Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) |
Дата поступления | 08.06.2018 |
Дата решения | 11.09.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Панченко Лариса Владимировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | cd628c97-007a-3f97-b70c-0edd412132de |
Дело № 2-3490/2018
24RS0017-01-2018-002509-27
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 11 сентября 2018 г.
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Севостьяновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Частная охранная фирма «Ястреб» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО «Ястреб» (далее ООО «Ястреб») о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности. Мотивируют требования тем, что согласно договору аренды лесного участка от 16.04.2015 г. №, ООО «Ястреб» является арендатором лесного участка общей площадью 0,07 га, расположенного на территории государственного лесного фонда КГБУ «Красноярское лесничество», Усть-Манское лесничество, квартале 7, выдела 14, сроком на 49 лет. Согласно договору аренды лесопользователь использует арендуемый земельный участок для рекреационной деятельности.Согласно пункту 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.Согласно приказу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 30.03.2018 № 400-од пожароопасный сезон 2018 года на территории Красноярского края открыт с 01.04.2018.По информации лесничества пункт сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ) Лесопользователя, в нарушение пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом Минприроды России от 28.03.2014 №161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечениесредствами предупреждения и тушения лесных пожаров);мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;иные меры пожарной безопасности в лесах. Фактов, препятствующих соблюдению Лесопользователем требований действующего законодательства и условий договора в части комплектации ПСПИ необходимым инвентарем и оборудованием (техникой), не установлено. Таким образом, в результате бездействия Лесопользователя нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Указанная ситуация в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц). Законом Красноярского края от 18.06.2009 № 8-3427 установлено, что к полномочиям уполномоченных органов исполнительной власти края в области лесных отношений относиться осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах.Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство). Согласно Постановления Правительства края от 26.07.2016 № 374-п утверждено Положение Министерствелесного хозяйства Красноярского края, которое осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений. На основании изложенного, истец просит обязать ООО ЧОФ «Ястреб» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу доукомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем: емкость для доставки воды объемом 10 - 15 л - 1 шт.; приостановить деятельность ООО ЧОФ «Ястреб» по договору аренды лесного участка от 16.04.2015 № как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
Представитель истца в судебное заседание не явился, в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ООО «ЧОФ «Ястреб» в судебное заседание не явился, извещался по адресу регистрации юридического лица, согласно выписки из ЕГРЮЛ: г. Красноярск, ул. Маерчака, 7 «г», путем направления почтового извещения, однако ответчик за его получением в отделение почтовой связи не являлся, что суд расценивает, как злоупотребление своими правами, об уважительности причин неявки суд не известил, об отложении дела не ходатайствовал, возражений относительно исковых требований не представил.
Третье лицо КГБУ «Красноярское лесничество» о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, ходатайств не представило.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что стороны, третье лицо, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд, с учётом приведённых выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса в силу ст. 167ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со статьей 53.1 Лесного Кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Пункт 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, устанавливает, что мерами пожарной безопасности в лесах, в числе других, является предупреждение лесных пожаров, то есть противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены, в соответствии с частью 7 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ, Приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2014 № 33456, начало действия документа 05.10.2014 года).
В соответствии со ст. ст. 83, 97 Лесного кодекса РФ, ст. 6, ст. 16.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 3 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476, Уставом Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1777, Законом Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края», Законом Красноярского края от 18.06.2009 № 8-3427 «О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды», Распоряжением правительства Красноярского края от 13.07.2016 г. №560-р (в редакции от 24.08.2016 г.) о создании Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Как установлено в судебном заседании, по договору аренды лесного участка № от 16.04.2015 г., заключенного Министерством природных ресурсов и Экологии Красноярского края (арендодателем) с ООО «Частная охранная фирма «Ястреб»(арендатором), арендодатель передал арендатору во временное пользование, сроком на 49 лет лесной участок, общей площадью 0,07 га находящейся в государственной собственности, из состав земель лесного фонда, расположенный по адресу : Красноярский край, в границах муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество в квартале 7 часть выдела 14, с кадастровым номером 24:46:1202003:90, для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно пп. «е» п. 13 договора арендатор обязался осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на основании проекта освоения лесов.
По акту приема-передачи 16.04.2015 г. лесной участок принят в аренду арендатором ООО «ЧОФ «Ястреб».
Согласно приложения № к договору аренды лесного участка № от 16.04.2015 г., предусмотрено обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров - место базирования ПСПИ – Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, кв. 7, выд. 14, в том числе 2-х емкостей для доставки воды объемом 10-15 л.
Приказом Министра лесного хозяйства Красноярского края от 30.03.2018 №400-од г. пожароопасный сезон в 2018 г. на территории государственного лесного фонда Красноярского края определен с 01.04.2018 г.
28.11.2017 г. министерством лесного хозяйства Красноярского края в адрес арендаторов лесных участков, а также руководителей краевых государственных бюджетных учреждений лесничества направлены письма о предоставлении сведений в части выполнения арендаторами лесных участков противопожарных мероприятий.
В соответствии с отчетом руководителя лесничества ФИО1, лесничего ФИО2, при проверке комплектации ПСПИ арендатора ООО «ЧОФ «Ястреб» по договору № от 16.04.2015 г. установлено наличие только 1 емкости для доставки воды объемом 10-15 литров.
Доказательств свидетельствующих обратное, ответчиком суду не представлено.
Положениями пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Из содержания пункта 1 указанных правил, следует, что данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Таким образом, нормами Лесного законодательства и Правилами пожарной безопасности на юридическое лицо, использующее лес, возложена обязанность по соблюдению мер пожарной безопасности, в том числе путем противопожарного обустройства лесов.
В данном случае, арендатор лесного участка ООО «ЧОФ «Ястреб» несет ответственность за соблюдение Правил пожарной безопасности, включающей в себя противопожарное обустройство лесов в виде комплектации пункт сосредоточения противопожарного инвентаря.
Однако,указанные меры ответчиком в соответствии с проектом освоения лесного участка в полной мере выполнены не были,в связи с чем, суд полагает требования истца обоснованными и возлагает на ответчика обязанность по устранению нарушения лесного законодательства, выполнить следующие противопожарные меры:доукомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем – 1 емкостью для доставки воды объемом 10 - 15 литров.
Разрешая требования истца об установлении ответчику срока для осуществления комплектации пункта, суд принимает во внимание следующее.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из ст. 210 ГПК РФ, исполнение решения связано с моментом вступления его в законную силу.
При этом, по смыслу закона срок исполнения решения подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу ( за исключением случаев, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств, в частности, необходимости времени для выполнения определенных противопожарных работ,их специфики, зависящей от погодных условий, суд полагает возможным установить для ООО «ЧОФ «Ястреб»месячный срок для исполнения возложенных на него обязанностей, с момента вступления решения суда в законную силу, принимая во внимание разумность его пределов, а также объективную необходимость обеспечения пожарной безопасности.
Рассматривая требования истца о приостановлении деятельности ООО «ЧОФ «Ястреб», суд приходит к следующим выводам.
Статьей 22 Закона «О пожарной безопасности» не предусмотрена возможность приостановления деятельности юридического лица, в случае невыполнения противопожарных мероприятий.
Ответственность, в том числе в виде административного приостановления деятельности предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о приостановлении деятельности ответчика до выполнения противопожарных мероприятий.
В силу ст.103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в соответствии с положениями ст.333.19 НК РФ в сумме 6 000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная фирма «Ястреб» в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды земельного участка от 16.04.2015 г. №, следующие противопожарные мероприятия: доукомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря 1 емкостью для доставки воды объемом 10 - 15 литров.
В удовлетворении исковых требований о приостановлении деятельности Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная фирма «Ястреб» на территории лесного участка, арендуемого по договору от 16.04.2015 г. № выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, истцу отказать.
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью«Частная охранная фирма «Ястреб»госпошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий: Л.В. Панченко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ