Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 27.09.2016 |
Дата решения | 24.04.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Смирнова Ирина Сергеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d90f400f-05a5-3f09-828c-573f826065f8 |
<данные изъяты>
Дело № 2- 503 /2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2017 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Смирновой И.С.,
при секретаре Карпий О.В.,
с участием представителя истца Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Филипповой Д.И. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ.
представителя ответчика ОАО «Автоколонна 1967» Крылова В.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Открытому акционерному обществу «Автоколонна 1967» о понуждению к исполнению требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) в интересах неопределенного круга лиц обратилось с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Автоколонна 1967» о понуждении к исполнению требований санитарного законодательства. Требования мотивированы тем, что в распоряжении Управления находятся информация и документы, свидетельствующие о том, что ОАО «Автоколонна 1967» нарушает действующее санитарное законодательство как предприятие, оказывающее вредное воздействие на среду обитания и взявшее на себя обязательства по организации санитарно-защитной зоны, в соответствии с проектом расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны ОАО «Автоколонна 1967» «Проект организации расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны открытого акционерного общества «Автоколонна 1967».
Для придания санитарной зоне ОАО «Автоколонна 1967» статуса установленной или окончательной на границе предлагаемой расчетной санитарно-защитной зоны в соответствии с I главой II раздела п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, I главой раздела IV п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, обязательствами, добровольно принятыми на себя в соответствии с разработанным проектом «Проект организации расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны ОАО «Автоколонна 1967» необходимо провести натурные исследования загрязнения атмосферного воздуха и выполнить замеры уровней физического воздействия по программе наблюдений, установленной в проекте.
Несоблюдение ответчиком требований санитарного законодательства, отсутствие контроля за ожидаемым загрязнением атмосферного воздуха и уровнями физического воздействия на атмосферный воздух в зоне влияния и на территории жилой застройки не исключает возникновение массовых инфекционных (неинфекционных) заболеваний населения г. Красноярска и его работников. Ответчик не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности с нарушением санитарного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит обязать ответчика в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», установить размер санитарно-защитной зоны с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представленной и в составе разработанного ОАО «Автоколонна 1967» проекта «Проект организации расчетной (предварительной) санитарной зоны ОАО «Автоколонна 1967» на который получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 17.10.2012 года № 24.49.31.000.Т.001578.10.12 о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Филиппова Д.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика ООО «Автоколонна 1967» Крылов В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признал. Пояснил, что в настоящее время между ОАО «Автоколонна 1967» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» находится в стадии подписания договора № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение лабораторных исследований (испытаний, измерений), составлена смета на оказание платных услуг по указанному договору.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю вправе обращаться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. Федеральный орган государственной власти по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подавший заявление в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ).
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В силу ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Как установлено п. 2 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В силу п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III классов опасности является обязательной.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО «Автоколонна 1967» занимается производством металлических изделий, металлообработкой. Максимальная мощность ОАО «Автоколонна 1967» предполагает производство металлических изделий и деталей общей массой до 2000 тонн в год.
Промышленная площадка предприятия расположена в юго-западной части г. <данные изъяты> Площадь территории предприятия <данные изъяты>. Постройки занимают около <данные изъяты> % от общей территории. На площадке размещаются: главный производственный корпус; административно-бытовой корпус; встроено-пристроенная котельная (с двумя водогрейными котлоагрегатами типа HP-18, складом угля и золы) складские здания; открытые площадки складирования изделий и материалов. С южной стороны АБК (за пределами промплощадки предприятия) расположена гостевая парковка легкового автотранспорта с твердым покрытием. Котельная предназначена для теплоснабжения объектов предприятия и работает в отопительный период 24 часа в сутки.
Источниками выделения загрязняющих веществ на предприятии являются: котлоагрегаты котельной, металлообрабатывающие станки, металлорезательные установки, посты электродуговой сварки стальных изделий сварочной проволокой в среде углекислого газа, легковые автомобили гостевой автопарковки, грузовой сторонний автотранспорт.
По проекту ПДВ на территории промплощадки предприятия зарегистрировано 36 источников выбросов загрязняющих веществ, в том числе 32 организованных и 4 неорганизованных. Количество выбросов от источников производственных объектов предприятия по проекту нормативов предельно допустимых выбросов (ВДВ) ОАО «Автоколонна 1967» составляет <данные изъяты> Вещества 1 класса опасности для здоровья человека, при воздействии через органы дыхания в выбросах предприятия представлены свинцом и его соединениями, хромом шестивалентным. Вещества 2 класса опасности представлены соединениями марганца, кислотой серной, сероводородом, фторидами газообразными.
На все указанные вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух от источников предприятия, установлены гигиенические нормативы для воздуха населенных мест - предельно-допустимые концентрации (ПДК) или ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ) в соответствии с нормативными документами.
Кроме того, промышленная площадка ОАО «Автоколонна 1967» является источником физического (шумового) воздействия на среду обитания. Источниками шума предприятия являются вентиляторы аспирационных систем, расположенных с наружных сторон стен зданий (источники внешнего шума), работающие двигатели автомобилей на промплощадке (транспортные проезды и стоянка личного автотранспорта работников - источники внешнего шума), компрессор и топливораздаточная колонка (источники внешнего шума), а также производственное и технологическое оборудование, расположенное внутри здании и помещений (боксов) - источники внутреннего шума.
В соответствии с экспертным заключением о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта «Проект организации расчетной (предварительной) санитарной зоны ОАО «Автоколонна 1967» от ДД.ММ.ГГГГ № территория предприятия ответчика расположена следующим образом: в северном направлении промплощадка ограничена рекой Бугач и дворовой территорией жилой застройки пятиэтажных домов <адрес>: <адрес>-а расположен на расстоянии 30 м от территории предприятия; в северо-восточном направлении на расстоянии 40 м расположен жилой <адрес>, далее на расстоянии 80 м. расположен спортивный комплекс; в северо-западном направлении на расстоянии 26 м. расположен жилой <адрес>, на расстоянии 46 м. расположен жилой <адрес>, далее на расстоянии 80-100 м распложен <адрес>вой наркологический диспансер №; в западном направлении территория предприятия граничит с территорией промышленного предприятия по производству корпусной мебели <данные изъяты>; в южном и юго-западном направлении территория предприятия граничит вплотную со складскими помещениями и офисными зданиями <данные изъяты>», <данные изъяты> и другие производства промышленного и складского назначения; в восточном направлении на расстоянии 3-х м. расположена территория <данные изъяты>
Ориентировочные размеры СЗЗ устанавливаются в соответствии с главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В соответствии с требованиями раздела указанной главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предприятия по обслуживанию грузовых автомобилей с количеством постов более 10 относятся ко III классу, для которых установлена ориентировочная величина санитарно-защитной зоны - 300 м.
В границах ориентировочной 300 м. санитарно-защитной зоны расположены нормируемые объекты (жилая застройка, спортивный комплекс, диспансер №, предприятие пищевой промышленности <данные изъяты>).
ОАО «Автоколонна 1967» разработан проект «Проект организации расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны ОАО «Автоколонна 1967», в соответствии с которым размеры санитарно-защитной зоны для промышленной площадки ОАО «Автоколонна 1967» возможно снизить по отношению к ориентировочным (300 м) и установить санитарно-защитную зону в следующих размерах: в северном, северо-западном направлении в 20 м, на расстоянии 1 м от ограждения промплощадке в восточном направлении, и в 100 м в южном и западном направлениях. В составе разработанного проекта для обоснования предполагаемых размеров санитарно-защитной зоны представлена программа наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха и уровнем воздействий физических факторов на границе расчетной санитарно-защитной зоны с целью ее окончательного утверждения.
Для проведения исследований химического загрязнения атмосферного воздуха выявлены приоритетные загрязняющие химические вещества, поступающие в атмосферу от источников предприятия, установлено, что приоритетными химическими загрязнителями атмосферного воздуха от выбросов промышленной площадки являются следующие: канцерогенные вещества: сажа, неканцерогенные вещества: марганец и его соединения, керосин, оксид железа, диоксид азота, фтористый водород.
В представленной программе предлагается проводить контроль загрязнения атмосферного воздуха с наветренной стороны (подфакельно) в северном направлении на границе СЗЗ и на территории жилой застройки (<адрес>, в северо-западном направлении на границе СЗЗ и на территории жилой застройки (<адрес> для определения размера СЗЗ является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно-допустимого уровня физического воздействия на атмосферный воздух.
Измерения эквивалентных и максимальных уровней шума предполагается проводить на границе предварительной (расчетной) СЗЗ. Контроль физических факторов воздействия проектом предлагается проводить два раза в год – зимой и летом.
Указанные проект предполагает, что потенциальное неблагоприятное воздействие промышленной площадки ОАО «Автоколонна 1967» на человека и окружающую среду не будет превышать установленных гигиенических нормативов на границе расчетной санитарно-защитной зоны, размеры которой уменьшены по сравнению с ориентировочными размерами, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением № 24.49.31.000.Т.001578.10.12 от 17.10.2012 года «Проект организации расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны открытого акционерного общества «Автоколонна 1967» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Для придания санитарно-защитной зоне ОАО «Автоколонна 1967» статуса установленной или окончательной на границе предлагаемой расчетной санитарно-защитной зоны в соответствии с I главой II раздела п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, I главой раздела IV п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, обязательствами, добровольно принятыми на себя в соответствии с разработанным проектом «Проект организации расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны ОАО «Автоколонна 1967», необходимо провести натурные исследования загрязнения атмосферного воздуха и выполнить замеры уровней физического воздействия по программе наблюдений, установленной в проекте.
В соответствии с требованиями п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и добровольно принятыми на себя в соответствии с разработанным проектом «Проект организации расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны ОАО «Автоколонна 1967», необходимо установить размер санитарно-защитной зоны с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений.
Несоблюдение ответчиком требований санитарного законодательства, отсутствие контроля за ожидаемым загрязнением атмосферного воздуха и уровнями физического воздействия на атмосферный воздух в зоне влияния и на территории жилой застройки не исключает возникновение массовых инфекционных (неинфекционных) заболеваний населения г. Красноярска и его работников.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности с нарушением санитарного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, об обязании ОАО «Автоколонна 1967» в исполнение п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установить размер санитарно-защитной зоны с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, выполненных с программой наблюдений, представленной и в составе разработанного ОАО «Автоколонна 1967» проекта «Проект организации расчетной (предварительной) санитарной зоны ОАО «Автоколонна 1967», на который получено санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец при подаче иска просил установить ответчику для исполнения решения срок в 1 год. Суд признает указанный срок разумным, и полагает установить ответчику для исполнения решения суда срок в течение 1 года с даты вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Открытое акционерное общество «Автоколонна 1967» в срок один год со дня вступления решения суда в законную в исполнение п. 4.1 СанПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установить размер санитарно-защитной зоны с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представленной в составе разработанного ОАО «Автоколонна 1967» проекта «Проект организации расчетной (предварительной) санитарной зоны ОАО «Автоколонна 1967» на который получено санитарно- эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о соответствии проекта государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам.
Решение может быть обжаловано в срок месяц со дня принятия в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: И.С. Смирнова
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>