Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 18.08.2017 |
Дата решения | 18.09.2017 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судебное решение | Есть |
ID | 25f88967-d914-310b-a141-62f6ec566645 |
№ 4Г-2575/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красноярск 18 сентября 2017 г.
Судья Красноярского краевого суда Михайлинский О.Н., изучив кассационную жалобу министерства социальной политики Красноярского края на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 23 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2017 г. по гражданскому делу по искам Минусинского межрайонного [СКРЫТО] в интересах [СКРЫТО] Дмитрия [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] Игоря [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] и [СКРЫТО] Юлии [СКРЫТО] к управлению социальной защиты населения администрации г. Минусинска о признании действий незаконными и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в суд в защиту прав и законных интересов детей-инвалидов [СКРЫТО] Д.Н., [СКРЫТО] Ф.С., инвалида <данные изъяты> группы [СКРЫТО] И.В., инвалида <данные изъяты> группы [СКРЫТО] Н.И., инвалида <данные изъяты> группы [СКРЫТО] А.А., инвалида <данные изъяты> группы [СКРЫТО] В.А. и инвалида <данные изъяты> группы [СКРЫТО] Ю.В. с исками к управлению социальной защиты населения администрации г.Минусинска (далее – УСЗН администрации г. Минусинска) о признании решения о приостановлении и последующем прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% незаконными, возложении обязанности возобновить предоставление меры социальной поддержки с 1 декабря 2016 г. [СКРЫТО] Д.Н., с 1 июля 2016 г. [СКРЫТО] Ф.С., с 1 октября 2016 г. [СКРЫТО] И.В., с 1 сентября 2016 г. [СКРЫТО] А.А. и [СКРЫТО] Н.И., с 1 августа 2016 г. [СКРЫТО] В.А. и [СКРЫТО] Ю.В., ссылаясь на то, что ответчиком в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации были приняты решения о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки.
Определением суда гражданские дела по указанным искам [СКРЫТО] объединены в одно производство.
Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 23 мая 2017г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2017 г., постановлено признать незаконными решения УСЗН администрации г. Минусинска о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% [СКРЫТО] Д.Н., [СКРЫТО] Ф.С., [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] Н.И., [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] В.А. и [СКРЫТО] Ю.В. На УСЗН администрации г. Минусинска возложена обязанность возобновить предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с 1 декабря 2016 г. [СКРЫТО] Д.Н., с 1 июля 2016 г. [СКРЫТО] Ф.С., с 1 октября 2016 г. [СКРЫТО] И.В., с 1 сентября 2016 г. [СКРЫТО] А.А. и [СКРЫТО] Н.И., а также в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% с 1 августа 2016 г. [СКРЫТО] В.А. и [СКРЫТО] Ю.В.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 18 августа 2017 г., заместитель председателя Правительства Красноярского края – министр социальной политики Красноярского края Пашинова Г.Е. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Изучив кассационную жалобу и материалы, приложенные к жалобе, не нахожу оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает предоставление инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой статьи 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Законом Красноярского края № 13-2804 от 17 декабря 2004 г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом из положений статьи 7 указанного Закона Красноярского края следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Судом установлено, что [СКРЫТО] Д.Н., <дата> рождения, является ребенком-инвалидом. На основании заявления законного представителя [СКРЫТО] Д.Н. – И.Н.В. от 17 ноября 2014 г. [СКРЫТО] Д.Н. УСЗН администрации г. Минусинска были предоставлены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере 50%, получателем которых являлся отец ребенка-инвалида [СКРЫТО] Д.Н. – И.
По состоянию на 1 декабря 2016 г. по вышеуказанной квартире имелась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт в сумме 5747 руб. 31 коп. Протоколом от 14 декабря 2016 г. приостановлена выплата мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате ЖКУ с 1 декабря 2016 г. Кроме этого, ответчик направил в адрес И. письменное уведомление о том, что с 1 декабря 2016 г. выплата мер социальной поддержки приостановлена на основании статьи 20.1 Закона края № 13-2804 в связи с наличием задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт за два и более месяца. Протоколом от 17 января 2016 г. выплата мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате ЖКУ прекращена с 1 января 2016 г.
[СКРЫТО] Ф.С., <дата> рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы с детства. На основании заявления [СКРЫТО] Ф.С., последнему УСЗН администрации г.Минусинска были предоставлены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере 50%.
По состоянию на 1 июля 2016 г. по вышеуказанной квартире имелась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт в сумме 12933 руб. 72 коп. Протоколом от 13 июля 2016 г. приостановлена выплата мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате ЖКУ с 1 июля 2016 г. Кроме этого, ответчик направил в адрес [СКРЫТО] Ф.С. письменное уведомление о том, что с 1 июля 2016 г. выплата мер социальной поддержки приостановлена на основании статьи 20.1 Закона края №13-2804 в связи с наличием задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт за два и более месяца. Протоколом от 15 августа 2016 г. выплата мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате ЖКУ прекращена с 1 августа 2016г.
[СКРЫТО] И.В. является инвалидом <данные изъяты> группы. На основании заявления [СКРЫТО] И.В. УСЗН администрации г. Минусинска были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере 50%.
По состоянию на 1 октября 2016 г. у [СКРЫТО] И.В. имелась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт в сумме 7402 руб. 59 коп. Протоколом от 17 октября 2016 г. [СКРЫТО] И.В. приостановлена выплата мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате ЖКУ с 1 октября 2016 г. Кроме этого, ответчик направил в адрес [СКРЫТО] И.В. письменное уведомление о том, что с 1 октября 2016 г. выплата мер социальной поддержки приостановлена на основании статьи 20.1 Закона края №13-2804 в связи с наличием задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт за два и более месяца. Протоколом от 17 ноября 2016 г. выплата мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате ЖКУ была прекращена с 1 ноября 2016 г.
[СКРЫТО] Н.И. является инвалидом <данные изъяты> группы, [СКРЫТО] А.А. - инвалидом <данные изъяты> группы. На основании заявления супругам с 2006 г. УСЗН администрации г.Минусинска были предоставлены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере 50%.
По состоянию на 1 сентября 2016 г. у [СКРЫТО] Н.И. и [СКРЫТО] А.А. имелась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт в сумме 6657 руб. 64 коп., коммунальных услуг в ООО «Старт» - 17771 руб. 57 коп. и в ПАО «Красноярскэнергосбыт» - 904 руб. 80 коп. Протоколом от 17 сентября 2016 г. [СКРЫТО] Н.И. и [СКРЫТО] А.А. приостановлена выплата мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате ЖКУ с 1 сентября 2016 г. Кроме того, ответчик направил в адрес [СКРЫТО] Н.И. и [СКРЫТО] А.А. письменное уведомление о том, что с 1 сентября 2016 г. выплата мер социальной поддержки приостановлена на основании статьи 20.1 Закона края №13-2804 в связи с наличием задолженности по ЖКУ за два и более месяца. Протоколом от 17 октября 2016 г. выплата мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате ЖКУ прекращена с 1 октября 2016 г.
[СКРЫТО] Ю.В. является инвалидом <данные изъяты> группы, [СКРЫТО] В.А. -инвалидом <данные изъяты> группы. На основании заявления [СКРЫТО] Ю.В. и [СКРЫТО] В.А. с 2005 г. УСЗН администрации г. Минусинска были предоставлены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере 50%.
По состоянию на 1 августа 2016 г. у [СКРЫТО] Ю.В. и [СКРЫТО] В.А. имелась задолженность по оплате коммунальных услуг в ООО «Свет» - 51111 руб. Протоколом от 10 августа 2016 г. [СКРЫТО] Ю.В. и [СКРЫТО] В.А. приостановлена выплата мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате ЖКУ с 1 августа 2016 г. Кроме того, ответчик направил в адрес [СКРЫТО] Ю.В. и [СКРЫТО] В.А. письменное уведомление о том, что с 1 августа 2016 г. выплата мер социальной поддержки приостановлена на основании статьи 20.1 Закона края №13-2804 в связи с наличием задолженности по ЖКУ за два и более месяца. Протоколом от 13 сентября 2016 г. выплата мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности по оплате ЖКУ была прекращена с 1 сентября 2016 г.
Разрешая дело, суд первой инстанции, исследовав доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства, проанализировав вышеуказанные положения федерального и краевого законодательства, регулирующие возникшие правоотношения, пришел к соответствующим установленным обстоятельствам выводам о том, что оспоренные [СКРЫТО] решения УСЗН администрации г. Минусинска о приостановлении, а впоследствии прекращении выплаты материальным истцам мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт жилого помещения в размере 50% не соответствуют требованиями действующего законодательства.
Суд правомерно исходил из того, что меры социальной поддержки инвалидов установлены самостоятельной нормой права и законодатель прямо исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Поскольку положения пункта 4 статьи 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 г. №13-2804 о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг к истцам не применимы в силу прямого указания данной нормы, суд признал, что само по себе наличие у [СКРЫТО] Д.Н., [СКРЫТО] Ф.С., [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] Н.И., [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] Ю.В. и [СКРЫТО] В.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, не может явиться основанием как для приостановления, так и для прекращения в предоставлении им, как инвалидам, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50%.
При таких обстоятельствах, установив, что оспоренными решениями ответчика права и законные интересы истцов нарушены, суд первой инстанции пришел к основанным на правильном применении норм материального права выводам о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных [СКРЫТО] в интересах [СКРЫТО] Д.Н., [СКРЫТО] Ф.С., [СКРЫТО] И.В., [СКРЫТО] Н.И., [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] Ю.В. и [СКРЫТО] В.А. требований, признал незаконными решения УСЗН г. Минусинска о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки, и возложил на ответчика обязанность возобновить истцам предоставление указанных мер социальной поддержки.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и принятым по делу решением.
Выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам, перечисленным в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при фактическом отсутствии задолженности, являлись предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанции, которыми обоснованно признаны несостоятельными, поскольку толкование норм законодательства, регулирующих предоставление мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности приостановления таких мер при возникновении у инвалида, являющегося их получателем в соответствии с федеральным законодательством, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и прекращения предоставления мер социальной поддержки, что следует из положений пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Указание в жалобе, что взносы на капитальный ремонт входят в структуру платы за жилое помещение, не влияют на правильные выводы суда об отсутствии в данном случае оснований для приостановления и прекращения предоставления инвалидам меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о незаконности состоявшихся по делу судебных актов не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверном толковании действующего законодательства, и по существу сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, установленных судами нижестоящих инстанций, что с учетом положений статьи 387 ГПК РФ не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего являются законными.
Оснований для передачи кассационной жалобы по приведенным в ней доводам для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381 и 383 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы министерства социальной политики Красноярского края на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 23 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2017 г. для рассмотрения в судебном заседании президиума Красноярского краевого суда.
Судья
Красноярского краевого суда О.Н. Михайлинский