| Тип дела | Административные |
| Инстанция | апелляция |
| Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
| Дата поступления | 14.03.2018 |
| Дата решения | 12.04.2018 |
| Статьи кодексов | |
| Судья | Колпаков Игорь Юрьевич |
| Результат | Вынесено решение по существу |
| Судебное решение | Есть |
| ID | d7572e00-ed3c-3921-959b-0ec8e334d8d3 |
К О П И Я
Судья Пархоменко А.И. Дело № 7р-201/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск «12» апреля 2018 г.
Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Гагариной Е.А. на решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 5 февраля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединённые системы»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю № ВАТЗ-417/4 от 22 ноября 2017 г. Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединённые системы» (сокращённое название - МУП «КОС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
Согласно постановлению, МУП «КОС» допустило выявленное при проведении в период с 29 сентября 2017 г. по 26 октября 2017 г. плановой проверки несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, выразившееся в осуществлении в нарушение ч.2 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» хозяйственной деятельности на очистных сооружениях в п. Снежногорск, в процессе которой образуются отходы, в отсутствие утверждённых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неведении в соответствии с утверждённым приказом Минприроды от 1 сентября 2011 г. № 721 Порядком учёта в области обращения с отходами производства учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.
Не согласившись с этим постановлением, защитник МУП «КОС» Гагарина А.Е. обратилась в Норильский городской суд Красноярского края с поданной в предусмотренном ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ порядке жалобой, в которой просила постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, указывая на допущенные при проведении проверки грубые нарушения требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», выразившиеся в направлении акта проверки в виде электронного документа, в нарушение ч.4 ст.16 указанного закона, не подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего акт, и в отсутствие согласия МУП «КОС» на взаимодействие в электронной форме, направлении проверяемому юридическому лицу акта проверки от 26 октября 2017 г. лишь 1 ноября 2017 г., что защитником предложено расценивать как непредставление акта проверки, представлении интересов МУП «КОС» действовавшим на основании общей доверенности начальником Бюро охраны окружающей среды Мирошниченко Н.В., не являющейся законным представителем проверяемого лица, не наделённой полномочиями участвовать в конкретном административном деле.
Решением судьи Норильского городского суда Красноярского края от 5 февраля 2018 г. постановление должностного лица Росприроднадзора от 22 ноября 2017 г. в отношении МУП «КОС» было оставлено без изменения, а поданная на это постановление жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд в порядке ст.ст.30.1-30.3,30.9 КоАП РФ, защитник Гагарина А.Е. просит вынесенные по делу постановление и решение судьи Норильского городского суда Красноярского края отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая наряду с приведёнными в поданной в районный суд жалобе доводами на отсутствие у МУП «КОС» возможности для соблюдения правил и норм в связи с отсутствием полигона для размещения отходов на территории п. Снежногорск, возможность транспортного сообщения, обеспечивающего вывоз отходов с которой, отсутствует.
Подавший жалобу защитник и законный представитель МУП «КОС» в краевой суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи по жалобе на это постановление отмене не подлежат.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечёт наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пунктам 1-2, абзацу первому пункта 4, пунктами 5 и 9 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 5 утверждённого приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчётов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учётом планируемых объёмов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчётов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пунктам 1-3 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов. Порядок учёта в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учёта в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учёта.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчётность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учёта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учёта в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок учёта в области обращения с отходами, устанавливающий требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов, утверждён Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Осуществление МУП «КОС» хозяйственной деятельности, в процессе которой образуются отходы, в отсутствие утверждённых в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неведение им в установленном порядке учёта образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов подтверждается актом проверки от 26 октября 2017 г., в ходе которой документы, подтверждающие утверждение в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также ведение соответствующего учёта, МУП «КОС» не представлены, и в поданных в суды жалобах не оспаривается.
Оснований для признания результатов проверки полученными с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не усматривается.
Так, о проведении с 29 сентября 2017 г. плановой проверки МУП «КОС» было уведомлено 25 сентября 2017 г. направлением на используемый последним адрес электронной почты распоряжения от 22 сентября 2017 г. № 417-р/п о проведении проверки, что подтверждается копией указанного распоряжения, полученного по электронной почте, приложенной к поданной в городской суд жалобе.
Проверка проводилась с участием в ней уполномоченного выданной законным представителем МУП «КОС» доверенностью представителя.
Акт проверки был оформлен 26 октября 2017 г. Его второй экземпляр в связи с отсутствием при оформлении акта руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица был в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» направлен МУП «КОС» заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и получен последним по почте 8 ноября 2017 г. (л.д.107) до составления 13 ноября 2017 г. в отношении него протокола об административном правонарушении и рассмотрения 22 ноября 2017 г. дела об административном правонарушении, что не лишало привлечённое к административной ответственности юридическое лицо возможности реализовать предусмотренное частью 12 статьи 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» право представить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений, которым МУП «КОС» фактически не воспользовалось.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о том, что акт проверки был представлен проверяемому лицу административным органом, в связи с чем отсутствуют основания для признания результатов такой проверки недействительными.
Отсутствие полигона для размещения отходов на территории п. Снежногорск и возможности транспортного сообщения, обеспечивающего вывоз отходов с этой территории, не освобождало МУП «КОС» от исполнения обязанностей разработать и утвердить в установленном порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, организовать и обеспечить ведение в установленном порядке учёта образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов, поскольку исполнение указанных обязанностей не ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия определённого в установленном порядке места захоронения отходов.
Доказательств отсутствия у МУП «КОС» возможности исполнения указанных обязанностей при рассмотрении дела не представлено.
С учётом изложенного МУП «КОС» обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
При этом из обжалованного постановления и решения судьи подлежит исключению указание на несоблюдение юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, иными опасными веществами, поскольку указания на совершение действий по обращению с такими веществами составленный в отношении МУП «КОС» протокол об административном правонарушении не содержит.
Наказание МУП «КОС» назначено в минимальном размере менее строгого наказания, предусмотренного санкцией ст.8.2 КоАП РФ. Оснований для его смягчения, равно как и для освобождения МУП «КОС» от административной ответственности не усматривается.
При производстве по делу нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену либо иное изменение вынесенных по делу постановления и решения судьи, не допущено.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении МУП «КОС» было извещено 31 октября 2017 г. письмом (л.л.д.109-110), доставленным на адрес электронной почты, указанный в качестве используемого МУП «КОС» на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://www.mupkosnorilsk.ru/contacts/.
Копии составленного в отношении него протокола об административном правонарушении и определения о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении вручены МУП «КОС» 16 ноября 2017 г. (входящий МУП «КОС» КОС/8076) (л.д.116).
Протокол об административном правонарушении был составлен и дело на основании указанного протокола было рассмотрено в отсутствие законного представителя и защитника МУП «КОС», не заявивших ходатайств об отложении соответствующих процессуальных действий, что соответствует положениям ч.4.1 ст.28.2 и ч.3 ст.25.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7,30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела надзора за обращением с отходами, в области охраны атмосферного воздуха Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю № ВАТЗ-417/4 от 22 ноября 2017 г. и решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 5 февраля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск «Коммунальные объединённые системы» изменить: исключить из них указание на несоблюдение юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, иными опасными веществами.
Эти же постановление и решение в остальной части оставить без изменения, а жалобу защитника Гагариной Е.А. - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.
Копия верна.
Судья: Колпаков И.Ю.