Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Большемуртинский районный суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 19.09.2018 |
Дата решения | 05.03.2019 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Лактюшина Татьяна Николаевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | af61fdd4-7bc8-3009-a363-7790a3cda386 |
Копия Дело № 2а-17/2019
24RS0008-01-2018-000512-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2019 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н.,
при секретаре Коровенковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] А. А.ча к Администрации Емельяновского района Красноярского края, и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакяну А.Ю. о признании незаконными действий, обязании принять решение о предоставлении в собственность земельный участок, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] А.А. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. Требования, с учетом уточнений, мотивированы тем, что 03.07.2018 года он обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предоставлении за плату на праве собственности земельного участка в соответствии с требованием ст. 39.20 ЗК РФ. К заявлению были приложены копия выписки из ЕГРН на объект права с кадастровым номером № (жилой дом), копия договора аренды, копия договора уступки прав и обязанностей по договору аренды. Сообщением за исходящим № от 20.07.2018 ему было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №. Считает сообщение от 20.07.2018 года незаконным, необоснованным, нарушающим его права, свободы и законные интересы на исключительное право приобретения земельного участка. Ссылка и.о. руководителя МКУ «УправЗем» А.Ю. Саакяна на определение от 02.12.2016 года о запрете на совершение действий в сфере ГКУ в отношении ОН голословна и несостоятельна, поскольку определением Емельяновского районного суда Красноярского края от 08 сентября 2017 года меры по обеспечению иска были отменены. Просит признать незаконными действия и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» А.Ю. Саакяна, выраженные в сообщении исх. № 5783 от 20 июля 2018 года, обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края принять решение о предоставлении в собственность [СКРЫТО] А.А. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м, обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края осуществить подготовку проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанного договора для подписания [СКРЫТО] А.А.
В отзыве на административное исковое заявление представитель МКУ «УправЗем» по доверенности Хасиева Н.Э. указывает на необоснованность требований [СКРЫТО] А.А., просит в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание административный истец [СКРЫТО] А.А., представители административного истца Чигодайкин Г.П., Шульгина Е.С. не явились, извещены надлежаще.
В судебное заседание представитель ответчиков – Администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» по доверенности Хасиева Н.Э. не явилась, извещена надлежаще. Ходатайствовала о рассмотрении в свое отсутствие.
В соответствии с требованиями ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниям и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2. соблюдены ли сроки обращения в суд;
3. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
г) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено в судебном заседании, на основании договора аренды от 10 октября 2016 года № 191, договора уступки прав и обязанностей от 01 ноября 2016 года, [СКРЫТО] А.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Сведения об объекте недвижимости имеют статус временные, на срок до 20.09.2021 г. (т. 1 л.д. 18).
Срок аренды указанного земельного участка по договору составляет 20 лет, вступает в действие с момента государственной регистрации договора в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра 25 октября 2016 года (л.д. 17); договор уступки прав и обязанностей (цессии) – 16 ноября 2019 года (т.1 л.д. 27).
На указанном участке [СКРЫТО] А.А. выстроено нежилое здание - сарай площадью 6 кв.м с кадастровым номером № право собственности зарегистрировано 12.12.2016 года на основании декларации об объекте недвижимости от 05.12.2016 года (т. 1 л.д. 97). Также на указанном земельном участке имеется объект недвижимости – индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. право собственности на дом зарегистрировано 18.06.2018 года на основании технического плана здания от 07.06.2018 года (т. 1 л. д. 11-13).
03 июля 2018 года [СКРЫТО] А.А. в лице представителя по доверенности Чигодайкина Г.П. обратился в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату (т. 1 л.д. 9), указывая, что на данном участке расположен объект недвижимости на праве собственности (индивидуальный жилой дом).
Из ответа и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» за № от 20.07.2018 года следует, что предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность за плату не представляется возможным. Согласно сведений из ЕГРН от 11.07.2018 года на испрашиваемый земельный участок наложен запрет на совершение действий в сфере ГКУ в отношении ОН: срок действия с 02.12.2016 г., реквизиты документа-основания: определение от 02.12.2016 г. № б/н (т. 1 л.д. 8).
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 39.2. ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Передача земельного участка из государственной или муниципальной собственности в собственность либо в аренду физических лиц возможна только в случаях и на основаниях, предусмотренных действующим законодательством. При этом, соблюдение общеправового принципа законности применительно к данным правоотношениям, в силу особой значимости земли как пространственного базиса соответствующих территорий, имеет первоочередное значение.
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно ч. 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пп. 1 и 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, а именно документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (с изменениями, вступившими в силу с 01 января 2017 года) для предоставления земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке); выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о помещении в здании, сооружении, расположенном на испрашиваемом земельном участке, в случае обращения собственника помещения).
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ, согласно которой, основанием для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц, в том числе, может являться то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6).
Ранее, согласно п. 2 ст. 3.3.Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей по состоянию на 04 октября 2016 года) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
С 01 января 2017 года Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 334-ФЗ абзац 3 п. 2 ст. 3.3 излагается в новой редакции, согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, то есть муниципальные органы поселений утрачивают полномочия по распоряжению землей.
В соответствии с решением Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края от 26.12.2011 года № 24-116р, в структуры администрации Емельяновского района, входит в том числе Муниципальное казенное учреждение «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края».
Согласно п. 2.4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Емельяновского района, утвержденного решением Емельяновского районного Совета депутатов от 30.06.2010 года № 5-26Р, в компетенцию МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры Емельяновского района Красноярского края» входит, в том числе прием, рассмотрение заявлений на предоставление земельных участков; подготовка проектов правоустанавливающих документов в сфере землепользования.
В силу п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 460 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании определения Емельяновского районного суда от 02 декабря 2016 года по делу по иску Протасова А.В. наложен запрет Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю совершать любые регистрационные действия (в том числе переход права собственности, любые сделки по отчуждению прав) в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, а также на расположенные на данном участке объекты недвижимого имущества, капитального и вспомогательного назначения (хозпостройки), вносить сведения в ГКН об указанном земельном участке, в том числе сведения о разделе, объединении, перераспределении земельного участка или выделе за счет земельного участка с кадастровым номером №. Запрещено совершение сделок по распоряжению земельным участком с кадастровым номером № том числе путем заключения договоров купли-продажи, мены, залога в отношении указанного земельного участка (т. 1 л.д. 54-55).
Определением Емельяновского районного суда Красноярского края от 08 сентября 2017 года исковое заявление Протасова А.В. оставлено без рассмотрения. Этим же определением отменены меры по обеспечению иска, наложенные определением Емельяновского районного суда Красноярского края от 07.04.2017 г. и 02.12.2016 г. (т. 1 л.д. 51).
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН от 11.07.2018 года об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. «Сведениях о характеристиках объекта недвижимости» следует, что на указанную дату в ЕГРН имелись сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта. Не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: Вид ограничения (обременения): запрет на совершение действий в сфере ГКУ в отношении ОН. Срок действия: с 02.12.2016; реквизиты документа-основания: определение от 02.12.2016 № б/н (т. 1 л.д. 188-191).
Вопреки доводам представителя истца, оснований не доверять указанной выписке у суда не имеется. Выписка заверена надлежащим образом. При этом электронные документы, полученные в рамках межведомственного взаимодействия, электронной цифровой подписью не заверяются.
Кроме того, согласно ответу на запрос Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю» от 29.01.2019 г., согласно сведений ЕГРН на указанный земельный участок с кадастровым номером № имеется запись об ограничении прав и обременениях в виде прочих ограничений прав и обременений объекта недвижимости, номер государственной регистрации ограничения права или обременения объекта недвижимости – 24:11:0340106:847-24/095/2017-2, дата регистрации – 10.10.2017 документ-основание - определение Емельяновского районного суда Красноярского края от 05.09.2017, номер прекращения ограничения права, обременения объекта недвижимости - 24:11:0340106:847-24/095/2017-3, дата прекращения ограничения права, обременения – 07.11.2018 на основании определения Емельяновского районного суда Красноярского края от 24.09.2018 (т. 2 л.д. 42).
Следовательно, на момент обращения [СКРЫТО] А.А. с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату, запрет на регистрационные действия не был отменен.
Таким образом, право собственности на нежилое здание - сарай с кадастровым номером № (дата регистрации 05.12.2016 г.), объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером № (дата регистрации 18.06.2018 г.) было зарегистрировано [СКРЫТО] А.А. при наличии обременений в виде прочих ограничений прав, т.е. запрета.
Также из материалов дела следует, что регистрация за [СКРЫТО] А.А. права собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, произведена в упрощенном порядке, не предполагающем осуществление контроля, направленного на проверку фактического существования таких объектов недвижимости на земельном участке и их состояния, в связи с чем, степень готовности объекта и пригодности для проживания на момент регистрации права собственности истца на жилой дом и обращения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка установить невозможно.
Препятствием для заключения с истцом договора купли-продажи на испрашиваемый земельный участок на момент рассмотрения заявления [СКРЫТО] А.А. являлось то обстоятельство, что он был ограниченным в обороте на основании судебного решения, поскольку наличие сведений об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимости является препятствием для осуществления регистрационных действий с объектом недвижимости. В связи с указанными обстоятельствами, у ответчика отсутствовала объективная возможность предоставления земельного участка в собственность, в связи с чем, не имелось законных оснований для подготовки и подписания проекта договора купли-продажи земельного участка.
По смыслу положений, закрепленных в пп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ право предоставления земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Кроме того, по смыслу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, собственник coopужения имеет исключительное право на приобретение только того, земельного участка, который расположен под этим сооружением и необходим для его эксплуатации.
В собственности [СКРЫТО] А.А. находятся расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости площадью 6 кв.м. и 15,7 кв.м., при этом площадь земельного участка с кадастровым номером 24:11:0340106:847, составляющая 2 112 кв.м., значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации расположенных на нем строений, что не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на которые ссылается административный истец, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска [СКРЫТО] А.А. в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] А. А.ча к Администрации Емельяновского района Красноярского края, и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании незаконным действий и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» А.Ю. Саакяна, выраженных в сообщении № от 20 июля 2018 года на заявление [СКРЫТО] А.А., о возложении обязанности на администрацию Емельяновского района Красноярского края принять решение о предоставлении в собственность [СКРЫТО] А.А. земельного участка, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2112 кв.м, направить проекту указанного договора для подписания [СКРЫТО] А.А. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня изготовлениям мотивированного решения.
Судья Т.Н. Лактюшина
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2019 года
Копия верна:
Судья Т.Н. Лактюшина