Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 10.07.2019 |
Дата решения | 12.08.2019 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Малякин Андрей Викторович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 187c5d35-f739-3efc-bc67-23684c35aad3 |
Дело № 3а-531/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск. 12 августа 2019 г.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре Анеховой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью ПФ «Мясопотам» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью ПФ «Мясопотам» (далее также – ООО ПФ «Мясопотам») обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка с кадастровым номером № расположенного <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3 852 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 20 583 073 рубля 62 копейки, то есть значительно превышает его рыночную стоимость, а это влечёт взимание необоснованно высокой арендной платы.
Также административным истцом заявлены требования о взыскании с административного ответчика понесенных по настоящему делу судебных расходов в размере 32 000 рублей.
В судебное заседание представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ООО ПФ «Мясопотам»
Рыжаковой А.В., поддержавшей заявленное требование, исследовав материалы дела, Красноярский краевой суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть установлена как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и в результате рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости (часть 3 статьи 3). Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены, в частности, юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности данных лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1 статьи 24.18). Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (часть 11 статьи 24.18).
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, передан департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в аренду
ООО ПФ «Мясопотам» сроком до 4 апреля 2021 года. По условиям заключенного сторонами договора аренды от 6 апреля 2011 года № 497 (с учетом дополнений от 30 июля 2018 года №2052) арендатор обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, названный земельный участок входит в состав земель населенных пунктов; его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2011 г. составляет 20583 073 рубля 62 копейки.
Из отчёта оценщика от 27 июня 2019 г. № 12324 усматривается, что рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г., то есть на дату определения его кадастровой стоимости, составляет 3 852 000 рубля.
У суда нет оснований не согласиться с выводами оценщика. Доказательств, опровергающих эти выводы, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено.
ООО ПФ «Мясопотам» является плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Следовательно, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие его действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением
ООО ПФ «Мясопотам» обратилось по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов [СКРЫТО] [СКРЫТО], однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
С учётом приведённых выше обстоятельств, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
Требования ООО ПФ «Мясопотам» о возложении на административного ответчика обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости рыночную стоимость земельного участка заявлены излишне и не могут быть разрешены по существу, поскольку решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является достаточным основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В связи с удовлетворением административного иска заявленные
ООО ПФ «Мясопотам» и документально подтверждённые судебные расходы в силу статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию с Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Административным истцом подтверждено, что за подачу административного искового заявления им по платёжному поручению от 9 июля 2019г. № 136 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей, а за услуги по оценке рыночной стоимости земельного участка оплачено 30 000 рублей согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от 17 июня 2019 года. Всего, таким образом, административным истцом понесены судебные расходы в размере 32 000 рублей.
Доказательств, свидетельствующих о превышении затрат административного истца на оплату услуг оценщика тем расходам, которые обычно взымаются за аналогичные услуги, административным ответчиком не представлено.
Суд не может согласиться с доводами Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], изложенными в письменных возражениях на административное исковое заявление, о том, что понесенные административным истцом расходы не подлежат взысканию с административного ответчика.
Оспоренная ООО ПФ «Мясопотам» кадастровая стоимость земельного участка, определённая на основании результатов государственной кадастровой оценки, значительно отличается от его действительной рыночной стоимости, что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к данным объектам.
При таких обстоятельствах, с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 20-п, административному истцу не может быть отказано в возмещении судебных расходов.
При этом судебные расходы в данном случае подлежат взысканию с Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], как органа, утвердившего оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости (пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
административный иск общества с ограниченной ответственностью
ПФ «Мясопотам» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3 852 000 рублей, определённой по состоянию на 1 января 2011 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать 2 июля 2019 года.
Взыскать с Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] в пользу общества с ограниченной ответственностью ПФ «Мясопотам» в счёт возмещения судебных расходов 32 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию [СКРЫТО] краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья [СКРЫТО] краевого суда А.В. Малякин