Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 27.09.2016 |
Дата решения | 15.12.2016 |
Категория дела | Споры, связанные с землепользованием -> Иные споры, связанные с землепользованием |
Судья | Хвалько Ольга Петровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | ec91f635-426c-3984-8d90-40120a900788 |
Дело № 2- 5412/16
подлинник
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Красноярск 15 декабря 2016 г.
Железнодорожный районный суд г.Красноярска
в составе председательствующего судьи Хвалько О.П.
при секретаре – Мочаловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] ФИО9 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] З.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка. Требования мотивированы тем, что [СКРЫТО] З.Н. на основании решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> «А». Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 293 кв.м. При обращении в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска за утверждением схемы расположения земельного участка и дальнейшего оформления права собственности на него, было вынесено решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в связи тем, что площадь участка менее предельного размера и не соответствует предельно допустимым нормам для малоэтажной застройки. Истец считает, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № является незаконным и нарушает её права, гарантированные Земельным законодательством. Просит суд признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а; обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласовать и утвердить [СКРЫТО] ФИО10 схему расположение земельного участка по адресу: <адрес>» на кадастровом плане территории.
В судебное заседание истец [СКРЫТО] З.Н., не явилась, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца – Воронова П.А. (полномочия проверены) заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик - Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, ранее от представителя Департамента Ивановой Н.С. (полномочия в деле) были представлены возражения на исковое заявление, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] З.Н. обратилась в департамент с заявлениями о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектной документации лесных участков; схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ). В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Кодекса. В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении Схемы расположения земельного участка является, в том числе разработка Схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам, а именно: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяют такими градостроительными регламентами.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ В-122 «О правилах землепользования и застройки города Красноярска» установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, для размещения усадебного жилого дома, минимальный размер составляет - 600 кв.м, максимальный - 1500 кв.м. В результате экспертизы представленных истцом документов бы установлено, что площадь образуемого земельного участка составляет 293 кв.м. На основании изложенного департамент отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>. На основании вышеизложенного, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав.
В силу ст.ст.167, 233 ГПК РФ суд, с согласия представителя истца, рассматривает настоящее дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования [СКРЫТО] З.Н. подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так, заочным решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, требования [СКРЫТО] З.Н. к администрации <адрес>, администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании права собственности на самовольное строение, удовлетворены. За [СКРЫТО] З.Н. признано право собственности на одноэтажный жилой дом, общей площадью 42,9 кв.м., в том числе жилой 33,3 кв.м, с холодным пристроем 4.6 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> «А» (Лит.А,А1,А2).
Также указанным решением установлено, что земельный участок, значащийся под № по <адрес> был предоставлен в бессрочное пользование ФИО7, ФИО8 под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Исполкома Городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план отвода земельного участка под строительство бревенчатого жилого двухэтажного дома на усадьбе № по <адрес>, с расположением строения выполняемого застройщиками ФИО7, ФИО8
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. 2«А», является смежным и граничит с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
Право собственности на жилой <адрес> «А» по <адрес> в <адрес> зарегистрировано за истицей в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом введен в эксплуатацию в 1953 году, с этажностью – 1 этаж, имеет общую площадь 42,9 кв.м., расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200184:93, границы неопределенны в соответствии с действующим законодательством.
В ходе судебного разбирательства также установлено что, имея намерение оформить право собственности на расположенный под указанным жилым домом земельный участок, ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] З.Н. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, а «А» и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с неутвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории его площадь составляет 293 кв.м.
ФГБУ – Федеральное БТИ составлена кадастровая выписка земельного участка по адресу: <адрес> «а», определены координаты характерных точке контура.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № № [СКРЫТО] З.Н. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Причиной отказа послужило то, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Решением Красноярского городского Совета депутатов №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах землепользования и застройки города Красноярска» имеет площадь 293 кв. м., что менее предельного (минимального) размера, составляющего 600 кв.м.
Статьями 39.14, 39.15 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения [СКРЫТО] З.Н.) предусмотрена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов) в случае, если земельный участок на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и предоставлению схемы границ земельного участка. К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В статье 14 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" от 04.12.2008 года N 7-2542 (в ред. Закона Красноярского края от 03.06.2015 N 8-3496) определены вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в пункте 1 предусмотрено право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами Российской Федерации, к которым право собственности на жилые дома перешло в результате совершения сделок, в случае, если до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на основании решений органов местного самоуправления земельные участки были предоставлены в аренду прежним собственникам жилых домов.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации..
Согласно ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно части 4 статьи 11.3 ЗК РФ (п. 4 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
В силу положений ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
В своем отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ответчик также сослался на Решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки города Красноярска", которым установлен предельный размер (минимальный и максимальный) земельных участков, от 600 кв. м до 1500 кв. м. Площадь формируемого земельного участка менее 600 кв.м. (293 кв.м.), что противоречит правилам землепользования и застройки.
Согласно ч. 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу статьи 5 Решения Красноярского городского совета народных депутатов от 07.07.2015г. №В-122, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя, в том числе, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (пункт 1). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в пункте 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания (пункт 2).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 53 Правил, настоящие Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов, применяются к правоотношениям, возникшим после вступления их в силу.
К правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящих Правил, Правила применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления их в силу, с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 2, 4 настоящей статьи.
Настоящие Правила не применяются при принятии уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на строительство физическому или юридическому лицу в случаях, когда у такого физического или юридического лица имеется действующий договор аренды земельного участка в целях осуществления строительства, заключенный до вступления в силу настоящих Правил, либо иные права на земельный участок (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, право пожизненного наследуемого владения, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу настоящих Правил, и в отношении такого земельного участка до вступления в силу настоящих Правил утвержден градостроительный план.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как было установлено судом, жилой дом по <адрес> «А» построен в 1953 году на земельном участке, которой был предоставлен еще ранее, в соответствии с действующими на тот момент градостроительными нормами, то есть до принятия Решения Красноярского городского Совета депутатов в 2015 году.
Доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, предоставлен для строительства иным лицам, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит требования [СКРЫТО] З.Н. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обоснованными, поскольку она является собственником жилого дома расположенного на данном земельном участке. Спорный земельный участок не изъят из оборота, не зарезервирован в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] ФИО11 удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «А».
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска согласовать [СКРЫТО] ФИО12 и утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес> «А» на кадастровом плане территории, в соответствии с действующим законодательством.
Разъяснить ответчику право подать в Железнодорожный районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2016 года.
Судья О.П. Хвалько