Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 05.04.2019 |
Дата решения | 22.05.2019 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Пашковский Дмитрий Иванович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2d8cf383-1509-3790-86ce-0ceb3011db58 |
3а-313/2019 120а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 22 мая 2019 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи [СКРЫТО] краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Мамаеве А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] С.В., [СКРЫТО] А.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] С.В., [СКРЫТО] А.А., будучи собственниками, в связи с планируемым отчуждением принадлежащего им недвижимого имущества, обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого помещения № с кадастровым номером №, общей площадью 1186,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Заявленные требования мотивированы тем, что вышеназванное нежилое помещение находится в общей долевой собственности административных истцов. <дата> [СКРЫТО] С.В., [СКРЫТО] А.А. заключили с ФИО4 предварительный договор купли-продажи нежилого помещения по его реальной рыночной цене, которая существенно ниже его кадастровой стоимости в размере 32 334 495,32 руб. Поскольку при нотариальном удостоверении данной сделки, для исчисления тарифа будет применена кадастровая стоимость этого недвижимого имущества, то это повлечёт взимание с административных истцов тарифа в завышенном размере, чем будут нарушены их законные права и интересы.
Просили суд восстановить срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, установить кадастровую стоимость указанного выше нежилого помещения в размере его рыночной стоимости 5 950 000 руб., определенной по состоянию на <дата>
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18.01.2012 N 15-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], по состоянию на 01.06.2011.
Нежилое помещение с кадастровым номером № в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением не вошел, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки этот объекты не был сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости.
Его кадастровая стоимость определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18.01.2012 N 15-п.
Поскольку [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] до настоящего времени не утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки вышеназванных объектов капитального строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], то суд считает заявленное представителем административного истца ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № подлежащим удовлетворению, а срок восстановлению.
Разрешая дело по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Право на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности собственника объекта недвижимости, закреплено в ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В соответствии с п. 1,2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Согласно п. 1 ст. 42 федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению.
Исходя из положений ч. 2 ст. 22.1 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" при удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.
Согласно п.1 ст. 402 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 01.11.2018 N 6-2108 "Об установлении единой даты начала применения на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО] порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", датой начала применения на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО] порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2019 года.
Как установлено судом, административные истцы [СКРЫТО] С.В., [СКРЫТО] А.А. являются собственниками (по ? доли у каждого) нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 1186,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Право собственности административных истцов на указанный объект недвижимости возникло на основании договора купли-продажи от <дата> (л.д. 10), договора купли-продажи от <дата> (л.д. 11). Сведения об административных истцах как долевых собственниках нежилого помещения с кадастровым номером № также имеются в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах (л.д. 14-16).
<дата> [СКРЫТО] А.А., [СКРЫТО] С.В., действующие в качестве продавцов, заключили с ФИО4, действующей в качестве покупателя, предварительный договор купли-продажи, по условиям которого, стороны обязались заключить в будущем договор купли-продажи нежилого помещения № с кадастровым номером № (л.д. 12).
Постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18.01.2012 N 15-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], по состоянию на 01.06.2011.
Кадастровая стоимость указанного выше нежилого помещения определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 18.01.2012 N 15-п.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата> следует, что по состоянию на <дата> кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № составляет 32 334 495,32 руб. (л.д. 13).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № от <дата>, выполненный ООО «Оценочная компания», в котором рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на <дата> и составляет 5 950 000 руб. (л.д. 18-81).
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке нежилого помещения, находящегося в собственности административного истца, оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Судом исследован отчет об оценке № от <дата> (л.д. 18-82) и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст.11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете об оценке, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о величине рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по состоянию на интересующую дату не имеется.
Как следует из вышеприведенных норм законодательства, при нотариальном удостоверении сделки по отчуждению долей в праве собственности на недвижимое имущество, для исчисления тарифа будет применена кадастровая стоимость этого недвижимого имущества, то это повлечёт взимание с административных истцов экономически необоснованного тарифа, при её удостоверении.
Кроме того, административные истцы также являются плательщиками налога на имущество физических лиц, налоговая база которого с <дата> будет определяться исходя из кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №
Таким образом, у административных истцов имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащих им объекта капитального строительства для целей пересмотра утвержденной в отношении него кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении такого объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости. Иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственника.
Внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, затрагивают права собственников указанного объекта недвижимости.
Следовательно, права административных истцов [СКРЫТО] С.В., [СКРЫТО] А.А. подлежат защите путём установления кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № должна быть определена равной рыночной в размере 5 950 000 руб., определенной по состоянию на <дата>.
Рыночная стоимость указанного нежилого помещения подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – 05.04.2019
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Восстановить [СКРЫТО] С.В., [СКРЫТО] А.А. срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №
Административное исковое заявление [СКРЫТО] С.В., [СКРЫТО] А.А., – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью 1186,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 5 950 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию [СКРЫТО] краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья [СКРЫТО] краевого суда Д.И. Пашковский