Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 30.04.2019 |
Дата решения | 04.06.2019 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Андриишин Денис Васильевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b7a335ac-506d-3275-a246-9ea6793886e9 |
Дело № 3А-380/2019
120а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июня 2019 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Анеховой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-380/2019 по административному иску закрытого акционерного общества «Интикульское» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий,
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество «Интикульское» (далее - ЗАО «Интикульское») обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, мотивируя тем, что оно является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 07 июня 2013 года для указанных нежилых зданий кадастровая стоимость установлена в следующем размере: для нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 13 302 602 рубля 75 копеек, для нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 12 787 394 рубля 19 копеек, для нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 10 744 183 рубля 96 копеек, для нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 10 744 183 рубля 96 копеек.
По итогам независимой оценки нежилых зданий, выполненной оценщиком Сунайкиной Е.Р. и представленной в отчете № 0219-01 от 15 февраля 2019 года, по состоянию на 07 июня 2013 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № - 2 746 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером № – 1 440 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером № – 1 928 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером № – 1 724 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости нежилых зданий, не соответствующих их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку 16 февраля 2019 года между ЗАО «Интикульское» и ФИО6ФИО7. был заключен предварительный договор купли-продажи нежилых зданий с кадастровыми номерами №, №, в котором стоимость отчуждаемых объектов была оценена сторонами исходя из их рыночной стоимости, которая меньше кадастровой стоимости, в связи с чем при нотариальном удостоверении сделки тариф будет рассчитан исходя из кадастровой стоимости указанных зданий, что повлечет взимание с административного истца экономически необоснованного нотариального тарифа. 19 апреля 2019 года ЗАО «Интикульское» обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, однако уведомлением Комиссии от 22 апреля 2019 года № 231 заявление было возвращено по причине истечения пятилетнего срока, предусмотренного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Просит восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости; установить кадастровую стоимость вышеназванных нежилых зданий по состоянию на 07 июня 2013 года, в следующем размере: для нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 2 746 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 1 440 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 1 928 000 рублей, для нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 1 724 000 рублей.
ЗАО «Интикульское», [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация Новоселовского района [СКРЫТО] [СКРЫТО], администрация Толстомысенского сельсовета Новоселовского района, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации Новоселовского района [СКРЫТО] [СКРЫТО], администрации Толстомысенского сельсовета Новоселовского района, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В части 1 статьи 22.1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 года 4462-1 (далее - Основы о нотариате) определены размеры нотариальных тарифов за совершение указанных в данной статье действий.
Согласно части 2 статьи 22.1 Основ о нотариате при удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что административный истец ЗАО «Интикульское» является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 2 264,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 2 176,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 1 828,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 1 725,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра (далее - ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости и о зарегистрированных правах от 03 апреля 2019 года (л.д. 19-26).
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 апреля 2019 года, по состоянию на 07 июня 2013 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составляет 13 302 602 рубля 75 копеек, нежилого здания с кадастровым номером № - 12 787 394 рубля 19 копеек, нежилого здания с кадастровым номером № - 10 744 183 рубля 96 копеек, нежилого здания с кадастровым номером № - 10 136 743 рубля 09 копеек. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 10 июня 2013 года (л.д. 15-18).
Вышеуказанная кадастровая стоимость нежилых зданий определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утверждённых Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО]».
19 апреля 2019 года (вх. № 19018) ЗАО «Интикульское» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21 ноября 2011 года № 453, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами №.
Уведомлением Комиссии от 22 апреля 2019 года № 231 заявление ЗАО «Интикульское» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, было возвращено в связи с истечением пятилетнего срока, предусмотренного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (л.д. 27-28).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 0219-01 от 15 февраля 2019 года, выполненный оценщиком Сунайкиной Е.Р., согласно которому по состоянию на 07 июня 2013 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № составяет 2 746 000 рублей, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № - 1 440 000 рублей, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № - 1 928 000 рублей, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № - 1 724 000 рублей. (л.д. 30-146).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке объектов недвижимости оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Оформление и содержание отчета об оценке № 0219-01 от 15 февраля 2019 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о размере рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами № по состоянию на 07 июня 2013 года.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
16 февраля 2019 года между ЗАО «Интикульское» (продавцом) и Борониной Л.В. (покупателем) был заключен предварительный договор купли-продажи объектов недвижимости, в соответствии с которым стороны данного договора приняли на себя обязательство заключить основной договор купли-продажи нежилых зданий с кадастровыми номерами № по цене, которая меньше их кадастровой стоимости (л.д. 14).
Поскольку цена вышеназванных нежилых зданий определена в предварительном договоре купли-продажи меньше, чем их кадастровая стоимость, нотариальный тариф будет рассчитываться в соответствии частями 1, 2 статьи 22.1 Основ о нотариате. В этой связи, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилых зданий, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, будут затрагивать права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости.
В связи с тем, что до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.
С учетом изложенного, по состоянию на 07 июня 2013 года кадастровая нежилого здания с кадастровым номером № должна быть определена в размере 2 746 000 рублей, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № должна быть определена в размере 1 440 000 рублей, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № должна быть определена в размере 1 928 000 рублей, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № должна быть определена в размере 1 724 000 рублей. Рыночная стоимость вышеназванных объектов капитального строительства подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения ЗАО «Интикульское» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами № следует считать дату подачи соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 19 апреля 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества «Интикульское» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 2 746 000 рублей, определенной по состоянию на 07 июня 2013 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 1 440 000 рублей, определенной по состоянию на 07 июня 2013 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 1 928 000 рублей, определенной по состоянию на 07 июня 2013 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 1 724 000 рублей, определенной по состоянию на 07 июня 2013 года.
Датой обращения закрытого акционерного общества «Интикульское» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами № считать 19 апреля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию [СКРЫТО] краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья [СКРЫТО] краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 05 июня 2019 года.