Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 23.11.2018 |
Дата решения | 14.12.2018 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судебное решение | Есть |
ID | 9b8e079d-3ef9-3084-a8d4-84635ae48f06 |
№ 4Г-3900/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Красноярск 14 декабря 2018 года
Судья Красноярского краевого суда Деев А.В., рассмотрев кассационную жалобу начальника Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска - Хаметшиной Н.А. на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 22 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 октября 2018 года по гражданскому делу по иску Минусинского межрайонного [СКРЫТО] в интересах [СКРЫТО] Юлии [СКРЫТО] к Управлению социальной защиты населения администрации г. Минусинска о признании решений незаконными, возложении обязанности по возобновлению предоставления меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 22 августа 2018 года исковые требования Минусинского межрайонного [СКРЫТО] удовлетворены частично. Решение Управления социальной защиты населения администрации г.Минусинска о прекращении с 1 января 2018 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду III группы [СКРЫТО] Ю.С. признано незаконным. На ответчика возложена обязанность по возобновлению предоставления [СКРЫТО] Ю.С. с 1 января 2018 года меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке: за холодную воду, электрическую энергию, в виде компенсации расходов на оплату стоимости топлива и услуг для доставки этого топлива. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 октября 2018 года вышеуказанное решение изменено в части признания незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска о прекращении с 1 января 2018 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов [СКРЫТО] Ю.С., указано на признание незаконным решения ответчика о прекращении с 1 января 2018 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду III группы [СКРЫТО] Ю.С. В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба руководителя УСЗН администрации г. Минусинска Хаметшиной Н.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 23 ноября 2018 года, начальник Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска - Хаметшина Н.А. просит отменить принятые по делу судебные постановления, отказав в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В силу пункта 1 части 2 статьи 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Оснований для передачи кассационной жалобы в Президиум краевого суда для рассмотрения по существу не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает предоставление инвалидам меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой статьи 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом из положений статьи 7 указанного Закона Красноярского края, определяющей формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804, является расходным обязательством Красноярского края (статья 26 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804).
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Судами установлено, что [СКРЫТО] Ю.С. является инвалидом 3 группы.
УСЗН администрации г. Минусинска [СКРЫТО] Ю.С. были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором последняя проживает и имеет регистрацию. Собственником дома является НГ
В связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг ответчиком приняты решения о приостановлении [СКРЫТО] Ю.С. с 1 декабря 2017 года на месяц предоставления мер социальной поддержки, о прекращении указанных мер с 1 января 2018 года.
Выражая несогласие с указанными решениями, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действуя в интересах [СКРЫТО] Ю.С., обратился в суд с иском к УСЗН администрации г. Минусинска, требуя признать их незаконными и возложить на ответчика обязанность по возобновлению предоставления мер социальной поддержки.
Принимая во внимание, что каких-либо ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, суд первой инстанции, признав обоснованным приостановление предоставления материальному истцу на месяц мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в связи с наличием у него задолженности за данные услуги свыше двух месяцев, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения ответчика о приостановлении [СКРЫТО] Ю.С. предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Учитывая, что законодатель исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в то время как наличие у [СКРЫТО] Ю.С. задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения предоставления ей, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату данных услуг, суд первой инстанции признал решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки незаконным, возложив на ответчика обязанность по возобновлению [СКРЫТО] Ю.С. с 1 января 2018 года предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке: за холодную воду, электрическую энергию, в виде компенсации расходов на оплату стоимости топлива и услуг для доставки этого топлива.
При разрешении спора судом также признано незаконным решение ответчика о прекращении предоставления материальному истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов, в том числе и на оплату жилья в размере 50 процентов, с возложением на ответчика обязанности по возобновлению предоставления данной меры социальной поддержки с 1 января 2018 года.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения, учитывая, что жилое помещение, в котором проживает [СКРЫТО] Ю.С., находится в собственности, пришел к выводу о необходимости исключения из резолютивной части решения указания на признание незаконным прекращения предоставления [СКРЫТО] Ю.С. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, поскольку таковая ей не предоставлялась, соответственно, не приостанавливалась и не прекращалась, оставив в остальной части решение без изменения.
Доводы кассационной жалобы о том, что меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются гражданам, перечисленным в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», при фактическом отсутствии задолженности, подлежат отклонению, поскольку толкование норм законодательства, регулирующих предоставление мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности принятия органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления таких мер при возникновении у инвалида, являющегося их получателем в соответствии с федеральным законодательством, задолженности по оплате коммунальных услуг, что следует из положений пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», при этом предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые, реализуя свои полномочия, вправе осуществлять правовое регулирование по данным вопросам, устанавливая порядок и условия предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Ссылка в кассационной жалобе на положения подпункта «в» пункта 9 статьи 23 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 г. № 13-2804, позволяющего органам местного самоуправления принимать решения о прекращении мер социальной поддержки, указанных в настоящем Законе, основана на неправильном толковании норм федерального и регионального законодательства, поскольку данная норма не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, о чем прямо указано в пункте 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года №13-2804.
Изложенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, установленных судами нижестоящих инстанций, а также направлены на иное толкование норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и с учетом положений статьи 387 ГПК РФ не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381 и 383ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отказать в передаче кассационной жалобы начальника Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска - Хаметшиной Н.А. на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 22 августа 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 октября 2018 года для рассмотрения в судебном заседании Президиума Красноярского краевого суда.
Судья
Красноярского краевого суда А.В. Деев