Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 13.05.2019 |
Дата решения | 13.06.2019 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судебное решение | Есть |
ID | a450241e-f0f6-330a-b185-39ed91a10977 |
4Г-1663/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красноярск 13 июня 2019 года
Судья Красноярского краевого суда Плаксина Е.Е., рассмотрев кассационную жалобу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 декабря 2018 года по делу по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к ГУФСИН [СКРЫТО] по Красноярскому краю, [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконным отказа комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Решением Канского городского суда Красноярского края от 28 августа 2018 года иск [СКРЫТО] В.Г. удовлетворен, решение Комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 01.11.2017 г. по рассмотрению вопроса предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа в постановке [СКРЫТО] В.Г. на учет для получения единовременной социальной признано незаконным; на [СКРЫТО] [СКРЫТО], ГУФСИН [СКРЫТО] по Красноярскому краю возложена обязанность поставить [СКРЫТО] В.Г. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в составе семьи из двух человек, с даты обращения – с 31 октября 2014 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 декабря 2018 года решение Канского городского суда Красноярского края от 28 августа 2018 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска [СКРЫТО] В.Г. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд 13 мая 2019 года, [СКРЫТО] В.Г. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 5 декабря 2018 года, ссылаясь на неправильное определение судом апелляционной инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив кассационную жалобу, оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не нахожу.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено, что [СКРЫТО] В.Г. осуществлял службу в органах УИС, в том числе на должности <данные изъяты> ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН [СКРЫТО] по Красноярскому краю, приказом № 126-лс от 23 июня 2015 года уволен по п. «б» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста) 23 июня 2015 года, выслуга лет в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составила 23 года 11 месяцев и 19 дней, в льготном исчислении – 34 года.
31 октября 2014 года [СКРЫТО] В.Г. обратился в территориальную комиссию ГУФСИН [СКРЫТО] по Красноярскому краю с заявлением (рапортом) на имя директора [СКРЫТО] [СКРЫТО] о принятии его и членов его семьи (супруги Л.) на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.
Дети [СКРЫТО] В.Г. – Ю., <дата> года рождения, И., <дата> года рождения, достигли совершеннолетия.
Территориальной подкомиссией ГУФСИН [СКРЫТО] по Красноярскому краю 11 ноября 2014 года принято решение направить в [СКРЫТО] [СКРЫТО] документы для рассмотрения вопроса о постановке [СКРЫТО] В.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
На заседании комиссии [СКРЫТО] по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 1 ноября 2017 года [СКРЫТО] В.Г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты отказано в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369, со ссылкой на отсутствие информации в отношении жилых помещений по адресам: <адрес>, выписки из ЕГРП на детей. Представленные [СКРЫТО] В.Г. справка МКУ «Служба заказчика» о невозможности предоставления финансового лицевого счета, выписка из домовой книги в отношении жилого дома <адрес>, где заявитель с 25 апреля 2003 года по 20 декабря 2013 года состоял на регистрационном учёте; выписка из домовой книги, справка МКУ «Служба заказчика» о невозможности предоставить финансовый лицевой счет по дому <адрес>, в котором по месту жительства с 1 ноября 2008 года по 20 декабря 2013 года была зарегистрирована Л., необходимой информации не отражают, протоколом № 114 от 27 декабря 2016 года откладывалось рассмотрение документов заявителя до предоставления дополнительных сведений в отношении указанных жилых помещений.
Удовлетворяя иск [СКРЫТО] В.Г., суд первой инстанции исходил из отсутствия у Комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] установленных законом оснований для возложения на истца обязанности предоставить документы, не предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации. Установив, что дети [СКРЫТО] В.Г. являются совершеннолетними, в отношении жилых домов по <адрес> и по <адрес> истцом предоставлены документы, подтверждающие невозможность получения выписок из домовых книг и финансовых лицевых счетов по независящим от него обстоятельствам, суд указал на незаконность отказа Комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] в постановке [СКРЫТО] В.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязал ответчиков поставить [СКРЫТО] В.Г. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в составе семьи из двух человек, с даты обращения – 31 октября 2014 года.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия с выводами районного суда не согласилась.
Суд апелляционной инстанции, установив, что [СКРЫТО] В.Г. и его сын И. с 21 декабря 2013 года зарегистрированы по месту жительства по <адрес>, указал на наличие оснований полагать, что И. фактически является членом семьи истца, сведения об отсутствии у данного члена семьи права собственности на жилые помещения предоставлены за период до апреля 1999 года, пришел к выводу о наличии у Комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] оснований для истребования выписки из ЕГРП в отношении И. Так как такая выписка истцом для своевременного решения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения комиссии не предоставлена, равно как и не представлены сведения о месте регистрации сына Ю. за последние 5 лет до подачи рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, о наличии (отсутствии) у него в собственности (по договору социального найма) жилых помещений, а также доказательства того, что Ю. фактически не является членом семьи истца, суд второй инстанции признал такие документы не позволяющими исключить вывод о совершении [СКРЫТО] В.Г. и его супругой Л. действий, повлекших ухудшение их жилищных условий при снятии с регистрационного учёта из жилых домов по <адрес>. Поэтому судебная коллегия указала на обоснованность требований комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] о предоставлении дополнительных сведений в отношении указанных жилых помещений.
Установив, что [СКРЫТО] В.Г. при обращении с рапортом о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения документы, позволяющие решить вопрос о наличии оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ, для постановки его и Л. на учет для получения такой выплаты не предоставлены, суд апелляционной инстанции указал на несоблюдение истцом установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, признал отказ Комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] в постановке [СКРЫТО] В.Г. на данный учет обоснованным, поэтомурешение районного суда отменил, принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт «б» пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт «з» пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт «и» пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам [СКРЫТО] [СКРЫТО] не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из постановленного по делу апелляционного определения следует, что основанием для отказа комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно информации о регистрации сына Ю. по месту жительства за последние пять лет до подачи рапорта о постановке на учёт для получения социальной выплаты; доказательства того, что Ю. и И. членами семьи истца не являются, а также сведений о нанимателях жилых помещений по <адрес> и по <адрес>.
Так как наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции правомерно указал, на то, что несоблюдение [СКРЫТО] В.Г. установленных названными правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, лишило комиссию [СКРЫТО] [СКРЫТО] возможности установить наличие у него оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
С учётом изложенного подлежат отклонению ссылки заявителя кассационной жалобы на отсутствие у него обязанности предоставить комиссии сведения о месте жительства и составе имущества своих совершеннолетних детей, поскольку иная оценка заявителем обстоятельств дела, а также иная трактовка закона, не свидетельствует о существенных нарушениях судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая задачи кассационного производства, а также то, что основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке являются такие нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав и свобод и законных интересов заявителя, приведенные заявителем доводы кассационной жалобы не могут явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 381 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Красноярского краевого суда Е.Е. Плаксина