Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 13.06.2018 |
Дата решения | 06.07.2018 |
Категория дела | иски физ. лиц к Пенсионному фонду РФ |
Судебное решение | Есть |
ID | a6e60e25-51ef-3cd3-a589-b8a58449acb5 |
№ 4Г-1952/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Красноярск 06 июля 2018 года
Судья Красноярского краевого суда Деев А.В., рассмотрев кассационную жалобу [СКРЫТО] Юрия [СКРЫТО] на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску [СКРЫТО] Юрия [СКРЫТО] к Управлению Пенсионного фонда РФ в Каратузском районе о перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Каратузского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2017 года удовлетворены исковые требования [СКРЫТО] Ю.А. На УПФ РФ в Каратузском районе возложена обязанность по перерасчету размера страховой пенсии по старости [СКРЫТО] Ю.А. с учетом повышенного соотношения заработка в размере 1,4, с 01 октября 2017 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 февраля 2018 года отменено решение Каратузского районного суда Красноярского края от 28 ноября 2017 года, по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Ю.А. к УПФ РФ в Каратузском районе Красноярского края о возложении обязанности по перерасчету пенсии.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 13 июня 2018 года, [СКРЫТО] Ю.А. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В силу п.1 ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Суд апелляционной инстанции при вынесении судебного постановления существенных нарушений норм материального и процессуального права не допустил. Оснований для передачи кассационной жалобы в Президиум краевого суда для рассмотрения по существу не имеется.
Судами установлено, что 08.07.1996 г. [СКРЫТО] Ю.А. обратился в УПФР в Каратузском районе с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности, представив при этом сведения о своем трудовом стаже и заработной плате за период с 1967 г.
Из протокола назначения пенсии от 30.08.1996 г. следует, что органом пенсионного обеспечения период работы [СКРЫТО] Ю.А. с 18.03.1967 г. по 16.05.1991 г. засчитан как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку в вышеуказанный период трудовой деятельности истец работал в различных организациях, расположенных на территории республика Тыва - в г.Шагонаре, Кызыле и Улуг-Хеме. Указанный период работы учтен в стаж истца как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1994 г. № 945 «Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям», территории, где осуществлял свою трудовую деятельность истец, указаны как приравненные к районам Крайнего Севера.
28 ноября 2005 года [СКРЫТО] Ю.А. на основании его заявления, назначена досрочная пенсия по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Общий трудовой стаж истца на 01 января 2002 года составляет 32 года 9 месяцев 15 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 20 лет 02 месяца 09 дней. При этом, при определении размера пенсии учтено отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,2.
Из протокола назначения пенсии от 28.11.2005 г. следует, что при определении размера пенсии, ответчиком принята заработная плата истца за период с 1980 г. по 1985 г. Работа в указанном периоде также осуществлялась истцом в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Соотношение заработной платы истца за указанный период к заработной плате по стране составило 1,433.
25.09.2017 г. [СКРЫТО] Ю.А. обратился в УПФР в Каратузском районе с заявлением о перерасчете размера его пенсии с учетом повышенного отношения заработков 1,4 вместо примененного ответчиком 1,2.
В удовлетворении заявления истцу отказано со ссылкой на п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях», в соответствии с которым отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Не согласившись с данным решением, [СКРЫТО] Ю.К. обратился с иском в суд.
Удовлетворяя требования истца и возлагая на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного соотношения заработка в размере 1,4 с 01 октября 2017 года, суд первой инстанции, руководствуясь п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходил из того, что поскольку трудовая деятельность истца проходила в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то заработная плата начислялась и выплачивалась ему в данных районах с повышенным районным коэффициентом 1,5, в связи с чем, размер повышенного отношения заработков, подлежащий применению при расчете пенсии истца, составляет 1,4.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что [СКРЫТО] Ю.А. с 1967 года по 16 мая 1991 года осуществлял трудовую деятельность в Республике Тыва, которая отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с 16 мая 1994 года в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1994 года № 945.
На основании Постановления Правительства РФ от 18 июля 1994 года № 856 «О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» были установлены повышенные районные коэффициенты 1,5 и 1,4.
Оценивая справку о заработной плате истца за период работы с июля 1980 года по октябрь 1986 года, до отнесения Республика Тыва к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, судебная коллегия пришла к выводу о том, что заработная плата исчислена без применения повышенного районного коэффициента 1,4 или 1,5. К данной заработной плате применялся коэффициент 1,3 за работу в местностях с особыми природно-климатическими условиями, который не дает право на перерасчет пенсии с соотношением 1,4.
Поскольку истец работал в Республике Тыва до отнесения данной территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, к заработной плате работников не начислялся и не выплачивался вышеуказанный повышенный районный коэффициент, судебная коллегия сочла ошибочным вывод суда первой инстанции о выплате истцу заработной платы с повышенным районным коэффициентом 1,5. Учитывая, судом апелляционной инстанции не установлено наличия заработка с повышенным районным коэффициентом за работу в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для перерасчета пенсии.
Выводы суда апелляционной инстанции в обжалуемом судебном постановлении обоснованы, мотивированы со ссылкой на представленные доказательства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Полученные сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценены судом апелляционной инстанции в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, признаны достаточными и достоверными.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для перерасчета пенсии, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными.
Так, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года либо наличие на 01 января 2002 года стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет, а также страхового стажа на указанную дату не менее 25 лет для мужчин.
Согласно пункту 2 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003 N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Сервера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона от 17.12.2001 при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года, то есть Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, с учетом последующих изменений и дополнений.
Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г., повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица (п. 3).
Лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г., т.е. за 2000 - 2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца (п. 4).
С учетом системного толкования указанных выше норм, разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, судебная коллегия пришла к выводу о том, что право истца на расчет размера пенсии с применением повышенного отношения заработка возможно при соблюдении всех условий, предусмотренных ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ, чего в настоящем деле не имеется.
В материалах дела отсутствует документальное подтверждение факта выплаты истцу заработной платы с повышенным районным коэффициентом 1,5, поскольку истец работал в Республике Тыва до 16 мая 1991 года, до отнесения данной территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, к заработной плате работников не начислялся и не выплачивался повышенный районный коэффициент, который дает право на повышенное отношение заработка.
Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не установлено, что истец работал в Республике Тыва до 16 мая 1991г. и получал заработную плату с повышенным районным коэффициентом, что является одним из обязательных условий для применения повышенного отношения заработка в размере 1,4, пришел к обоснованному выводу, что условия для установления права на применение повышенного отношения заработков отсутствуют, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности по перерасчету размера трудовой пенсии с применением повышенного отношения заработков.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя не содержит указания на существенные фундаментальные нарушения норм материального или процессуального права, влекущие безусловную отмену состоявшегося по делу судебного постановления.
Все доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, установленных судом апелляционной инстанции, а также направлены на иное толкование норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и с учетом положений ст. 387 ГПК РФ не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
При таких данных, вышеуказанное апелляционное определение судебной коллегии сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для его отмены в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 381 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отказать в передаче кассационной жалобы [СКРЫТО] Юрия [СКРЫТО] на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 февраля 2018 года, для рассмотрения в судебном заседании Президиума Красноярского краевого суда.
Судья
Красноярского краевого суда А.В. Деев