Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 08.05.2019 |
Дата решения | 26.06.2019 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Пашковский Дмитрий Иванович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | a7edc5c4-d73b-305f-abcd-0f9157dffbf3 |
120а
3а-403/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 26 июня 2019 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи [СКРЫТО] краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Мамаеве А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ситникова А.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Ситников А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, находящегося у него в собственности, земельного участка с кадастровым номером №, переданного административному истцу по договору аренды.
Заявленное требование мотивировал тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 674 390,06 руб. не соответствует его рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованного земельного налога.
Кроме того, кадастровая стоимость арендованного административным истцом земельного участка с кадастровым номером № в размере 8 336 892, 24 руб. также значительно превышает его рыночную стоимость, чем затронуты права административного истца, уплачивающего арендную плату, рассчитанную с использованием кадастровой стоимости.
Административный истец заявил ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Просил об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости равной 215 000 руб., об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости равной 2 522 000 руб.
В судебное заседание административный истец Ситников А.Г., представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Земельные участки с кадастровыми номерами №, № в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением, не вошли, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки эти участки не были сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости.
Поскольку [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов [СКРЫТО] [СКРЫТО], то суд считает заявленное представителем административного истца ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных выше земельных участков подлежащими удовлетворению, а срок восстановлению.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером № площадью 146 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение предприятий по техническому обслуживанию автомобилей IV-V класса вредности, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Ситникову А.Г., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 18).
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1626 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации нежилых зданий по обслуживанию автотранспорта, автомобильных моек, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, расположенный по адресу: <адрес> передан в аренду Ситникову А.Г. по договору № от <дата> (л.д. 9-17).
По условиям заключённого административным истцом договора аренды, арендатор обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка.
Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов [СКРЫТО] [СКРЫТО], по состоянию на 01.01.2011.
Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 22.11.2011 N 708-п, в том числе и земельного участка с кадастровым номером №, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 17.06.2013 Управлением Росреестра по Красноярскому краю.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата> следует, что
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату <дата> составляет 674 390,06 руб.,
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № на дату <дата> составляет 8 336 892,24 руб.,
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке №19 и № от <дата>, выполненные ООО «Оценочная компания «ПаритетЪ».
Согласно отчету № от <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 215 000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 2 522 000 руб. (л.д. 24-111).
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельных участков с кадастровыми номерами №, № оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследован отчет об оценке № от <дата> и установлено, что оформление и содержание данного отчета об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости земельных участков не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика относительно соответствующей величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № (215 000 руб.), № (2 522 000 руб.) не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Административный истец является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером №, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ).
Административный истец также является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, в связи с чем, вправе оспорить его кадастровую стоимость, от которой зависит размер арендной платы.
Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, № не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов недвижимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного,
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена равной рыночной в размере 215 000 руб., определенной по состоянию на <дата>;
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена равной рыночной в размере 2 522 000 руб., определенной по состоянию на <дата>.
Рыночная стоимость указанных земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № № следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд,
РЕШИЛ:
Восстановить Ситникова А.Г. срок обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №
Административное исковое заявление Ситникова А.Г., – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 146 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение предприятий по техническому обслуживанию автомобилей IV-V класса вредности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 215 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1626 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации нежилых зданий по обслуживанию автотранспорта, автомобильных моек, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 2 522 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков №, № считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию [СКРЫТО] краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья [СКРЫТО] краевого суда Д.И. Пашковский