Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 30.04.2019 |
Дата решения | 08.07.2019 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Пашковский Дмитрий Иванович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 3411059e-1ccb-3842-8c8c-acd8f2591276 |
120а
3а-423/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 08 июля 2019 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи [СКРЫТО] краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Мамаеве А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Ирина» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Ирина» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6 619 864 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка в размере 23 765 311,76 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, чем затронуты права административного истца, уплачивающего арендную плату, рассчитанную с использованием кадастровой стоимости.
Просило об установлении кадастровой стоимости указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости 2 788 000 руб. по состоянию на 29.08.2016 г.
В судебное заседание истец, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю Богданчикова Е.А., действующая на основании доверенности, направила в адрес суда письменные пояснения, в которых оставила вопрос об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Администрации Идринского района [СКРЫТО] [СКРЫТО] Орешков А.А., действующий на основании доверенности, направил в адрес суда возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Как установлено судом, <дата> между Агентством по управлению государственным имуществом [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующим в качестве арендодателя и ООО «Ирина», действующим в качестве арендатора, был заключен договор № (л.д. 18-20), предметом которого явилась аренда земельных участков, расположенных на территории <адрес>, в том числе, земельного участка с кадастровым номером № площадью 6 619 864 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 2.2 договора, размер арендной платы в год составляет 400 205,0 руб. и определен в соответствии с результатами проведённого аукциона.
Пунктом 2.5 договора установлено, что размер арендной платы пересматривается в случаях, обусловленных нормативными правовым актами Российской Федерации, [СКРЫТО] [СКРЫТО], органов местного самоуправления, в том числе, при утверждении результатов государственной кадастровой оценки участков, при изменении ставок земельного налога, а также коэффициентов, учитываемых при расчете размера арендной платы. В случаях, указанных в настоящем пункте, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в одностороннем порядке.
<дата> между Агентством по управлению государственным имуществом [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующим в качестве арендодателя и ООО «Ирина», действующим в качестве арендатора, был заключен договор № (с учетом дополнительного соглашения от <дата>), по условиям которого арендодатель передал арендатору в аренду земельные участки, в том числе, земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 9-11).
В соответствии с пунктом 2.1 договора, арендная плата за участки определена на основании договора аренды от <дата> №
Ежегодно размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующие очередной финансовый год и плановый период (пункт 2.2 договора).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата> следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 23 765 311,76 руб. (л.д. 7).
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 30 ноября 2012 года № 629-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения [СКРЫТО] [СКРЫТО]».
<дата> ООО «Ирина» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21.11.2011 N П/453 с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № с приложением необходимых для этого документов.
Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от <дата> № заявление ООО «Ирина» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости, было возвращено, в связи с пропуском срока подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, установленного ст. 24.18 Закона об оценке (л.д. 8).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № от <дата>, выполненный <данные изъяты> в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на <дата> в размере 2 788 000 руб.
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследован отчет об оценке № от <дата>, и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете об оценке, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 2 788 000 руб. не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельного участка подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Суд учитывает, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, переданного по договору аренды № (с учетом дополнительного соглашения от <дата>). Размер арендной платы по указанному договору определен на основании положений договора аренды № от <дата>
В свою очередь, условиями договора аренды № от <дата> (пункт 2.5) предусмотрена возможность пересмотра размера арендной платы при утверждении результатов государственной кадастровой оценки участков.
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела установлен факт несоразмерности содержащихся в Едином государственном реестре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № его рыночной оценке, что свидетельствует о недостоверности таких сведений, с учетом того обстоятельства, что условиями договора аренды, заключенного с административным истцом, предусмотрена возможность изменения размера арендной платы при изменении кадастровой стоимости земельных участков, суд приходит к выводу о том, что административный истец ООО «Ирина» было вправе обратиться в суд с настоящими административными исковыми требованиям об оспаривании результатов кадастровой оценки.
Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, не соответствующие его действительной рыночной стоимости затрагивает права административного истца, которые подлежат защите путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена равной рыночной в размере 2 788 000 руб., определенной по состоянию на <дата>.
Рыночная стоимость указанного выше земельного участка подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № следует считать дату поступления соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «Ирина», – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 6 619 864 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 2 788 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию [СКРЫТО] краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья [СКРЫТО] краевого суда Д.И. Пашковский