Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 14.09.2021 |
Дата решения | 02.12.2021 |
Категория дела | в связи с увольнением по инициативе работодателя ( ст.71, 81 ТК РФ) |
Судья | Копеина Ирина Алексеевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 73579ae3-2c3f-307d-b942-38f614206081 |
Подлинник
Дело №
24RS0№-80
bРЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 декабря 2021 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Копеиной И.А,
при секретаре Нортуй-оол С.А.,
с участием:
ст. помощника прокурора <адрес> Кнор А.И.
истца [СКРЫТО] Л.А.,
представителей ответчика Якоби Д.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Растащенова М.М. действующего на основании доверенности,
помощника прокурора <адрес>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Л. А. к Министерству тарифной политики <адрес> о восстановлении в должности, взыскании денежных сумм и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Л.А. обратилась в суд с иском ( с учетом уточнений) к Министерству тарифной политики <адрес> (с учетом произведенных уточнений) о восстановлении ее в должности, с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 рублей, взыскании денежного пособия и процентов.
Требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р и приказа Региональной энергетической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № занимала должность члена РЭК на условиях бессрочного договора, с ДД.ММ.ГГГГ - должность начальника нормативно-правового отдела РЭК, с ДД.ММ.ГГГГ- должность начальника нормативно-правового отдела, с ДД.ММ.ГГГГ - должность начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к истица была уволена с государственной службы <адрес> в связи с сокращением должности начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы. Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ увольнение истицы признано незаконным. ДД.ММ.ГГГГ истица получила уведомление о предстоящем сокращении должности начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы Министерства, которую замещала ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы <адрес> в связи с сокращением должности начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы Министерства в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». С увольнением не согласна, так как освобождение от замещаемой должности произведено с нарушением ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».Так, в течение двух месяцев со дня предупреждения об увольнении, не были предложены все имеющиеся в Министерстве вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня ее квалификации, специальности, направления подготовки, в также иные вакантные должности, которые имелись в министерстве. Фактически решение Железнодорожного суда <адрес> исполнено не было, права истицы восстановлены не были. Ответчиком не были предложены истице при
проведении организационно-штатных мероприятий в Министерстве в октябре-
декабре 2020 года для замещения истицы должности ведущих
специалистов отдела «ПЭиАП» и ведущего специалиста отдела «РПТП», указанные должности были предложены специалистам отдела «СИПР» Морозову А.М., Мочаловой М.А. и иным лицам, имеющим гораздо меньший стаж гражданской службы, чем были нарушены положения части 4 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, а также нарушено право [СКРЫТО] Л.А. на равный доступ к государственной гражданской службе. Факт сокращения должности начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы с ДД.ММ.ГГГГ ничем не подтвержден. Ответчиком при исполнении решения суда права [СКРЫТО] Л.А. надлежащим образом восстановлены не были, установленная процедура сокращения должностей проведена не была, вышеуказанные должности к замещению не предлагались. Штатное расписание, включающее должность начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы министерства, после отмены приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к ответчиком не утверждалось, о чем свидетельствует уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что ответчик отменив приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к на основании решения суда не ввел в штатное расписание министерства как структурную единицу отдел судебно-исковой и претензионной работы и должности СИПР, включая должность начальника отдела СИПР. Также, ответчик не обеспечил истицу выдачей доверенности для выполнения обязанностей в соответствии с должностным регламентом. В связи с чем истица фактически не была восстановлена в данной должности. Также, до даты увольнения истцы ответчик не утвердил новое штатное расписание министерства, в котором структурная единица «отдел СИПР» и должности отдела «СИПР», включая должность начальника отдела СИПР, были бы исключены. Фактически повторная процедура сокращения должности начальника СИПР проведена не была. Штатное расписание, утвержденное приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-о в ходе исполнения решения суда не менялось, должности специалистов отдела правовой экспертизы и административной практики, а также должности начальника и заместителя этого же отдела, должность ведущего специалиста отдела регулирования производственно -технических показателей, транспортных и иных тарифов не были предложены истице, следовательно основания для увольнения истцы отсутствовали. Действиями ответчика истице причинен моральный вред, который выразился в психоэмоциональном стрессе, неуважительном отношении ответчика к истице виде незаконного внесения записи об увольнении, что, по мнению истицы негативно отразится на ее трудовой деятельности. Моральный вред истица оценивает в размере 500 000 рублей. Также ей не было выплачено четвертое пособие при увольнении в размере 14857 рублей и как следствие проценты за задержку выплаты до фактической выплаты. Просила требования удовлетворить.
В судебном заседании истица [СКРЫТО] Л.А. исковые требования поддержала по основам, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что увольнение считает незаконным поскольку оснований для ее увольнения отсутствовали, должность не сокращалась. Ответчик при исполнении решения суда о ее восстановлении в должности, фактически в штатное расписание не восстановил ее должность тем самым фактически решение суда не было исполнено. Фактически она не была допущена к работе к своим обязанностям. Выполняла отдельные поручения заместителя руководителя. По общей судебной практике ответчик обязан был внести изменения в штатное расписание о вернуть ее должность. При повторном увольнении ответчик обязан был предложить ей должности которые были вакантны при первом ее увольнении. Никакие другие должности в органах исполнительной власти ее не интересовали, от них она отказалась, т.к. намерена работать только в Министерстве тарифной политики. Ей не была предложена должность специалиста в отделе транспортных и иных тарифов. Просила удовлетворить требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Растащенова М.М., действующая на основании доверенности поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что ответчиком была соблюдена процедура увольнения, соответственно ей не положена какая-либо компенсация морального вреда. Увольнение произведено по недискредитирующему основанию. При сокращении [СКРЫТО] ДА. не
нарушены положения действующего законодательства о порядке увольнения государственных гражданских служащих по причине сокращения. Согласно статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственная гражданская служба Российской Федерации- вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. В силу статьи 5 Федерального закона X» 79-ФЗ регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом необходимо иметь в виду, что, исходя из статьи 73 Федерального закона №79-ФЗ, Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом №- ФЗ. Аналогичное положение содержится в части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой, на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации о государственной службе. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде
применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе. Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил также судам, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона № 79-ФЗ. Отношения, связанные с сокращением должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, регулируются статьей 31
Федерального закона № 79-ФЗ. Статьей 33 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливаются общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Согласно п, 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона №- ФЗ. Порядок расторжения служебного контракта с гражданским служащим в связи с сокращением должностей гражданской службы регламентирован ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ. В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Таким образом, предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы доводится представителем нанимателя до тех гражданских служащих, которые подлежат увольнению непосредственно в связи с сокращением должностей гражданской службы. В соответствии с частью 2 статьи 31, пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ о сокращении должности гражданской службы и предстоящем увольнении истец был уведомлен под роспись в установленные законом сроки в соответствии с уведомлением Министерства о сокращении должности [СКРЫТО] Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ. Вследствие того, что вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности, относившейся к категории «специалисты» главной группы должностей государственной гражданской службы <адрес> (или нижестоящих), уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки в юридически значимый период с даты вручения [СКРЫТО] Л.А. под роспись уведомления о предстоящем увольнении от ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения со службы в соответствии с приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-о не имелось. Министерство произвело также необязательный для представителя нанимателя, но возможный и наиболее эффективный для [СКРЫТО] Л.А. запрос информации об имеющихся вакантных должностях государственной гражданской службы в органах власти <адрес> согласно письму Министерства от ДД.ММ.ГГГГ о наличии вакантных должностей государственной гражданской службы в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона 79-ФЗ, Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Министерством были получены письма от органов власти <адрес> о наличии или отсутствии должностей государственной гражданской службы <адрес>. При этом, выявленные вакантные должности были предложены [СКРЫТО] Л.А. в соответствии с уведомлением Министерства о предложении вакантных должностей [СКРЫТО] Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, заявления с согласием о замещении данных должностей до момента увольнения Министерство от [СКРЫТО] Л.А. не получило. В этой связи, по истечению установленного законом двухмесячного срока с момента уведомления [СКРЫТО] Л А. она была уволена на основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-к (прилагается) на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального Закона № 79-ФЗ. При этом, ей были произведены все предусмотренные законом выплаты:компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 36,75 дней на основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N° 297-к. В соответствии со статьей 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N° 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», указом <адрес> от 09.07,2015 №-уг «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе <адрес>», на основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-о [СКРЫТО] Л.А. включена в кадровый резерв Министерства и кадровый резерв <адрес> для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы <адрес> главной группы должностей категории специалисты. Таким образом, Министерством полностью соблюден порядок, сроки, процедуры увольнения [СКРЫТО] Л.А. с замещаемой ей должности государственной гражданской службы <адрес> начальника отдела судебно-исковой н претензионной работы Министерства в порядке сокращения замещаемой должности. По вопросу надлежащего восстановления в должности [СКРЫТО] Л.А. после предыдущего сокращения. Как указано в Определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ №, по данному делу (о признании незаконным приказа о расторжении служебного контракта и увольнении, восстановлении на государственной гражданской службе) юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, являлись следующие обстоятельства: были ли восстановлены права А. после вынесения решения о восстановлении ее на государственной гражданской службе, действительно ли имело место сокращение должности, с которых была уволена А., соблюден ли представителем нанимателя установленный законом порядок увольнения. Министерством при восстановлении в должности [СКРЫТО] Л.А. после предыдущего сокращения замещаемой ей должности было надлежащим образом исполнено решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, с учетом апелляционного определения <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Л.А. в своем иске приводит в качестве аргументов обстоятельства первого сокращения (период октября-декабря 2020 года), которые не имеют отношения к предмету рассмотрения настоящего судебного спора. Первое и новое сокращение (период июня-августа 2021 года) должности [СКРЫТО] Л.А. между собой никак не связаны, а именно имеют разный период, основание и обстоятельства сокращения. В рамках исполнения решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, с учетом апелляционного определения <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, министерство восстановило [СКРЫТО] Л.А. в ранее замещаемой должности начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы Министерства, обеспечив ее денежным содержанием, рабочим местом и служебными поручениями в рамках должностного регламента. Позднее Министерством было принято решение о новом сокращении должности начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы Министерства. При этом Министерство отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие решения об изменении штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих работодателю производить сокращение штата организации, руководствуясь определенными им критериями. Поэтому суд не вправе входить в обсуждение вопроса целесообразности либо нецелесообразности сокращения штата. Не входит в компетенцию суда и оценка обоснованности сокращения численности или штата работника. Иное свидетельствовало бы о неправомерном ограничении права работодателя самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по вопросу подбора и расстановки кадров. В этой связи Министерство отмечает полное соблюдение процедуры нового сокращения должности, замещаемой [СКРЫТО] Л.А., в соответствии с пунктом 1 настоящего отзыва. По вопросу отсутствия предложения Министерства о замещении иных вакантных должностей, указанных в иске [СКРЫТО] Л.А., кроме предложенных в установленном порядке. В период с уведомления [СКРЫТО] Л.А. о предстоящем сокращении до момента ее сокращения с замещаемой должности государственной гражданской службы вакантные должности государственной гражданской службы соответствующей категории и группы должностей (главная группа должностей, категория специалисты) в Министерстве, а также нижестоящие должности, которым [СКРЫТО] Л.А, соответствовала бы требованиям к образованию (направлению подготовки, специальности), отсутствовали, В этой связи Минйстерством предлагались для замещения должности государственной гражданской службы в иных органах исполнительной власти <адрес>. Ввиду отсутствия в Министерстве в период с уведомления до сокращения [СКРЫТО] Л.А. вакантных должностей государственной гражданской службы, соответствующих главной группе должностей категории специалисты и квалификационным характеристикам [СКРЫТО] Л.А. (требованиям к образованию), в целях сохранения кадрового потенциала государственной гражданской службы <адрес>, Министерством были предложены все имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы <адрес> в иных органах власти в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ. При этом, Министерство отмечает, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, в том числе нижестоящие должности государственной гражданской службы), с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Истец в своем иске полагает, что ему не были предложены должности, которые были вакантны в период первого сокращения, не имеющего отношениях к новому, в котором они вакантны не были. В период нового Сокращения должности, замещаемой [СКРЫТО] Л.А, указанные должности не были вакантны и не имели никакого отношения к [СКРЫТО] Л.А.. Таким образом, Министерство надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством обеспечило права и интересы [СКРЫТО] Л.А. при сокращении ее должности, обеспечив гарантию последующего возможного трудоустройства. В этой связи ошибочное понимание истцом процедуры его сокращения с замещаемой должности государственной гражданской службы и его не основанные на доказательствах предположения правового значения не имеют. Все вакантные должности министерства на период с уведомления [СКРЫТО] Л.А, о предстоящем сокращении до момента ее сокращения отражены в приложении к ее уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ и подтверждены штатными расстановками. Сокращаемая должность государственной гражданской службы <адрес> начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы Министерства согласно подразделу 2 «Перечня должностей государственной гражданской службы в министерствах; <адрес>» раздела I приложения «Реестр должностей государственной гражданской службы <адрес> к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О Реестре должностей государственной гражданской службы <адрес>» относится к категории «специалисты» «главной» группы должностей. Вакантных должностей в отделе правовой экспертизы и административной практики министерства тарифной политики <адрес> в вышеуказанный период нового сокращения [СКРЫТО] Л.А. (период предмета судебной оценки доказательств по настоящему делу - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) не имелось. В отделе регулирования производственно-технических показателей, транспортных и иных тарифов в вышеуказанный период имелась вакантная ставка главного специалиста (старшая группа, категория специалисты).В отделе информационно-аналитического и технического обеспечения имелась вакантная должность ведущего специалиста (старшая группа, категория специалисты). В министерстве в вышеуказанный период имелась вышестоящая должность с особым порядком замещения - должность заместителя министра тарифной политики <адрес> (высшая группа, категория руководители). Ни одна из трех имеющихся в Министерстве вакантных должностей не подходила по квалификационным требованиям (специальность, направление подготовки высшего образования), в том числе как вышестоящая (заместитель министра тарифной политики <адрес>), и не могла быть замещена [СКРЫТО] Л.А. Дополнительно пояснила, что ответчик не обязан был вносить изменения в штатное расписание изменения. Судом не была признана процедура сокращения должности незаконной и суд не обязывал вносить изменения в структуру и штат. Истица была уволена в связи с сокращением ее должности. Истице были предложены все вакантные должности как в Министерстве тарифной политики так и во всех органах исполнительной власти от которых истец отказалась. Ответчик не должен был увольнять других работников которые занимали должности. Должность специалиста в отделе транспортных и иных тарифов с ДД.ММ.ГГГГ-21года была замещена, а уведомление истице было вручено ДД.ММ.ГГГГ. Выплаты произведены верно с учетом удержания подоходного налога. Просила отказать в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Якоби Д.Ф., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования также не признал, поддержав позицию, изложенную представителем Министерства Растащеновой М.М., настаивал на отказе в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора <адрес>, полагавшей, что оснований для удовлетворения иска истца в части восстановления на работе нет, увольнение произведено с соблюдением процедуры, однако полагала, что имеют место быть основания для взыскании денежных сумм, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к следующему выводу:
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ.
В силу положений п. 8.2 ч. 1 ст. 37 № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно ч. 1 ст. 31 ФЗ № при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 31 Федерального закона №).
В силу ч. 5 ст. 31 приведенного ФЗ, представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из положений ч. 4 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе», преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (ч. 6 ст. 31).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах», согласно п. 2 которых при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям ч. 1 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров», с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (п. 4 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ приказом №-о «об утверждении положений об отелах министерства тарифной политики <адрес>» утверждено, в том числе положение об отделе судебно-исковой и претензионной работы <адрес> согласно приложению № согласно которому отдел является структурным подразделением министерства тарифной политики <адрес> (л.д.29,30).
На основании письменного заявления истицы с ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Л.А. была назначена на должность государственной гражданской службы <адрес> начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы министерства тарифной политики <адрес>, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к, служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего <адрес>, замещающего должность начальника Отдела судебно-исковой и претензионной работы Министерства тарифной политики <адрес>, указанная должность относилась к главной группе должностей категории «специалисты» (п.1.1) (л.д.32).
Областью профессиональной служебной деятельности являлось государственное ценовое (тарифное) регулирование. Видом деятельности являлось: ценовое (тарифное) регулирование в сфере электроэнергетики, жилищно-коммунального комплекса, газовой отрасли, транспортной и социальной сфере (п. 1.2., п. 1.3.).
В соответствии с п. 2.2.1. должностного регламента, гражданский служащий, замещающий должность начальника Отдела должен иметь высшее образование по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция».
Согласно представленному в материалы дела диплому [СКРЫТО] Л.А. имеет высшее образование по специальности «Правоведение».
Приказом Министерства тарифной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-к служебный контракт с [СКРЫТО] Л.А. расторгнут, последняя освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы <адрес> – начальника Отдела судебно-исковой и претензионной работы Министерства тарифной политики <адрес> в связи с сокращением должности гражданской службы в государственной органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Одновременно постановлено произвести государственному служащему выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск.
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом апелляционного определения суда от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Л.А. была восстановлена в должности начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы Министерства тарифной политики <адрес>.
Указанным решением суда было установлено, что у ответчика сокращение должностей государственной гражданской службы в действительности имело место, основанием для сокращения явились изменения организационно-штатной структуры Министерства тарифной политики <адрес>, произведенные в соответствии с приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГг. №-о «Об утверждении штатного расписания», подлежащие введению в действие с ДД.ММ.ГГГГг., в соответствии с которыми с ДД.ММ.ГГГГг. подлежали сокращению должности отдела судебно-исковой и претензионной работы: начальника отдела, главного специалиста и ведущего специалиста.
Согласно штатной расстановке Министерства тарифной политики <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. отдел судебно-исковой и претензионной работы упразднен, должности указанного отдела: начальника ([СКРЫТО] Л.А.), ведущего специалиста (Морозов А.М.) и главного специалиста (Мочалова М.В.) сокращены.
Однако, при увольнении истицы [СКРЫТО] Л.А. представителем нанимателя не была выполнена обязанность по предложению истице всех имеющихся в министерстве вакантных должностей, в частности две вакантные должности ведущих специалистов отдела правовой экспертизы и административной практики, а также не была предложена нижестоящая вакантная должность ведущего специалиста отдела регулирования производственно-технических показателей, транспортных и иных тарифов, следовательно порядок увольнения, установленный ч.1 ч.5 ст.31 ФЗ № 79-ФЗ не был соблюден, в связи с чем увольнение [СКРЫТО] Л.А. по п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ № 79-ФЗ является незаконным, в силу чего истица подлежала восстановлению на работе.
Во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к был отменен приказ министерства тарифной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-к, [СКРЫТО] Л.А. была восстановлена в прежней должности государственной гражданской службы КК начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы Министерства тарифной политики <адрес>(л.д.28).
Истице было предоставлено рабочее место, обеспечена компьютером, что подтверждается документами о выдачи.
Доводы истицы о том, что она фактически не была восстановлена на работе и не исполняла свои обязанности, суд признает не состоятельными, поскольку как уже указано было выше, приказ об увольнении был отменен и истец была восстановлена должности, обеспечена рабочим местом, необходимыми предметами для исполнения своих обязанностей. Кроме того, представлены письменные поручения по выполнению служебных обязанностей и их выполнение истцом. Доводы истицы о том, что ее обязанности были связаны с руководством отдела, суд признает не состоятельными, поскольку как следует из должностных обязанностей, на истца возлагались не только обязанности связанные с руководством отделом. Но и самостоятельное выполнение определенных функций в рамках которых и давались истице поручения.
Истец также по мнению суда заблуждается и не верно трактует материальное право в части того, что при восстановлении ее в должности ответчик обязан был внести изменение в структурную штатную расстановку (расписание).
Процедура сокращения должности и внесение изменений в штатное расписание при рассмотрении законности ее увольнения истцом не оспаривалась, а кроме того, была проверена судом при первом восстановлении в должности и незаконной не была признана. Судом было установлены нарушение только в части не предоставлении истице вакантных должностей.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Л.А. было получено уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой истицей должности государственной гражданской службы <адрес> начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы Министерства тарифной политики <адрес>, в котором разъяснены положения ч.5 ст.31 №79-ФЗ, в соответствии с которым со дня предупреждения о сокращении последней будут предложены для замещения вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, исходя из уровня квалификации, специальности, стажа гражданской службы или работы по специальности при наличии указанных вакантных должностей в Министерстве, а также в иных государственных органах с приложением списка вакантных должностей в министерстве тарифной политики <адрес>: заместителя министра тарифной политики <адрес> (руководители, высшая); главного специалиста отдела регулирования производственно-технических показателей, транспортных и иных тарифов, ведущего специалиста отдела информационно- аналитического и технического обеспечения. Кроме того, [СКРЫТО] Л.А. информирована об отсутствии в министерстве вакантных должностей, соответствующих категории и группы замещаемой ею должности и специальности, направлению подготовки. Уведомление [СКРЫТО] Л.А. получено ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует ее подпись.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был направлен запрос о предоставлении информации о наличии вакантных должностей государственной гражданской службы в соответствии с ч.5 ст.31 ФЗ № 79-ФЗ в министерство сельского хозяйства и торговли <адрес>, министерство транспорта <адрес>, министерство строительства <адрес>, министерство цифрового развития <адрес>, службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок <адрес>, службу по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес>, агентство печати и массовых коммуникаций <адрес>, министерство культуры <адрес>, министерство социальной политики <адрес>, агентство государственного заказа Красноярского заказа <адрес>, министерство спорта <адрес>, агентство труда и занятости населения <адрес>, агентство по туризму <адрес>, службу по государственной охране объектов культурного наследия <адрес>, архивное агентство <адрес>, министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, министерство экономики и регионального развития <адрес>, управление делами губернатора и правительства <адрес>, службу строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, министерство лесного хозяйства <адрес>, администрацию губернатора <адрес>, службу по контролю в области градостроительной деятельности <адрес>, агентство по обеспечению деятельности мировых судей, министерство образования <адрес>, министерство здравоохранения <адрес>, агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития <адрес>, агентство по гражданской обороне, ЧС и пожарной безопасности <адрес>, агентство развития малого и среднего предпринимательства <адрес>, агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов <адрес>.
В соответствии с уведомлением Министерства тарифной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для трудоустройства [СКРЫТО] Л.А. были предложены вакантные должности в иных органах государственной власти <адрес>, а именно: должность главного специалиста юридического отдела в министерстве образования <адрес>; должности консультанта отдела бюджетной политики, главного специалиста отдела государственного регулирования в жилищно- коммунальной сфере, ведущий специалист отдела государственного регулирований в жилищно- коммунальной сфере; должность главного специалиста-главного государственного инспектора отдела государственного экологического надзора с территориальным расположением в <адрес>; должности секретаря судебного участка на судебном участке № в <адрес>, секретаря судебного участка на судебном участке № в <адрес>, секретаря судебного участка на судебном участке № в <адрес>, секретаря судебного участка на судебном участке № в Таймырском <адрес>. Истице было предложено представить в отдел организационной работы и документационного обеспечения министерства тарифной политики КК в течение 2 рабочих дней заявление с просьбой направить анкету в органы государственной власти? в которых выбраны вакансии. Уведомление получено истицей ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется подпись в уведомлении.
Заявление о согласии замещения предложенных должностей [СКРЫТО] Л.А. в министерство тарифной политики <адрес> не поступило.
На основании приказа от 10.08.20201 года №-к был, расторгнут служебный контракт, [СКРЫТО] Л.А. освобождена от занимаемой должности и уволена с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Истице произведена выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 36, 75 дней.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии со статьей 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», указом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-уг «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе <адрес>», на основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № [СКРЫТО] Л.А. включена в кадровый резерв Министерства тарифной политики <адрес> и кадровый резерв <адрес> для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы <адрес> главной группы должностей категории «специалисты».
Согласно п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ, увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 первой настоящей статьи (сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Таким образом, во взаимосвязи вышеприведенных положений со ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», в случае сокращения должностей государственной гражданской службы на представителя нанимателя возложена обязанность по предоставлению подлежащему сокращению государственному служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы возможности замещать равнозначные или нижестоящие вакантные должности.
Судом установлено, что изменения организационно-штатной структуры Министерства тарифной политики <адрес>, произведенные в соответствии с приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-о «Об утверждении штатного расписания», которое введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми с ДД.ММ.ГГГГ подлежали сокращению должности Отдела судебно-исковой и претензионной работы: начальника отдела, главного специалиста и ведущего специалиста действительно имели место.
Как следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ у ответчика имелись вакантные должности заместителя министра тарифной политики <адрес> (руководители, высшая), требования к образованию: высшее образование по направлениям подготовки (специальностям) профессионального образования «Экономика», «Финансы и кредит», «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки; главный специалист отдела регулирования производственно-технических показателей, транспортных и иных тарифов ( специалисты,старшая), требования к образованию: высшее образование по направлениям подготовки (специальностям) профессионального образования «Электро - и теплоэнергетика», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Энергетическое машиностроение» или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки; ведущий специалист отдела информационно- аналитического и технического обеспечения (Специалисты, старшая), требования к образованию:высшее образование по направлениям подготовки (специальностям) профессионального образования «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Информационная безопасность», «Компьютерные и информационные науки», «Информационная безопасность автоматизированных систем» или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовавши Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Л.А. имеет высшее образование по специальности «Правоведение». Сведений о ее переквалификации по направлениям подготовки (специальностям) профессионального образования: Экономика», «Финансы и кредит», «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура», Электро - и теплоэнергетика», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Энергетическое машиностроение», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Информационная безопасность», «Компьютерные и информационные науки», «Информационная безопасность автоматизированных систем», в материалах дела не имеется.
Истица о предстоящем увольнении была уведомлена в установленный законом срок, а именно уведомление получено [СКРЫТО] Л.А. ДД.ММ.ГГГГ, освобождена от занимаемой должности и уволена по истечению двух месяцев со дня предупреждения о предстоящем увольнении в связи с сокращением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Истице в рамках процедуры увольнения предлагались вакантные должности и в иных органах исполнительной власти от которых она октазалась. Как пояснила в судебном заседании, ее интересовали должности только в Министерстве тарифной политики и нигде больше.
Доводы истицы о том, что ей не была предложена вакантная должность в отделе транспортных и иных тарифов. Являются не состоятельными, поскольку как следует из представленного приказа от ДД.ММ.ГГГГ указанная должность была замещена Песковой. Таким образом, к моменту вручения истице уведомления 7 июня, должность не являлась уже вакантной.
Также доводы истицы о не предоставлении ей вакантных должностей которые были на период ее первого увольнения вакантными, судом признаются не состоятельными, поскольку это было предметом рассмотрение спора по первому увольнению. На момент проведения процедуры увольнения и вручения истице уведомления 7 июня должности не были вакантными, а обязанность работодателя уволить сотрудников противоречит законодательству.
Таким образом, ответчиком нарушений порядка увольнения в части предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении за два месяца до увольнения предложения перед увольнением и предложения вакантных должностей, не только в Министерстве тарифной политики, но и в иных органах исполнительной власти, судом не установлено.
[СКРЫТО] Л.А. были предложены действительно вакантные должности государственной гражданской службы: должность главного специалиста юридического отдела в министерстве образования <адрес>; должность консультанта отдела бюджетной политики, главного специалиста отдела государственного регулирования в жилищно- коммунальной сфере, ведущего специалиста отдела государственного регулирований в жилищно- коммунальной сфере; должность главного специалиста-главного государственного инспектора отдела государственного экологического надзора с территориальным расположением в <адрес>; должности секретаря судебного участка на судебном участке № в <адрес>, секретаря судебного участка на судебном участке № в <адрес>, секретаря судебного участка на судебном участке № в <адрес>, секретаря судебного участка на судебном участке № в Таймырском <адрес>, что соответствует требованиям ч.5 ст.31 ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации". От предложенных вакантных должностей истец отказалась, иных вакантных должностей, соответствующих квалификации истца, категории и группы замещаемой им должности у представителя нанимателя не имелось. Таким образом, ответчиком доказана законность основания увольнения [СКРЫТО] Л.А. по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
С приказом об увольнении истица ознакомлена, трудовая книжка выдана, произведены все выплаты в соответствии требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Доводы истице о том, что ей не было выплачено пособие за четвертый месяц, суд отклоняет поскольку:
Проверяя представленный ответчиком расчет, суд признает его верным в том числе с учетом удержаний подоходного налога.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2623-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.О. на нарушение ее конституционных прав абзацем восьмым пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации", Письмом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 03-04-05/19656, пришел к выводу о том, что произведенные ответчиком выплаты в соответствии с требованиями абзаца 8 пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налогообложению.
Согласно абзацу 8 пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2623-О, в ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации выразил правовую позицию, согласно которой освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, т.е. исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П и т.д.).
Федеральный законодатель определил перечень доходов, подлежащих освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц, распространив льготу на выплаты, связанные с увольнением работников: при увольнении размер освобождаемого от налогообложения дохода ограничен шестикратным размером среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а для остальных категорий работников - трехкратным размером среднего месячного заработка.
Указанное законодательное регулирование предполагает дифференциацию при уплате налога на доходы физических лиц, основанную на таком объективном показателе, как место расположения организации-работодателя. Такой подход к правовому регулированию отношений по льготному обложению налогом на доходы физических лиц при том, что установление соответствующей налоговой льготы - хотя она и имеет определенную социальную направленность - не предопределено положениями Конституции Российской Федерации о социальном государстве и правовом статусе личности, сам по себе не может расцениваться как несовместимый с ее требованиями.
Поскольку в соответствии с <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, <адрес> в число районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, не включен, то из сумм, выплаченных истцу за первые четыре месяца трудоустройства и последующие пятый и шестой месяц трудоустройства, налог на доходы физических лиц с суммы, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, удержан ответчиком обоснованно.
С учетом изложенного, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт проводимых у ответчика организационно-штатных мероприятий, по результатам которых занимаемая истицей должность была сокращена, нарушений процедуры увольнения истца по п.8.2. части 1 ст.37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» ответчиком не допущено, суд приходит к выводу, что правовых оснований для признания незаконным увольнения, восстановлении истца на работе не имеется.
В связи с отсутствием нарушения ответчиком трудовых прав истца, оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда у суда также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] Л. А. к Министерства тарифной политики <адрес> о восстановлении в должности государственной гражданской службы <адрес> начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании денежных сумм и компенсации морального вреда в размере 500000 руб., оставить без удовлетворения в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья И.А. Копеина