Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 22.09.2020 |
Дата решения | 08.12.2020 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Андриишин Денис Васильевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 0754f9bd-776d-3534-bd07-cc9644972044 |
24OS0000-01-2020-000821-35
Дело № 3А-889/2020
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
с участием представителя Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] Векшиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-889/2020 по административному иску [СКРЫТО] Валерия [СКРЫТО] об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] В.В. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, мотивируя тем, что он является собственником нежилого здания с кадастровым номером 24:42:№:3796, расположенного по адресу: Красноярский край, Шушенский район, пгт Шушенское, <адрес>
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 28 сентября 2018 года для указанного нежилого здания установлена кадастровая стоимость в размере 7 291 830 рублей 32 копейки.
По итогам независимой оценки, выполненной оценщиком Магерой М.А. и представленной в отчете № 07/27/04 от 27 апреля 2020 года, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:42:№:3796 по состоянию на 28 сентября 2018 года составляет 4 142 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости нежилого здания, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости нежилого здания.
Просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:42:№:3796 в размере его рыночной стоимости – 4 142 000 рублей; возложить обязанность внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) в качестве кадастровой стоимости нежилого здания его рыночную стоимость.
Представитель Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] Векшина Е.Г., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и не может являться надлежащим доказательством рыночной стоимости нежилого здания и нежилых зданий.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Байрамова Э.М., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.
Административный истец [СКРЫТО] В.В., Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация поселка городского типа Шушенское Шушенского района [СКРЫТО] [СКРЫТО], надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца [СКРЫТО] В.В., представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации поселка городского типа Шушенское Шушенского района [СКРЫТО] [СКРЫТО], своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] Векшина Е.Г. не возражала.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законом [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО] порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО] порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что [СКРЫТО] В.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером 24:42:№:3796, расположенного по адресу: Красноярский край, Шушенский район, пгт Шушенское, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09 сентября 2020 года (л.д. 9-11).
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16 октября 2020 года, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:42:№:3796 по состоянию на 28 сентября 2018 года составляет 7 291 830 рублей 32 копейки. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 01 октября 2018 года (л.д. 81).
Вышеуказанная кадастровая стоимость нежилого здания определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]».
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представила в суд отчет об оценке № 07/27/04 от 27 апреля 2020 года, выполненный оценщиком Магерой М.А., согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:42:№:3796 по состоянию на 28 сентября 2018 года составляет 4 142 000 рублей (л.д. 12-65).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке нежилого здания оценщиком применены сравнительный и доходный подходы.
Оформление и содержание отчета об оценке № 07/27/04 от 27 апреля 2020 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута, убедительных и допустимых доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Судом не может быть принята в качестве доказательства представленная [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] рецензия специалиста на отчет об оценке.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 50 и 169 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», специалист может быть привлечен к участию в деле для получения консультаций, пояснений и оказания иной технической помощи при исследовании доказательств, в том числе для решения вопроса о необходимости проведения экспертиз.
В силу прямого предписания части 4 статьи 169 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации консультация специалиста не относится к доказательствам по административному делу.
Кроме того, в самой рецензии указано на то, что рыночная стоимость нежилого здания, определенная в отчете об оценке № 07/27/04 от 27 апреля 2020 года соответствует уровню рыночной стоимости объекта оценки.
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] своим правом на проведение экспертизы не воспользовалось, других доказательств в опровержение отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка не представило.
По настоящему делу не имеется предусмотренных законом оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда и за счет средств федерального бюджета.
Информация об объектах-аналогах, принятая оценщиком, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], не опровергнута. Вопреки утверждениям Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], в материалах дела имеется отчет об оценке надлежащего качества, в котором читается информация об объектах-аналогах.
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], приводя доводы о нарушении требований федеральных стандартов оценки, не представило каких-либо доказательств того, что эти нарушения (имеющиеся по утверждению Правительства) повлияли на расчет итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Таким образом, у суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:42:№:3796 по состоянию на 28 сентября 2018 года составляет 4 142 000 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого здания, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:42:№:3796 должна быть определена по состоянию на 28 сентября 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 4 142 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения [СКРЫТО] В.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 24:42:№:3796 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 17 сентября 2020 года.
Требования административного истца о возложении обязанности по внесению в ЕГРН измененных сведений о кадастровой стоимости указанного нежилого здания, не подлежат самостоятельному разрешению, поскольку заявлены излишне, учитывая, что в силу статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] Валерия [СКРЫТО] об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:42:№:3796, расположенного по адресу: Красноярский край, Шушенский район, пгт Шушенское, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4 142 000 рублей, определенной по состоянию на 28 сентября 2018 года.
Датой обращения [СКРЫТО] Валерия [СКРЫТО] с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 24:42:№:3796 считать 17 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья [СКРЫТО] краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 09 декабря 2020 года.