Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 05.04.2018 |
Дата решения | 23.05.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Лузганова Татьяна Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 4c0e9d40-1c01-3c83-a87c-d92b356eed01 |
<данные изъяты>
Дело № 2а-2413/2018
015а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,
при секретаре Головиной Е.С.,
с участием административного истца [СКРЫТО] Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] <данные изъяты> к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, обязании заключить договор купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Т.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, обязании заключить договор купли-продажи. Требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] Т.В. является собственником гаража, расположенного по адресу: <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Т.В. начала процедуру оформления права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, подав заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>. На данное заявление поступил отказ из Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № из которого следует, что испрашиваемый земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), со ссылкой на Постановление администрации города №, утверждающее проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа <адрес> и основываясь на п.п.1- 13, 15-19, 22 и 23 ст.39.16 Кодекса. Также указано, что земельный участок попадает в зону территории общего пользования в границах коридоров красных линий, утвержденных в составе проекта планировки исторического центра <адрес> администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №. Считает, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность не соответствует федеральному законодательству. На основании изложенного, просит отменить решение Департамента Муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность от ДД.ММ.ГГГГ №, признать за [СКРЫТО] Т.В. право на приобретение земельного участка, общей площадью 27,0 кв.м, занимаемого гаражным боксом, по адресу: <адрес> в собственность в соответствии с пп.6 п2 ст.39.3 ЗК РФ, обязать административного ответчика заключить с [СКРЫТО] Т.В. договор купли-продажи земельного участка, общей площадью 27,0 кв.м, занимаемого гаражным боксом, по адресу: <адрес>, в соответствии с пп.2 п.1 ст.39.1 ЗК РФ.
В ходе подготовки дела к слушанию от административного истца поступило дополнение к иску, в котором [СКРЫТО] Т.В. просит суд обязать ДМИиЗО согласовать предоставление земельного участка, общей площадью 27,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>) и утвердить схему расположения земельного участка, согласно предоставленному заявлению.
В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, с учетом представленных дополнений.
Представитель административного ответчика - Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> Иванова Н.С. (доверенность в деле), надлежаще и своевременно извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, об отложении слушания по делу не просила. В материалы дела представлены письменные возражения представителя административного ответчика, согласно которым, Департамент считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в ДМИиЗО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, общей площадью 27,0 кв.м, занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: <адрес> <адрес> Согласно Правилам землепользования и застройки <адрес>, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № В-122, испрашиваемый истцом к образованию земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Кроме того, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами. По данным Департамента, образуемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:379. На основании п.п.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п.п.1-13, 15-19, 22 и 23 ст.39.16 Кодекса. В соответствии с п.п.19 ст.39.16 Кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Из представленного заявления следует, что испрашиваемый земельный участок предварительно согласовывается для дальнейшего предоставления в собственность. Постановлением администрации города № (в редакции Постановления администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа <адрес>. Кроме того, испрашиваемый земельный участок попадает в зону территорий общего пользования в границах коридоров красных линий, утвержденных в составе проекта планировки исторического центра <адрес> администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п.12 ст.85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Эту же норму содержит Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно п.8 ст.28 Закона, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Подготовку документов территориального планирования, правил землепользования и застройки города, документации по планировке территорий, местных нормативов градостроительного проектирования, в соответствии с положением, утвержденным Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, обеспечивает Управление архитектуры администрации <адрес>. В связи, с чем Департамент законно и обоснованно отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Также представитель административного ответчика указал в отзыве на то, что требования об обязании Департамент заключить договор купли-продажи земельного участка может повлечь нарушение норм действующего законодательства. Юридическое значение кадастрового учета состоит в формировании объекта гражданских прав - земельного участка. Включение земельного участка в гражданский оборот, т.е. совершение сделок, приобретение, переход прав, ограничения на конкретный земельный участок, возможно только после проведения кадастрового учета земельного участка. Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учет и, как следствие, не является объектом гражданских правоотношений, то заключение договора купли-продажи в отсутствие существенных условий не соответствует положениям гражданского законодательства. Считает, что в качестве восстановительной меры не может быть удовлетворено требование заявителя об обязании Департамент заключить договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на таких земельных участка. Указанным регламентом определяет порядок и стандарт предоставления департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на таких земельных участках. Результатом предоставления муниципальной услуги является подписанный проект договора купли-продажи земельного участка либо подготовка письма (решения) об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату. Только после постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, где и будет определена кадастровая стоимость земельного участка, на основании заявления истца Департаментом будет рассмотрен вопрос о предоставлении в собственность за плату земельного участка. Учитывая изложенное, представитель административного ответчика просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса о времени и месте рассмотрения иска, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, в силу ст.150 КАС РФ.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.2 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 2 ст.15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 9.1 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно п.3 ст.20 Земельного кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно пп.2 п.1 ст.39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса.
На основании п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно которой предоставление земельного участка в собственность осуществляется в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно пп. 3 п. 1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ и утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пп.13 п.1 ст.11.10 ЗК РФ).
В соответствии с п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст.39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст.39.16 ЗК РФ.
В силу пп.2, 3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются:
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу ч.1 ст.37 ЗК РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Как установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] Т.В. является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданному нотариусом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, гаражный бокс (нежилое помещение) по адресу: <адрес> <адрес>, зарегистрирован за [СКРЫТО] Т.В. на праве собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из решения исполкома Красноярского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, за <данные изъяты> был закреплен земельный участок и выстроенный на нем гараж.
[СКРЫТО] Т.В. до регистрации брака с <данные изъяты> имела фамилию <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.
[СКРЫТО] Т.В., имея намерение получить в собственность земельный участок, расположенный под гаражом по указанному адресу, обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, общей площадью 27 кв.м, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №М-94, испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №. Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки <адрес>, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №В-122, испрашиваемый земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоны территорий объектов автомобильного транспорта. Кроме того, испрашиваемый земельный участок попадает в территории общего пользования в границах коридоров красных линий, утвержденных в составе проекта планировки исторического центра г Красноярска Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ №.
Частью 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте.
В силу ст.9 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п.15 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию, утвержденного распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-№ основаниями для отказа в предоставлении услуги являются, в том числе: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу ч.1 ст.26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ст. 41 ГрК РФ).
В силу ст.30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящее время на испрашиваемом земельном участке находится гаражный бокс, который принадлежит административному истцу на праве собственности, решение об изъятии либо резервировании данного земельного участка для государственных либо муниципальных нужд на момент рассмотрения дела не принято.
В соответствии с ч.1 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления на основании предложений, в том числе, и физических или юридических лиц, о подготовке документации по планировке территории.
В силу ст.34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденные решением Красноярского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №В-122, приняты и вступили в силу после создания указанного выше сооружения, суд приходит к выводу, что, в силу ст.34 Градостроительного кодекса РФ, границы территориальных зон, в которых расположен гараж, при утверждении правил землепользования и застройки должны были определяться органами местного самоуправления, с учетом наличия в указанных зонах объектов недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, и наличия у истца предоставленного им законом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого данным объектом.
По смыслу ст.39.20 Земельного кодекса РФ, исключительное право истца на предоставление в собственность земельного участка занимаемого сооружением не может быть ограничено в результате утверждения органами местного самоуправления правил землепользования и застройки городского округа <адрес> с нарушением требований ст.34 Градостроительного кодекса РФ, без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Также не является основанием для отказа в согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка тот факт, что местоположение границ испрашиваемого земельного участка частично пересекает границы земельного участка 24:50:0000000:379, поскольку доказательств этому стороной ответчика не представлено.
Отказ ДМИиЗО со ссылкой на Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, суд находит необоснованным, несмотря на то, что спорный земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования, на данном земельном участке расположен гаражный бокс, право собственности на который принадлежит [СКРЫТО] Т.В., и отказ административного ответчика нарушает исключительное право истца на приобретение земельного участка в собственность или аренду как гражданина, являющегося собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке.
В данном случае, к отношениям сторон следует применять положения ст.39.1 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии препятствий к рациональному использованию и охране земель в случае образования испрашиваемого участка, несмотря на его нахождение за границами красных линий и отнесение земли к местам общего пользования, не имеется. Соответствующих доказательств этому административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, не зарезервирован в установленном законном порядке, земельный участок под строительство гаражного бокса был выделен до принятия Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденных решением Красноярского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №В-122, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для отказа административному истцу Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в согласовании предоставления земельного участка и признает указанный отказ незаконным.
Учитывая вышеизложенное, суд, устраняя допущенное нарушение права, в соответствии с ч.2, 3 ст.227 КАС РФ, считает возможным возложить на административного ответчика обязанность предварительно согласовать с [СКРЫТО] Т.В. предоставление земельного участка, занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: Российская Федерация, <адрес>, утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает возможным установить срок исполнения решения суда – в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку административный ответчик не представил доказательства, подтверждающие необходимость дополнительного временного срока для исполнения решения суда.
Рассматривая исковые требования [СКРЫТО] Т.В. об обязании Департамента муниципального имущества и земельный отношений администрации <адрес> заключить договор купли-продажи указанного земельного участка, признавая за ней право на его приобретение, суд учитывает следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Указанным регламентом определяет порядок и стандарт предоставления ДМИиЗО муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Юридическое значение кадастрового учета состоит в формировании объекта гражданских прав - земельного участка. Включение земельного участка в гражданский оборот, т.е. совершение сделок, приобретение, переход прав, ограничения на конкретный земельный участок, возможно только после проведения кадастрового учета земельного участка.
Испрашиваемый земельный участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учет и не является объектом гражданских правоотношений, что исключает заключение договора купли-продажи данного объекта, поскольку отсутствуют существенные условия договора – его предмет и цена.
В силу требований ст. 432 ГК РФ, при заключении договора его сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи, при заключении договора купли-продажи земельного участка, в нем, помимо предмета договора, должна быть указана и его стоимость, как одно из существенных условий такого рода договора, следовательно, подлежит определению размер выкупной цены.
Таким образом, только после постановки испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, где и будет определена кадастровая стоимость земельного участка, на основании заявления истца Департаментом будет рассмотрен вопрос о предоставлении в собственность за плату земельного участка, в соответствии с установленным законом порядком.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым отказать [СКРЫТО] Т.В. в удовлетворении требований об обязании ДМИиЗО заключить сней договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка, поскольку данные требования заявлены истцом преждевременно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] <данные изъяты> удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: <адрес> и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> предварительно согласовать [СКРЫТО] <данные изъяты> предоставление земельного участка, площадью 27 кв.м., занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: Российская Федерация, <адрес> утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований об обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> заключить с [СКРЫТО] <данные изъяты> договор купли-продажи земельного участка, общей площадью 27 кв.м, занимаемого гаражным боксом, расположенным по адресу: <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца, с даты, следующей после даты изготовления решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес>.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья Т.А. Лузганова