Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 18.11.2019 |
Дата решения | 18.12.2019 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Андриишин Денис Васильевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | ede6729b-e97e-3657-9415-ee283b912cfb |
24OS0000-01-2019-000880-36
Дело № 3А-856/2019
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой Е.О.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «АЕ-Холдинг» Мурзина Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-856/2019 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «АЕ-Холдинг» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «АЕ-Холдинг» (далее – ООО «АЕ-Холдинг») обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, а также собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенных <адрес>
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 30 октября 2017 года определена в размере 28 788 912 рублей 09 копеек, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25 апреля 2014 года - 42 787 607 рублей 26 копеек.
По итогам независимой оценки, выполненной ООО «Оценка и Консалтинг» и представленной в отчетах № 89/2019 и № 90/2019 от 20 сентября 2019 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 30 октября 2017 года составляет 2 197 000 рублей, с кадастровым номером № по состоянию на 25 апреля 2014 года - 8 922 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку ООО «АЕ-Холдинг» является плательщиком арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером № и земельного налога за земельный участок с кадастровым номером №, размер которых зависит от размера кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем, 10 октября 2019 года ООО «АЕ-Холдинг» обратилось с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю.
Уведомлением Комиссии от 14 октября 2019 года № 668 заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № было возвращено по причине истечения пятилетнего срока, предусмотренного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Решением Комиссии от 7 ноября 2019 года № 150 заявление ООО «АЕ-Холдинг» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № было отклонено.
Административный истец просит восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 8 922 000 рубля, определенной по состоянию на 25 апреля 2014 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 2 197 000 рублей, определенной по состоянию на 30 октября 2017 года.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «АЕ-Холдинг» Мурзин Д.С., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Ходатайствовал о восстановлении срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, ссылаясь на то, что до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) Зоркина И.В., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела, указала на то, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № было возвращено административному истцу, поскольку в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» такое заявление может быть подано в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не позднее пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № решением Комиссии от 7 ноября 2019 года № 150 было отклонено, поскольку отличие рыночной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости составляло 92,4%, а оформление и содержание отчета об оценке не соответствовало требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], администрация города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], администрации города Красноярска, департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель административного истца ООО «АЕ-Холдинг» Мурзин Д.С. не возражал.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Судом установлено, что ООО «АЕ-Холдинг» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13 мая 2014 года, согласно которому право собственности зарегистрировано 03 февраля 2012 года (т. 1 л.д. 14).
Кроме того, на основании договора аренды земельного участка от 12 сентября 2018 года № 725 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, передан департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска ООО «АЕ-Холдинг» в аренду с 22 августа 2018 года по 21 августа 2021 года (т. 1 л.д. 15-25).
По условиям указанного договора аренды административный истец обязан вносить арендную плату за пользовании земельным участком, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого земельного участка.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 30 октября 2017 года составляет 28 788 912 рублей 09 копеек, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25 апреля 2014 года составляет 42 787 607 рублей 26 копеек.
Дата внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в ЕГРН – 21 декабря 2017 года, земельного участка с кадастровым номером № – 25 апреля 2014 года (т. 1 л.д. 26, 27).
Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов [СКРЫТО] [СКРЫТО]».
10 октября 2019 года (вх. № 49632) ООО «АЕ-Холдинг» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21 ноября 2011 года № 453, с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, № с приложением необходимых для этого документов (т. 1 л.д. 28-30, 31-32).Уведомлением Комиссии от 14 октября 2019 года № 668 заявление ООО «АЕ-Холдинг» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № было возвращено в связи с истечением пятилетнего срока, предусмотренного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (т. 1 л.д. 133-134).
Решением Комиссии от 7 ноября 2019 года № 150 заявление ООО «АЕ-Холдинг» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № было отклонено по тем основаниям, что отличие рыночной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости составляло 92,4%, а оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (т. 1 л.д. 28-30).
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец представил в суд отчеты об оценке № 89/2019 и № 90/2019 от 20 сентября 2019 года, выполненные ООО «Оценка и Консалтинг» (оценщик Киселева Т.А.), согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 30 октября 2017 года составляет 2 197 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25 апреля 2014 года составляет 8 922 000 рубля,
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Оформление и содержание отчетов об оценке № 89/2019 и № 90/2019 от 20 сентября 2019 года соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчетах, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 30 октября 2017 года составляет 2 197 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25 апреля 2014 года составляет 8 922 000 рубля.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, для определения выкупной цены либо арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также в иных случаях предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка земель, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №, № должна быть определена равной их рыночной стоимости, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения ООО «АЕ-Холдинг» с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № следует считать дату поступления соответствующих заявлений в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 10 октября 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление общества ограниченной ответственностью «АЕ-Холдинг» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 8 922 000 рубля, определенной по состоянию на 25 апреля 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 197 000 рублей, определенной по состоянию на 30 октября 2017 года.
Датой обращения общества ограниченной ответственностью «АЕ-Холдинг» с заявлениями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № считать 10 октября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья [СКРЫТО] краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 19 декабря 2019 года.
Дело № 3А-856/2019
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
18 декабря 2019 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой Е.О.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «АЕ-Холдинг» Мурзина Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-856/2019 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «АЕ-Холдинг» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление общества ограниченной ответственностью «АЕ-Холдинг» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 8 922 000 рубля, определенной по состоянию на 25 апреля 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 197 000 рублей, определенной по состоянию на 30 октября 2017 года.
Датой обращения общества ограниченной ответственностью «АЕ-Холдинг» с заявлениями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № считать 10 октября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья [СКРЫТО] краевого суда Д.В. Андриишин