Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 05.07.2016 |
Дата решения | 23.08.2016 |
Категория дела | О признании неправомочным состава законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования |
Судья | Малякин Андрей Викторович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 99089580-3d87-381b-b24e-ad2a7ddfae7d |
Дело № 3а-198/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск. 23 августа 2016 г.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям [СКРЫТО] <данные изъяты>, Кондратьевой <данные изъяты>, Степановой <данные изъяты>, Устиновой <данные изъяты> о признании неправомочным состава [СКРЫТО] Вознесенского сельского Совета [СКРЫТО] Березовского района Красноярского края,
установил:
[СКРЫТО] М.А., Кондратьева С.В., Степанова Л.И., Устинова Т.А., проживающие в с. Вознесенка Берёзовского района Красноярского края, обратились в Красноярский краевой суд с административными исковыми заявлениями о признании неправомочным состава [СКРЫТО] Вознесенского сельского Совета [СКРЫТО] Березовского района Красноярского края (далее – [СКРЫТО] сельский Совет).
В обоснование заявленных требований сослались на то, что в результате прекращения полномочий пяти [СКРЫТО] Вознесенского сельского Совета в его составе осталось пять [СКРЫТО], а такой численный состав [СКРЫТО] не позволяет этому представительному органу муниципального образования осуществлять свою деятельность и принимать какие-либо решения.
Определениями Красноярского краевого суда от 11 августа 2016 г. указанные административные дела объединены в одно производство.
В письменных возражениях (отзыве) на административное исковое заявление председатель Вознесенского сельского Совета Поняев Е.П. просит в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с назначением на 18 сентября 2016 г. дополнительных выборов пяти [СКРЫТО] Вознесенского сельского Совета.
В судебное заседание [СКРЫТО] М.А., а также глава Вознесенского сельсовета Березёвского района Красноярского края (далее – глава Вознесенского сельсовета), привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав в судебном заседании объяснения Кондратьевой С.В., Степановой Л.И., Устиновой Т.А. и представителя административных истцов Беспаловой Н.Ю., поддержавших заявленные требования, объяснения председателя Вознесенского сельского Совета Поняева Е.П. и представителя Вознесенского сельского Совета Матвеюк И.Н., возражавших против удовлетворения требований административных истцов, заслушав заключение прокурора Ковязина М.Д., полагавшего необходимым в удовлетворении административных исков отказать, исследовав материалы дела, Красноярский краевой суд пришёл к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности [СКРЫТО].
Согласно пунктам 2, 3 статьи 18 Устава Вознесенского сельского Совета [СКРЫТО] Березовского района Красноярского края сельский Совет состоит из десяти [СКРЫТО] и может осуществлять свои полномочия после избрания не менее двух третей от установленного численности [СКРЫТО].
Как видно из материалов дела, 13 сентября 2015 г. состоялись выборы [СКРЫТО] Вознесенского сельского Совета, в результате которых было избрано десять [СКРЫТО].
10 ноября 2015 г. депутат Шмаль Т.П., а 26 мая 2016 г. депутат
Стригун Н.В. заявили о сложении своих полномочий по собственному желанию. Решениями Вознесенского сельского Совета от 27 ноября 2015 г. и 27 мая 2016 г. соответственно полномочия данных [СКРЫТО] досрочно прекращены.
17 июня 2016 г. решением Вознесенского сельского Совета досрочно прекращены полномочия [СКРЫТО] Батуры Н.Н., Трофимова А.И.,
Чекиной М.В. в связи с неисполнением ими требований федеральных законов о представлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супругов) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, в Вознесенском сельском Совете осталось пять [СКРЫТО], то есть менее двух третей от установленной численности [СКРЫТО].
В соответствии с пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава [СКРЫТО] представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
При этом, исходя из положений частей 17, 18 данной статьи и пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечёт досрочное прекращение полномочий его [СКРЫТО] с назначением досрочных выборов в указанный представительный орган, которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
В то же время, пунктом 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы; если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
Приведённые положения правовых норм позволяют говорить о том, что федеральный законодатель предусмотрел две процедуры формирования представительного органа муниципального образования в случае, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий этот представительный орган остался в неправомочном составе. Та из процедур, которая прописана в пункте 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ, является наиболее простой и эффективной, позволяющей достаточно оперативно и с обеспечением непрерывности деятельности такого муниципального органа дополнить его состав выбывшими депутатами. Другая процедура, устанавливающая судебный порядок признания состава [СКРЫТО] представительного органа муниципального образования неправомочным, предполагает прекращение полномочий представительного органа и новое его формирование, в период которого представительный орган в данном муниципальном образовании не действует.
Признание в судебном порядке состава [СКРЫТО] представительного органа муниципального образования неправомочным является необходимым в случаях, когда орган, уполномоченный законом назначать дополнительные выборы, не может принять решение о назначении выборов (например, когда таким органом является сам представительный орган муниципального образования, состав [СКРЫТО] которого стал неправомочным).
Если же после досрочного прекращения депутатских полномочий, повлёкшего за собой неправомочность состава представительного органа муниципального образования, орган, уполномоченный на то законом, принял решение о назначении дополнительных выборов, правовых оснований для признания в судебном порядке состава [СКРЫТО] такого органа неправомочным не имеется.
Иное толкование правовых норм противоречит принципу стабильности и непрерывности управления, предполагающего постоянную деятельность органов местного самоуправления, а также функционирование форм непосредственной демократии.
При этом под законом, определяющим орган, уполномоченный назначать дополнительные выборы, о котором идёт речь в пункте 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ, понимается и закон субъекта Российской Федерации (пункт 17 статьи 2 этого федерального закона).
Частью 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 2 октября 2003 г.
№ 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования или досрочного прекращения полномочий [СКРЫТО], влекущего за собой неправомочность представительного органа муниципального образования, выборы [СКРЫТО] представительного органа муниципального образования назначает глава соответствующего муниципального образования.
На основании указанных положений краевого закона главой Вознесенского сельсовета принято постановление от 27 июня 2016 г. № 133 о назначении на 18 сентября 2016 г. дополнительных выборов пяти [СКРЫТО] Вознесенского сельского Совета.
С требованиями о признании состава [СКРЫТО] Вознесенского сельского Совета неправомочным административные истцы обратились в суд уже после того, как были назначены дополнительные выборы [СКРЫТО]. И это при том, что проведение дополнительных выборов позволяет в короткие сроки сформировать правомочный состав [СКРЫТО] указанного представительного органа муниципального образования, тогда как удовлетворение административного иска повлечёт за собой прекращение полномочий всех [СКРЫТО] Вознесенского сельского Совета с назначением досрочных выборов, которые могут быть проведены в течение шести месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Суд находит ошибочными доводы представителя административных истцов Беспалова Н.Ю. о неправомочности главы Вознесенского сельсовета назначать дополнительные выборы со ссылкой на часть 2 статьи 23 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования.
Указанная представителем административных истцов правовая норма касается общего порядка назначения выборов, наряду с которым статьей 71 Федерального закона № 67-ФЗ регламентированы процедуры повторного голосования, повторных и дополнительных выборов. Причём, если вопрос о назначении основных (очередных) выборов отнесён федеральным законодателем к исключительной компетенции уполномоченного органа или должностного лица, определенных федеральным законом, то вопрос определения органа, уполномоченного на решение вопроса о назначении дополнительных и повторных выборов, отнесён к компетенции регионального законодателя.
Положениями подпункта «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом.
Во исполнение названных полномочий и был принят Закон Красноярского края от 2 октября 2003 г. № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», частью 3 статьи 3 которого полномочия по назначению дополнительных выборов, в случае досрочного прекращения полномочий [СКРЫТО], влекущего за собой неправомочность представительного органа муниципального образования, возложены на главу соответствующего муниципального образования.
Изложенное свидетельствует о том, что дополнительные выборы пяти [СКРЫТО] Вознесенского сельского Совета назначены уполномоченным на то органом и в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах требования административных истцов о признании состава [СКРЫТО] Вознесенского сельского Совета неправомочным удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
в удовлетворении административных исковых заявлений [СКРЫТО] <данные изъяты>, Кондратьевой <данные изъяты>, Степановой <данные изъяты>, Устиновой <данные изъяты> <данные изъяты> о признании неправомочным состава [СКРЫТО] Вознесенского сельского Совета [СКРЫТО] Березовского района Красноярского края отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.