Дело № 3а-594/2018 ~ М-621/2018, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Красноярский краевой суд (Красноярский край)
Дата поступления 26.10.2018
Дата решения 18.12.2018
Категория дела Об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований
Судья Малякин Андрей Викторович
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Судебное решение Есть
ID 4cab7904-9db9-3300-a79f-093022497442
Стороны по делу
Истец
******** ************* ****
Ответчик
********** ******** ***** ********* ************* ****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 3а-594/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск. 18 декабря 2018 г.

Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,

при секретаре Анеховой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании не действующими отдельных положений Устава Есаульского сельсовета Березовского района [СКРЫТО] [СКРЫТО],

установил:

решением Есаульского сельского Совета депутатов от 3 ноября 2000 г. № 31 принят Устав Есаульского сельсовета Березовского района [СКРЫТО] [СКРЫТО] (далее также – Устав).

Устав, в редакции решения Есаульского сельского Совета депутатов от 18 мая 2017 г. № 5-1, зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 20 июня 2017 г. и опубликован 28 июня 2017 г. в газете «Вестник Есаульского сельсовета» № 7.

Заместитель прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением (уточнённым в ходе рассмотрения дела) о признании не действующими следующих положений Устава:

- пункта 7 статьи 4, согласно которому нормативные акты органов и должностных лиц органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), в части не предусматривающей порядок опубликования соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления;

- подпункта 20 пункта 1 статьи 7, которым к вопросам местного значения сельсовета отнесена организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек сельсовета; а также подпункта 12 пункта 2 этой статьи, в силу которого сельсовет наделен правом на решение такого вопроса, не отнесенного к вопросам местного значения поселений, как создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, установленных федеральными законами;

- подпункта 3 пункта 2 статьи 7.2, из которого следует, что к полномочиям администрации Есаульского сельсовета относится организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

- пункта 3 статьи 17, в соответствии с которым правовые акты главы сельсовета, кроме указанных в пункте 4 настоящей статьи, вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не определено иное; а также пункт 4 этой статьи, в котором указано, что нормативные правовые акты главы сельсовета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), в части, допускающей возможность вступления в силу со дня подписания правовых актов, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления;

- пункта 1 статье 20, содержащего перечень вопросов, относящиеся к компетенции Есаульского сельского Совета депутатов, в части, не предусматривающей в качестве компетенции Совета депутатов утверждение правил благоустройства территории муниципального образования;

- пунктов 1, 3 статьи 26.2, устанавливающих пенсию за выслугу лет для лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе не менее шести лет и получавших денежное вознаграждение за счёт средств местного бюджета, прекративших исполнение полномочий (в том числе досрочно), в части закрепления права на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, назначенных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»;

- подпункта 1.7 пункта 1 статьи 29, исходя из которого, к компетенции администрации сельсовета относится организацию местных лотерей и, с согласия Совета депутатов, местных займов, в части отнесения к компетенции администрации сельсовета организации местных лотерей;

- пункта 2 статьи 36, в котором перечислены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на публичные слушания, в части не закрепления положений об обязанности выносить на публичные слушания проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

- подпункта 2.1 пункта 2 статьи 36, в силу которого на публичные слушания должны выносится проект устава сельсовета, а также проект решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закреплённых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в части, допускающей не вынесения на публичные слушания проекта решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в устав сельсовета в целях его приведения в соответствие с Конституции Российской Федерации, федеральными законами, уставом или законами [СКРЫТО] [СКРЫТО] в случае внесения изменений в форме неточного воспроизведения положений указанных нормативных правовых актов;

- пункта 3 статьи 57, регулирующего вопросы, касающиеся порядка разработки проекта устава сельсовета, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав сельсовета, в части, не требующей официального опубликования (обнародования) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае внесения изменений в форме неточного воспроизведения Конституции Российской Федерации, федеральных законов,

- абзаца 2 пункта 5 статьи 57, определяющего порядок вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в устав сельсовета и изменяющих структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления, в части вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в устав муниципального образования в случаях приведения устава в соответствие с федеральными законами;

Оспариваемые положения Устава, по мнению административного истца, противоречат Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебное заседание представители административного ответчика и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав объяснения заместителя прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Нарковского О.Д., поддержавшего заявленные требования, исследовав материалы дела, Красноярский краевой суд пришел к следующим выводам.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 17 этого закона установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Как следует из положений части 4 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 43 данного федерального закона, устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В статье 44 названного федерального закона закреплены положения о том, что устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования (часть 3); уставом муниципального образования должны определяться в числе прочего: перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования (часть 1); уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2).

Устав Есаульского сельсовета Березовского района [СКРЫТО] [СКРЫТО] принят представительным органом муниципального образования. Как сам Устав, так и внесённые в него изменения зарегистрированы и опубликованы в установленном порядке.

Согласно частям 1 и 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Исходя из закреплённых в статье 14 Устава полномочий главы сельсовета, это должностное лицо вправе издавать муниципальные правовые акты, в том числе и акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также подписывать соглашения, заключаемые с другими органами местного самоуправления.

При этом буквальное толкование пункта 7 статьи 4, пунктов 3 и 4 статьи 17 Устава позволяет говорить о том, что после официального опубликования (обнародования) вступают в силу лишь те правовые акты главы сельсовета, которые являются нормативными и затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина. Иные акты вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не определено иное.

Эти положения Устава не соответствуют приведённым выше нормам части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, так как допускают вступление в силу правовых актов главы сельсовета, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, до официального опубликованию (обнародования) таких правовых актов и соглашений.

Подпункт 20 пункта 1 статьи 7 Устава относит организацию библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек к вопросам местного значения Есаульского сельсовета, хотя из пункта 11 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек сельсовета является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Пунктом «з» статьи 1 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 1 декабря 2014 г. № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями [СКРЫТО] [СКРЫТО]» за сельскими поселениями [СКРЫТО] [СКРЫТО] до 1 января 2016 г. были закреплены вопросы организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения. После указанной даты данный вопрос за сельскими поселениями законами [СКРЫТО], в том числе вступившим в силу с 1 января 2016 г. Законом [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 15 октября 2015 г. № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями [СКРЫТО] [СКРЫТО]», не закреплялся.

При таком положении, организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек Есаульского сельсовета относится в настоящее время к компетенции Березовского района [СКРЫТО] [СКРЫТО], а положения подпункта 20 пункта 1 статьи 7 Устава, включающие указанный вопрос в перечень вопросов местного значения сельсовета, вошли в противоречие с пунктом 11 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Также к компетенции муниципального района отнесено создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 13 части 1 статьи 15.1 Федерального закона № 131-ФЗ), поэтому закрепление указанного правомочия за Есаульским сельсоветом в подпункте 12 пункта 2 статьи 7 Устава является незаконным.

Подпункт 3 пункта 2 статьи 7.2 Устава относит к полномочиям администрации Есаульского сельсовета организацию и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, а подпункт 1.7 пункта 1 статьи 29 Устава к компетенции администрации сельсовета относит также организацию местных лотерей и, с согласия Совета депутатов, местных займов.

Однако из положений пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вытекает, что организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждена Правительством Российской Федерации (в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215), не распространяется на муниципальный контроль, осуществляемый уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях.

Что же касается лотерей, то их организатором в силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» может выступать лишь федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Администрация сельсовета полномочиями по организации лотерей не наделена.

Следовательно, оспариваемые административным истцом положения подпункта 3 пункта 2 статьи 7.2, подпункта 1.7 пункта 1 статьи 29 Устава противоречит приведенными выше нормами федеральных законов.

В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 35 Федерального закона
№ 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, тогда как в пункте 1 статьи 20 Устава, содержащей исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к компетенции Есаульского сельского Совета депутатов, вопрос об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования отсутствует. Причем подпунктом 1.10 пункта 1 статьи 29 Устава предусмотрено, что к компетенции администрации сельсовета относится решение иных вопросов местного значения, находящихся в ведении сельсовета и не отнесенных настоящим уставом к компетенции Совета депутатов или главы сельсовета, из чего можно сделать вывод об отнесении вопроса об утверждении правил благоустройства территории Есаульского сельсовета к компетенции администрации сельсовета.

В этой связи пункт 1 статьи 20 Устава в той мере, в какой его положения не относят утверждение правил благоустройства территории муниципального образования к исключительной компетенции Есаульского сельского Совета депутатов, не отвечает требованиям пункта 11 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

На основании части 1 статьи 8 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 26 июня 2008 г. № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае» лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее шести лет и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, прекратившие исполнение полномочий (в том числе досрочно), могут иметь право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В части 4 данной статьи указано, что пенсия за выслугу лет, выплачиваемая за счет средств местного бюджета, может быть установлена в таком размере, чтобы сумма страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», пенсии по государственному пенсионному обеспечению и пенсии за выслугу лет составляла не более 45 процентов ежемесячного денежного вознаграждения, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в иных местностях [СКРЫТО] с особыми климатическими условиями, при наличии срока исполнения полномочий по муниципальной должности шесть лет. Размер пенсии за выслугу лет может увеличиваться на четыре процента ежемесячного денежного вознаграждения за каждый последующий год исполнения полномочий по муниципальной должности, при этом сумма страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в иных местностях [СКРЫТО] с особыми климатическими условиями.

В статье 26.2 Устава содержатся положения о том, что лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе не менее шести лет и получавшие денежное вознаграждение за счёт средств местного бюджета, прекратившие исполнение полномочий (в том числе досрочно), имеют право на пенсию за выслуга лет, устанавливаемую к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, назначенной в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 1). Пенсии за выслугу лет, выплачиваемая за счёт средств местного бюджета, устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии (государственной пенсии) и пенсии за выслугу лет составляла 45 процентов ежемесячного денежного вознаграждения, с учётом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районная Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в иных местностях [СКРЫТО] с особыми климатическими условиями, при наличии срока исполнения полномочий по муниципальной должности шесть лет. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на четыре процента ежемесячного денежного вознаграждения за каждый последующий год исполнения полномочий по муниципальной должности, при этом сумма трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения (пункт 3).

Таким образом, статья 26.2 Устава предусматривает право лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе не менее шести лет и получавших денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, прекративших исполнение полномочий (в том числе досрочно), на пенсию за выслугу лет, что не противоречит закону, однако согласно пункту 1 данной статьи указанная пенсия устанавливается не к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», – как это определено законом [СКРЫТО] – а к трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в части, ему не противоречащей (часть 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Используемая в пункте 1 статьи 26.2 Устава терминология и ссылка на нормативный правовой акт, не подлежащий применению, создаёт неопределённость в вопросе о содержании права на пенсию за выслугу лет для лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе не менее шести лет и получавших денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, прекративших исполнение полномочий (в том числе досрочно).

Эта неопределённость порождает неоднозначное толкование и положений пункта 3 статьи 26.2 Устава, регулирующих вопросы размера пенсии, указанной в пункте 1 данной статьи. Обозначенные в пункте 3 статьи 26.2 Устава предельные размеры пенсии за выслугу лет определены суммой трудовой пенсии (государственной пенсии) и пенсии за выслугу лет, тогда как приведённые выше положения части 4 статьи 8 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 26.06.2008 г. № 6-1832 связывают эти размеры с иными составляющими (сумма страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», пенсии по государственному пенсионному обеспечению и пенсии за выслугу лет).

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным; если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 г. №, от 11 ноября 2003 г. № и от 21 января 2010 г. № 1-П указывал, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями,
а значит – к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Поскольку взаимосвязанные положения пунктов 1 и 3 статьи 26.2 Устава в части закреплённого в них права на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к трудовой пенсии (трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности), не обладают требованиям определённости, они должны быть признаны не действующими.

Оспариваемые прокурором положения подпункта 2.1 пункта 2 статьи 36 Устава предусматривают возможность не вынесения на публичные слушания проекта нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, если изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закреплённых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Вместе с тем, согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона
№ 131-ФЗ на публичные слушания должны выносится проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

С указанными нормативными предписаниями не согласуются положения подпункта 2.1 пункта 2 статьи 36 Устава, поскольку они по своему смыслу позволяют не выносить на публичные слушания проект муниципального нормативного правового акта о внесении в устав сельсовета изменений и дополнений, которые, хотя и вносятся в целях приведения закреплённых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, но точно не воспроизводят положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, устава или законов [СКРЫТО] [СКРЫТО].

В то же время, суд не может согласиться с доводами административного истца о противоречии федеральному закону пункта 2 статьи 36 Устава в части не закрепления положений, предусмотренных пунктом 2.1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, об обязательном вынесении на публичные слушания проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Из содержания статьи 36 Устава усматривается, что установленный в её пункте 2 перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, не является исчерпывающим. В пункте 3 данной статьи прямо указано, что на публичные слушания могут выноситься и иные вопросы. Значит, само по себе отсутствие в пункте 2 статьи 36 Устава положений об обязательном вынесении на публичные слушания проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования не может противоречить нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обоснованными следует признать доводы административного истца о частичном несоответствии Федеральному закону № 131-ФЗ положений статьи 57 Устава.

Так, из пункта 3 статьи 57 Устава следует, что проект устава сельсовета, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав сельсовета не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения Советом депутатов вопроса о принятии устав сельсовета, внесении изменений и дополнений в устав сельсовета подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленном Советом депутатов порядка учета предложений по проекту устава, проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав сельсовета, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава сельсовета в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

В силу абзаца 2 пункта 5 этой же статьи изменения и дополнения, внесенные в устав сельсовета и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий Совета депутатов, принявшего нормативный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Между тем, часть 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривая необходимость обязательного официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования, проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении, устанавливает, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Вопреки указанным правовым нормам положения Устава, содержащиеся в его пункте 3 статьи 57, позволяют не осуществлять официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав сельсовета, а также порядка участия граждан в его обсуждении во всех случаях, когда указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава сельсовета в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а не только тогда, когда эти изменения точно воспроизводят положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, устава или законов [СКРЫТО] [СКРЫТО].

В соответствии с частью 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Данным требованиям федерального закона не в полной мере отвечают положения абзаца 2 пункта 5 статьи 57 Устава, по смыслу которых общее правило о том, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего соответствующий муниципальный правовой акт, содержат исключение, ограничивающееся случаями изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления.

Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами не названо в числе обстоятельств, исключающих применение названного общего правила, а значит, абзац 2 пункта 5 статьи 57 Устава предполагает, что и в том случае, когда этот устав приводится в соответствие с федеральными законами, внесенные в него изменения и дополнения, изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления, вступают в силу лишь после истечения срока полномочий Совета депутатов, принявшего правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений, а это прямо противоречит части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ.

На основании части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учётом вышеизложенного, Красноярский краевой суд считает необходимым административный иск удовлетворить частично, признав не действующими со дня вступления решения суда в законную силу положения подпункта 20 пункта 1, подпункта 12 пункта 2 статьи 7, подпункта 3 пункта 2 статьи 7.2 Устава, а также положения пункта 7 статьи 4, пунктов 3, 4 статьи 17, пункта 1 статьи 20, пунктов 1, 3 статьи 26.2, подпункта 1.7 пункта 1 статьи 29, подпункта 2.1 пункта 2 статьи 36, пункта 3 и абзаца 2 пункта 5 статьи 57 Устава в соответствующей части.

В удовлетворении требований о признании не действующим пункта 2 статьи 36 Устава в части не закрепления положений об обязанности выносить на публичные слушания проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] удовлетворить частично.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Устава Есаульского сельсовета Березовского района [СКРЫТО] [СКРЫТО]:

пункт 7 статьи 4, пункты 3 и 4 статьи 17 в той мере, в какой они допускают вступление в силу правовых актов главы сельсовета, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, до официального опубликования (обнародования) таких правовых актов и соглашений;

подпункт 20 пункта 1, подпункт 12 пункта 2 статьи 7;

подпункт 3 пункта 2 статьи 7.2;

пункт 1 статьи 20 в той мере, в какой данные положения не относят утверждение правил благоустройства территории муниципального образования к исключительной компетенции Есаульского сельского Совета депутатов;

пункты 1 и 3 статьи 26.2 в части предоставления права на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к трудовой пенсии (трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности);

подпункт 1.7 пункта 1 статьи 29 в части отнесения к компетенции администрации сельсовета организации местных лотерей;

подпункт 2.1 пункта 2 статьи 36 в той мере, в какой данные положения позволяют не выносить на публичные слушания проект муниципального нормативного правового акта о внесении в устав сельсовета изменений и дополнений, точно не воспроизводящих положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, устава или законов [СКРЫТО] [СКРЫТО];

пункт 3 статьи 57 в той мере, в какой данные положения позволяют официально не опубликовывать (обнародовать) порядок учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав сельсовета, а также порядок участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения, точно не воспроизводящие положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, устава или законов [СКРЫТО] [СКРЫТО];

абзац 2 пункта 5 статьи 57 в той мере, в какой эти положения предполагают, что изменения и дополнения, внесенные в устав сельсовета и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий Совета депутатов, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений, и в том случае, когда устав муниципального образования приводится в соответствие с федеральными законами.

В удовлетворении требований заместителя прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании не действующим пункта 2 статьи 36 Устава Есаульского сельсовета Березовского района [СКРЫТО] [СКРЫТО] в части не закрепления положений об обязанности выносить на публичные слушания проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования отказать.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете «Глава сельсовета».

Решение суда может быть обжаловано через Красноярский краевой суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья [СКРЫТО] краевого суда А.В. Малякин.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Красноярский краевой суд (Красноярский край) на 26.10.2018:
Дело № 33-16670/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.11.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Макурин Владимир Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-16585/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.11.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Жуль Андрей Васильевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-16675/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.11.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гришина Вера Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-17044/2018, апелляция
  • Дата решения: 14.11.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Потехина Оксана Борисовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-16713/2018, апелляция
  • Дата решения: 12.11.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шиверская Анна Константиновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № М-623/2018, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пашковский Дмитрий Иванович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-16689/2018, апелляция
  • Дата решения: 12.11.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сударькова Елена Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-16639/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.11.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гареева Елена Борисовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-16625/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.11.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Белякова (Ломова) Наталия Витальевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-16584/2018, апелляция
  • Дата решения: 07.11.2018
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сударькова Елена Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4А-956/2018, надзор
  • Решение: Передано в кассационную инстанцию
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-955/2018, надзор
  • Дата решения: 14.12.2018
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4А-954/2018, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-951/2018, надзор
  • Решение: Передано в кассационную инстанцию
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № П4А-752/2018 [П4А-5/2019], надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4А-953/2018, надзор
  • Дата решения: 26.12.2018
  • Решение: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7п-489/2018, апелляция
  • Дата решения: 08.11.2018
  • Решение: Отменено с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лазовский Сергей Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4А-960/2018, надзор
  • Дата решения: 27.11.2018
  • Решение: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4А-957/2018, надзор
  • Дата решения: 14.12.2018
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4А-952/2018, надзор
  • Дата решения: 14.12.2018
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-6954/2018, апелляция
  • Дата решения: 13.12.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Рубан Елена Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-7020/2018, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Завгородняя Светлана Алексеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-6973/2018, апелляция
  • Дата решения: 22.11.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Запасова Анна Петровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-6972/2018, апелляция
  • Дата решения: 22.11.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Завгородняя Светлана Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-6971/2018, апелляция
  • Дата решения: 20.11.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бахматова Наталья Валерьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-6943/2018, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Рубан Елена Ивановна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-7004/2018, апелляция
  • Дата решения: 13.12.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Рубан Елена Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-7005/2018, апелляция
  • Дата решения: 13.11.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Золотой Вячеслав Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-6952/2018, апелляция
  • Дата решения: 20.11.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Крынин Евгений Дмитриевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-7008/2018, апелляция
  • Дата решения: 22.11.2018
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Верхотуров Игорь Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № К-2-590/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 30.10.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Артеменко Андрей Геннадьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № К-2-591/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 30.10.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Артеменко Андрей Геннадьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № К-2-592/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 30.10.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пурсаков Михаил Юрьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № К-2-593/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 30.10.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пурсаков Михаил Юрьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № К-2-594/2018, первая инстанция
  • Дата решения: 30.10.2018
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пурсаков Михаил Юрьевич
  • Судебное решение: НЕТ