Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 25.03.2022 |
Дата решения | 27.06.2022 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований |
Судья | Андриишин Денис Васильевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 7acea640-0d1d-385b-97fb-d4cd62767b8e |
24OS0000-01-2022-000203-78
Дело № 3А-412/2022
015а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2022 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Ачинская районная сетевая компания» Диденко О.М., представителей министерства тарифной политики Красноярского края Струковой К.А., Якоби Д.Ф., прокурора Дмитриева И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-412/2022 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Ачинская районная сетевая компания» о признании не действующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 6 декабря 2021 года № 185-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Ачинская районная сетевая компания» (Ачинский район, п. Малиновка, ИНН 2443041289)»,
У С Т А Н О В И Л:
6 декабря 2021 года министерством тарифной политики Красноярского края принят приказ № 185-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Ачинская районная сетевая компания» (Ачинский район, п. Малиновка, ИНН 2443041289)» (далее – Приказ от 6 декабря 2021 года № 185-п).
Приложением № 5 к Приказу от 6 декабря 2021 года № 185-п установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Ачинская районная сетевая компания» (далее - ООО «Ачинская РСК») по СЦТ № 3 «Белоярский сельсовет, Ястребовский сельсовет».
Приложением № 6 к Приказу от 6 декабря 2021 года № 185-п установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО «Ачинская РСК» по СЦТ № 3 «Белоярский сельсовет, Ястребовский сельсовет».
Пунктом 2 Приказа от 6 декабря 2021 года № 185-п определено, что тарифы, установленные данным приказом, действуют со дня вступления приказа в законную силу по 31 декабря 2021 года.
Приказ от 6 декабря 2021 года № 185-п опубликован 15 декабря 2021 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», № 95 и 8 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с пунктом 3 данного Приказа он вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования.
ООО «Ачинская РСК» обратилось с административным иском (с учетом уточнения) о признании не действующими приложения № 5 и № 6 к Приказу от 6 декабря 2021 года № 185-п и о возложении обязанности на министерство тарифной политики Красноярского края принять новый нормативный правовой акт с применением объема реализации тепловой энергии на территории с. Белый Яр и с. Ястребово Ачинского района Красноярского края в размере 2,88 тыс. Гкал, согласно структуры потребления тепловой энергии. Просит взыскать судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Требования административного иска мотивированы тем, что ООО «Ачинская РСК» с 12 июля 2021 года является ресурсоснабжающей организацией на территории Ачинского района Красноярского края. По мнению административного истца, оспариваемый приказ противоречит законодательству в сфере тарифного регулирования. При расчете тарифов ООО «Ачинская РСК» предъявила в орган регулирования объём реализации тепловой энергии для потребителей с. Белый Яр и с. Ястребове Ачинского района Красноярского края на 2021-2022 годы в размере 2,14 тыс. Гкал согласно реестру заключенных договоров, однако орган регулирования при установлении тарифов на 2021-2022 годы включил объём реализации тепловой энергии предыдущей регулируемой организации МУП «РКК» в размере 3,65 тыс. Гкал, который не соответствует фактическому объему и утвержденной схеме теплоснабжения. Неверное определение объема реализации тепловой энергии привело к установлению экономически необоснованных тарифов и нарушению прав административного истца.
Представитель ООО «Ачинская РСК» Диденко О.М., действующая на основании доверенности, настаивала на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что в настоящее время у потребителей тепловой энергии на территории Белоярского и Ястребовского сельсоветов имеется задолженность перед ООО «Ачинская РСК» по оплате тепловой энергии и при разрешении споров о взыскании задолженности будут применяться тарифы, установленные оспариваемым приказом.
Представители Министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) Струкова К.А., Якоби Д.Ф., действующие на основании доверенности, просили в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на то, что оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Министерства, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Дмитриев И.Г. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в сфере теплоснабжения регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Полномочиями по регулированию указанных тарифов наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере теплоснабжения.
Пунктом 3.9 данного Положения к компетенции Министерства отнесено установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям
Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).
Основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения и регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций; обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункты 5 и 6 части 1 статьи 3, пункты 1 и 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования, определённого в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
На основании пункта 9 Методических указаний при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объёмах полезного отпуска тепловой энергии расчётный объём полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III Методических указаний и Основами ценообразования.
В силу пункта 21 Методических указаний объём полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учётом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключённых между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объёме полезного отпуска за 3 предыдущих расчётных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.
Судом установлено, что ООО «Ачинская РСК» с 12 июля 2021 года является ресурсоснабжающей организацией на территории Ачинского района Красноярского края.
13 октября 2021 года ООО «Ачинская РСК» обратилось в Министерство с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год методом экономически обоснованных расходов, представив в орган регулирования обосновывающие документы и заявив объём полезного отпуска тепловой энергии для потребителей с. Белый Яр и с. Ястребово Ачинского района Красноярского края на 2021-2022 годы в размере 2,74 тыс. Гкал.
Согласно экспертному заключению по делу об установлении тарифов (цен) № 115-21п на 2021 год (далее – Экспертное заключение), орган регулирования определил объём полезного отпуска тепловой энергии ООО «Ачинская РСК» в размере 3,65 тыс. Гкал по данным предыдущей организации - МУП «РКК», осуществлявшей ранее регулируемую деятельность на вышеуказанной территории.
Такой способ определения полезного отпуска тепловой энергии аргументирован Министерством тем, что ООО «Ачинская РСК» не представило договоры поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, заключенные с потребителями, а также отсутствием актуальных схем теплоснабжения и программ комплексного развития территории.
В материалах тарифного дела не имеется схем теплоснабжения и программ комплексного развития территории, включающих в себя информацию об осуществлении ООО «Ачинская РСК» регулируемой деятельности на территории Белоярского и Ястребовского сельсоветов Ачинского района
На официальном сайте администрации Ачинского района размещена схема теплоснабжения с. Белый Яр, в которой отсутствуют данные о полезном отпуске тепловой энергии (в графе 5.2 «Полезный отпуск» таблицы 2.10.1 «Среднеотпускные тарифы на отпуск и передачу тепловой энергии» - «Нет данных»).
В таблице 2.10.2 «Годовой баланс производства и реализации тепловой энергии» схемы теплоснабжения с. Ястребово указан объём полезного отпуска в размере 0,81 тыс. Гкал, который определен на 2010-2014 года для ООО «ПромСтройРесурс».
Пунктом 36 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.
С учетом изложенного вышеуказанные схемы теплоснабжения правомерно не учтены Министерством при определении объёма полезного отпуска тепловой энергии ООО «Ачинская РСК» на 2021 год.
Программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры Ястребовского и Белоярского сельсоветов Ачинского района Красноярского края на 2016-2026 годы сведений об объёме полезного отпуска не содержат.
Между тем, 17 ноября 2021 года административный истец направил на электронную почту teplo@mtp.krskstate.ru письмо с тремя файлами в формате «xls», «xlsx», именуемые как «_Реестр договоров АРСК (2).xlsx», «с. Белый Яр.xls», «с. Ястребово.xls».
Представленная суду бумажная версия файла «_Реестр договоров АРСК (2).xlsx» содержит сведения о заключении договоров с потребителями, находящихся на территории Белоярского и Ястребовского сельсоветов.
Министерством представлены в материалы дела 11 договоров, заключенных в августе-октябре 2021 года между ООО «Ачинская РСК» и потребителями тепловой энергии, находящимися на территории Белоярского и Ястребовского сельсоветов.
Согласно пояснениям представителей Министерства, данные договоры содержались в вышеуказанном письме.
Кроме того, административным истцом представлена копия письма директора ООО «Ачинская РСК» Колпакова В.В. от 26 октября 2021 года № 106 министру тарифной политики Красноярского края Пономаренко М.Ю. (входящий штамп Министерства – 27 октября 2021 года) с просьбой о принятии к рассмотрению дополнительных материалов для установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для Белоярского, Ключинского, Ястребовского сельсоветов, находящихся на обслуживании ООО «Ачинская РСК».
Приложением к данному письму, в числе прочего, является структура потребления тепловой энергии и воды на 2021 года с. Ястребово и с. Белый Яр, согласованная с заместителем главы Ачинского района и содержащая сведения о заключённых договорах, заявленной нагрузке и потреблении.
Судом отклоняются доводы Министерства о том, что документы, направленные 17 ноября 2021 года на электронную почту teplo@mtp.krskstate.ru, не подлежали учету, так как были направлены не на адрес электронной почты Министерства, указанный на официальном сайте.
Согласно пояснениям представителя Министерства адрес электронной почты teplo@mtp.krskstate.ru используется для оперативной связи регулируемой организации и специалиста Министерства, занимающегося изучением материалов, представленных регулируемой организацией в целях установления тарифов.
Из представленного скриншота переписки следует, что она велась между ООО «Ачинская РСК» и работником Министерства Черепановой Д.Я., которая согласно выписке из протокола заседания правления от 6 декабря 2021 № 87 состоит в должности главного специалиста отдела ценового регулирования электрической и тепловой энергии Министерства, присутствовала на заседании правления, являлась экспертом, составившим заключение по делу об установлении тарифов (цен) № 115-21п на 2021 год.
Содержание переписки подтверждает, что она носила двусторонний характер и велась исключительно по вопросам, связанным с установлением оспариваемого тарифа.
Согласно представленной переписке Черепанова Д.Я. также сообщила представителю ООО «Ачинская РСК» результаты заседания правления по утверждению тарифа посредством использования адреса электронной почты teplo@mtp.krskstate.ru.
Таким образом, ООО «Ачинская РСК» своевременно представило в орган регулирования договоры поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии и структуру потребления тепловой энергии и воды на 2021 года с. Ястребово и с. Белый Яр, однако данные документы не были учтены при определении объема полезного отпуска тепловой энергии и им не дана оценка в Экспертном заключении.
При наличии вышеназванных документов орган регулирования без их мотивированной оценки не вправе был определять объем полезного отпуска тепловой энергии по данным предыдущей регулируемой организации. В случае сомнений в достоверности и достаточности представленных сведений Министерство было вправе запросить дополнительные документы, но не игнорировать поступившие документы лишь по тем основаниям, что они представлены не на адрес электронной почты, размещенный на официальном сайте.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая изложенное, приложения № 5 и № 6 к Приказу от 6 декабря 2021 года № 185-п следует признать не действующими, как противоречащие требованиям Основ ценообразования и Методических рекомендаций.
Поскольку действие вышеуказанных положений нормативного правового акта ограничено периодом с момента вступления Приказа от 6 декабря 2021 года № 185-п в законную силу (18 декабря 2021 года) до 31 декабря 2021 года, то признание их не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В этой связи, суд полагает необходимым приложения № 5 и № 6 к Приказу от 6 декабря 2021 года № 185-п признать не действующими с момента принятия данного Приказа.
Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца о возложении на Министерство обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, установив срок для принятия такого акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска в части требований о возложении обязанности на Министерство принять нормативный правовой акт с применением определенного объема реализации тепловой энергии на территории с. Белый Яр и с. Ястребово Ачинского района Красноярского края, поскольку в рассматриваемой ситуации суд не вправе возложить обязанность на орган государственной власти принять нормативный правовой акт определенного содержания.
Поскольку решение состоялось в пользу административного истца, его судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4 500 рублей подлежат взысканию с органа, принявшего оспариваемые нормативные правовые акты – министерства тарифной политики Красноярского края (статья 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По мнению суда, по настоящему делу не имеется предусмотренных частью 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для вынесения Министерству частного определения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Ачинская районная сетевая компания» - удовлетворить частично.
Признать не действующими со дня принятия приложения № 5 и № 6 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 6 декабря 2021 года № 185-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Ачинская районная сетевая компания» (Ачинский район, п. Малиновка, ИНН 2443041289)».
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять заменяющий нормативный правовой акт.
Взыскать с министерства тарифной политики Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ачинская районная сетевая компания» судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В удовлетворении административного иска в части требований о возложении на министерство тарифной политики Красноярского края обязанности принять нормативный правовой акт с применением определенного объема реализации тепловой энергии на территории с. Белый Яр и с. Ястребово Ачинского района Красноярского края – отказать.
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 7 июля 2022 года