Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 07.06.2018 |
Дата решения | 04.07.2018 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судебное решение | Есть |
ID | 8ab9697f-b602-35bc-9db3-367a3bdc29a6 |
4Г-1921/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красноярск 04 июля 2018 года
Судья Красноярского краевого суда Соснин Ю.А., рассмотрев кассационную жалобу представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Мацаевой Т.В. на решение Норильского городского суда (в районе Талнах) от 21 декабря 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 09 апреля 2018 года по гражданскому делу по иску Мораря П.Г. к Управлению жилищного фонда Администрации г.Норильска, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о признании права на включение в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов службы в органах внутренних дел и других федеральных органах исполнительной власти,
УСТАНОВИЛ:
Решением Норильского городского суда (в районе Талнах) от 21 декабря 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 09 апреля 2018 года, удовлетворены частично исковые требования Мораря П.Г. Признано за Морарем П.Г. право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и принятой в его исполнение Подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2018 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» на 2014-2018 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года №514-п. На Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края возложена обязанность произвести расчет размера социальной выплаты Морарю П.Г. на приобретение жилого помещения в объеме, согласно действующему законодательству с учетом общего стажа работы в районах Крайнего Севера и службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 07 июня 2018 года, представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Мацаева Т.В. просит отменить постановленные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неверную оценку юридически значимых обстоятельств по делу.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Как следует из обжалуемых судебных актов, [СКРЫТО] П.Г. работал в районах Крайнего Севера: с 24 ноября 1975 года по 07 марта 1978 года в НГМК им. А.П. Завенягина на дорожном участке СУ «Строймеханизация» машинистом бульдозера; с 07 марта 1978 года по 01 февраля 1998 года проходил службу в Управлении внутренних дел г.Норильска и уволен из органов внутренних дел в соответствии с п.«В» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию); с 02 февраля 1998 года по 18 января 2005 года истец работал в Администрации г.Норильска заведующим отделом по учету военнообязанных, с 13 сентября 2001 года по 18 января 2005 года - в должности заместителя заведующего мобилизационным отделом по г.Талнаху.
[СКРЫТО] П.Г. с 31 октября 2007 года состоит в администрации города г.Норильска на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», категория - «пенсионеры».
27 июня 2016 года истец предоставил в Управление жилищного фонда Администрации г.Норильска заявление и пакет документов для получения единовременной социальной выплаты в 2017 года для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края в рамках реализации подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2018 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №514-п от 30 сентября 2013 года, на себя и свою семью, состоящую из супруги, ФИО5, и сына, ФИО6 Учетное дело истца, сформированное управлением жилищного фонда Администрации г.Норильска, направлено в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Письмом от 20 декабря 2016 года №82-10520/9 учетное дело Мораря П.Г. возвращено в адрес Управления жилищного фонда Администрации г.Норильска без предоставления истцу социальной выплаты, ввиду того, что периоды прохождения военной и иной приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», поскольку на основании письма Минстроя России от 03 сентября 2014 гожа №18469-ВМ/05, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (статья 20), в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статьей 11 указанного Федерального закона определены «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей».
[СКРЫТО] П.Г., полагая данный отказ в предоставлении единовременной социальной выплаты незаконным, обратился в суд с иском к Управлению жилищного фонда Администрации г.Норильска, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о признании за ним права на предоставление социальной выплаты как участнику подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» на 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №514-п от 30 сентября 2013 года с учетом трудового стажа в районах Крайнего Севера, периода службы в органах внутренних дел с 07 марта 1978 года по 01 февраля 1998 года, и возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края произвести расчет размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения в объеме согласно действующему законодательству с учетом общего стажа работы (службы) и проживания в районах Крайнего Севера, оформлении на его имя социальной выплаты для приобретения жилья и выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на 2018 год; возложении обязанности на Управление жилищного фонда Администрации г.Норильска направить учетное дело в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав в системной совокупности положения ст.ст.1,3,5,7,8 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 № 1050 об утверждении Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, ст.1 Закона Красноярского края №11-5540 от 21 декабря 2010 года «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края», пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Судом учтено, что в соответствии ч.8 ст.5 указанного выше Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а не от наличия специального стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ в Определении от 12 июня 2009 года №3-В09-1, период службы в органах внутренних дел на территории, отнесенной к районам Крайнего Севера, подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями ст.1 ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В связи с чем, установив, что продолжительность стажа [СКРЫТО] П.Г. в районах Крайнего Севера, по состоянию на 31 декабря 2016 года в календарном исчислении составляет 29 лет 01 месяц, стаж работы с учетом времени нахождения на пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 41 год 01 месяц, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец имеет право на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поскольку прибыл в районы Крайнего Севера до 01 января 1992 года, имеет необходимый календарный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в который подлежит включению период прохождения военной службы и службы в органах внутренних дел. Сведений о наличии у Мораря П.Г. жилья в других регионах Российской Федерации не имеется.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд обязал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края включить период прохождения службы в органах внутренних дел, дислоцированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в льготном исчислении равный 19 лет 10 месяцев в трудовой стаж, дающий право гражданам на получение социальной выплаты, возложив на ответчика обязанность произвести перерасчет размера социальной выплаты Морарю П.Г. как участнику подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2018г.г. государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» на 2014-2018 г.г., утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №514-п от 30 сентября 2013 года на приобретение жилого помещения.
Также суд, принимая во внимание, что нормативное регулирование предусматривает заявительный порядок обращения граждан за предоставлением социальной выплаты на приобретение жилья в планируемом году в установленные подпрограммой сроки, что социальные выплаты производятся с учетом очередности согласно лимиту денежных средств, выделяемых на реализацию данной подпрограммы в 2018 году, а предоставление истцу социальной выплаты не должно нарушать прав других граждан, состоящих на учете, пришел к выводу об отказе в удовлетворении искового требования Мораря П.Г. в части возложения обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края оформить на его имя социальную выплату для приобретения жилья и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на 2018 год.
Судом при рассмотрении дела были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, оценка представленным доказательствам дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, суд апелляционной инстанции правомерно с учетом требований ст. 328 ГПК РФ оставил решение без изменения.
При кассационном обжаловании заявителем не указаны какие-либо доводы, которые могли бы поставить под сомнение принятые по делу постановления.
При этом были предметом рассмотрения и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции доводы заявителя жалобы о том, что подпрограмма таких граждан как уволенных военнослужащих выделяет в отдельную категорию и предусматривает иные условия обеспечения последних жилищными субсидиями, что федеральным законодателем установлено отдельное законодательное регулирование исполнения федеральных жилищных обязательств перед гражданами, проходящими (проходившими) военную службу (службу) в силовых ведомствах, которое предусматривает несколько механизмов жилищного обеспечения данной категории граждан (при наличии у них права выбора соответствующего механизма жилищного обеспечения), а также конкретные источники их ежегодного бюджетного финансирования, что Федеральный закон от 25 октября 2002 года №125-ФЗ не направлен на обеспечение жильем (жилищными субсидиями) граждан, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в силовых ведомствах.
Судебной коллегией обоснованно учтено, что истец был уволен со службы из органов внутренних дел в 1998 году, на учете по месту службы для получения единовременной социальной выплаты не состоял, был поставлен на учет в 2007 году по категории «пенсионеры» в Администрации г.Норильска в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ, на него не могут распространяться социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ, и он лишен возможности получить единовременную социальную выплату или иным образом решить вопрос о предоставлении ему жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с действовавшим и действующим специальным законодательством, регулирующим вопросы предоставления социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя не содержит указания на существенные фундаментальные нарушения норм материального или процессуального права, влекущие безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений. Все доводы, изложенные в ней, по существу направлены на иное толкование норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и с учетом положений ст. 387 ГПК РФ не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 381 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в передаче кассационной жалобы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ - Мацаевой Т.В. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Красноярского краевого суда.
Судья Красноярского краевого суда Ю.А. Соснин