о границах красных линий. При нанесении красных линий администрация не учла фактические правила землепользования, не было выявлено, кто является пользователем земельного участка, на каких основаниях, а также расположены ли на земельном участке здания и сооружения. Отказ ответчика нарушает исключительные права истицы, регламентированные ст. 36 ЗК РФ, как собственника жилого дома, расположенного на спорном земельном участке. На основании изложенного, истица просит суд признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 09.01.2018 г. об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, обязать Департамент предоставить земельный участок, расположенный в <адрес> в собственность за плату, обязать Департамент в месячный срок подготовить и направить истице договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 293 кв.м.
Административный истец [СКРЫТО] З.Н. была извещена о дне слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в лице своего представителя Вороновой П.А. представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме.
Административной ответчик – Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в зал суда своего представителя не направил, ранее представителем ответчика Н.С. Ивановой, действующей на основании доверенности, были представлены письменные возражения на исковое заявление истца [СКРЫТО] З.Н., в которых представитель административного ответчика с заявленными требованиями не согласился, указал на то, что 12.12.2017 административный истец обратилась в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 293,0 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. На основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В силу пп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений. В силу п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, без проведения торгов не представляется возможным, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Согласно сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории выявленных объектов культурного (археологического) федерального значения, а также расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ. На основании п. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городской рекреации (Р-3), установленной Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122. Красные линии утверждены в составе проекта изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск. Постановлением администрации города Красноярска от 28.04.2017 № 278 утвержден проект внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утвержденный постановлением администрации города Красноярска от 25.12.2015 № 833. Из пункта 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). На основании изложенного, департамент законно и обоснованно отказал административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Учитывая изложенное, департамент просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, отказе от иных процессуальных прав.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 289 названного Кодекса неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании заочного решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 12.12.2014 г., истице принадлежит жилой дом, площадью 42,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 07.12.2017 г.
По указанному адресу истица зарегистрирована с 27 июля 1972 года.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Так, вступившим в законную силу 30.01.2017 г. решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15.12.2016 г. суд обязал Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласовать [СКРЫТО] Зои Николаевне и утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории, в соответствии с действующим законодательством.
17.03.2017 г. распоряжением № -недв ответчик предварительно согласовал [СКРЫТО] З.Н. предоставление земельного участка, площадью 293 кв.м., расположенного в кадастровом квартале №.
13.09.2017 г. земельный участок по адресу: <адрес> площадью 293 кв.м. (+/- 5,99) поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №.
Как следует из кадастрового паспорта, в пределах границ земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 24:50:0200184:93 ( жилой дом истицы ). Вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства ( код 2.1).
Имея намерение приобрести в собственность указанный выше земельный участок, 12.12.2017 г. [СКРЫТО] З. Н. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска за получением муниципальной услуги по предоставлению земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов в собственность за плату, для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от 09.01.2018 г. (исх. №) ответчик отказал истцу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 293 кв.м., по адресу: <адрес> со ссылкой на положения ст.ст. 27,85 ЗК РФ, ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории выявленных объектов культурного (археологического) наследия, а также расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Также земельный участок расположен в зоне городской рекреации (Р-3), установленной Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского совета депутатов от 07.07.2015 г. № В-122. Красные линии утверждены в составе проекта изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск.
По сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), земельный участок по адресу: <адрес> площадью 293 кв.м. распложен в территориальной зоне Р-3-1 ( подзона городской рекреации), в границах территорий объектов культурного (археологического) наследия федерального значения. Участок находится в границах территории проекта планировки и межевания территории Центральной левобережной части и жилого района «Удачный» (проект планировки находится в разработке), территории проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования (проект планировки утвержден) постановлением № 833 от 25.12.2015 г. с изменениями внесенными постановлением № 278 от 28.04.2017 г.
Сведения о том, что земельный участок изъят и зарезервирован для муниципальных нужд - отсутствуют.
Согласно ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В статье 14 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" от 04.12.2008 года N 7-2542 определены вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в пункте 1 предусмотрено право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами Российской Федерации, к которым право собственности на жилые дома перешло в результате совершения сделок, в случае, если до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на основании решений органов местного самоуправления земельные участки были предоставлены в аренду прежним собственникам жилых домов.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
На основании ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений, либо помещений в них случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным, не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, предусматривает что, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Основанием для отказа истцу в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов послужило нахождение испрашиваемого земельного участка за границами красных линий, являющегося землями общего пользования, а также расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории культурного (археологического) наследия.
Градостроительным кодексом РФ определены понятия "красные линии" (п. 11 ст. 1) и "территории общего пользования" (п. 12 ст. 1).
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов;
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
Постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 N 833 "Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск" определено, что улично-дорожная сеть и территории общего пользования являются важными составляющими существующей планировочной структуры города, которые нуждаются в упорядочивании, в том числе анализе и корректировке красных линий. Подготовка проекта осуществлена для выбора наиболее эффективной транспортной модели, обеспечивающей сбалансированное развитие и комфортную среду проживания; установления параметров улично-дорожной сети, объектов транспортной инфраструктуры, объектов общественного пользования (бульваров, скверов, площадей и др.)
При этом, факт утверждения планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков и их частей, например, к территориям общего пользования. Утвержденные в составе проектов планировки красные линии должны в этом случае использоваться, как основание для последующего принятия (в случае необходимости) решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для реализации государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых проектами планировки территорий только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, сведения о резервировании спорного земельного участка в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности не отражены и доказательств того, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, не имеется.
Кроме того, из материалов дела следует, что фактически на спорном земельном участке в настоящее расположен жилой дом истицы, который согласно технического паспорта возведен в 1953 году, право собственности на который зарегистрировано 12.10.2015 г. на основании заочного решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 12.12.2014 г.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, предоставлен для строительства иным лицам, суду не представлено.
В соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 49 ФЗ от 25.06.2002 N 73 (ред. от 29.12.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта, либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных настоящим Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.
Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.
Данное положение Закона свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел возможность приобретения земельного участка в собственность граждан либо юридических лиц, в пределах которого расположен объект археологического наследия.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Факт невозможности использования спорного земельного участка, как части земной поверхности без повреждений памятника археологического наследия, ответчиком подтвержден не был. Доказательств данного довода суду представлено не было.
Более того, действующим законодательством предусмотрены особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия.
В соответствии с положениями ст. 48 Закона РФ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при государственной регистрации права собственности на объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению, требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Таким образом, возможность обеспечения сохранности объекта археологического наследия, расположенного непосредственно под частью земной поверхности спорного земельного участка закреплена законодателем и не исключает использования спорного земельного участка с определенными ограничениями.
При указанных выше обстоятельствах, отказ ответчика в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, суд находит необоснованным, поскольку отказ административного ответчика нарушает исключительное право истицы на приобретение земельного участка в собственность или аренду, как гражданина, являющегося собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу, что указанные ответчиком в обоснование отказа в предоставлении истице земельного участка в собственность обстоятельства не могут служить препятствием для реализации ее исключительного права на земельный участок, занимаемый принадлежащим ей жилым домом. Указанный отказ Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска администрации г. Красноярска суд признает незаконным с возложением на ответчика обязанности по заключению с истцом договора купли-продажи земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] Зои Николаевны удовлетворить.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска заключить с [СКРЫТО] Зоей Николаевной договор купли-продажи земельного участка - кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий : Панченко Л.В.
Решение принято в окончательной форме 03 сентября 2018 года