Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 19.12.2019 |
Дата решения | 14.01.2020 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Жуль Андрей Васильевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7c3383ba-94d7-3976-bc42-c7f5848dc183 |
24OS0000-01-2019-001054-96
Дело № 3А-149/2020
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при секретаре судебного заседания Малышевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО] об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] С.Н. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4650 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 21 октября 2016 года для указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 2 329 557 рублей.
По итогам независимой оценки, выполненной ООО «Независимая оценка» и представленной в отчете № 0190129 от 09 декабря 2019 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 21 октября 2016 года составляет 958 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение его обязательств, в том числе и арендной платы.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 958 000 рублей, определенной по состоянию на 21.10.2016 года.
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель администрации г. Ачинска [СКРЫТО] [СКРЫТО] Каарт Е.В., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении указанного административного искового заявления.
Административный истец [СКРЫТО] С.Н., [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация города Ачинска [СКРЫТО] [СКРЫТО], Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска [СКРЫТО] [СКРЫТО] надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца [СКРЫТО] С.Н., представителей Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации города Ачинска [СКРЫТО] [СКРЫТО], Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска [СКРЫТО] [СКРЫТО], своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что [СКРЫТО] С.Н. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды от 02.07.2018 года и дополнительным соглашением к нему от 28.11.2019 года, а также выпиской Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.12.2019 года, согласно которой срок аренды в отношении указанного земельного участка установлен с 04.06.2018 года по 03.06.2067 года (л.д. 15-16).
По условиям заключенного сторонами договора аренды земельного участка от 02.07.2018 года № 426-АЗ арендатор обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка (л.д.18-23).
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 02.12.2019 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 21.10.2016 года составляет 2 329 557 рублей. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 21.10.2016 года (л.д. 14).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 0190129 от 09.12.2019 года, выполненный ООО «Независимая оценка» (оценщик ФИО5), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 21.10.2016 года составляет 958 000 рублей (л.д. 24-84).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Оформление и содержание отчета об оценке № 0190129 от 09.12.2019 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:0120010:92 по состоянию на 21.10.2016 года составляет 958 000 рублей (л.д.24-84).
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
[СКРЫТО] С.Н. является плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. Следовательно, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие его действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена по состоянию на 21.10.2016 года равной его рыночной стоимости в размере 958 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения [СКРЫТО] С.Н. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 17 декабря 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО] об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 958 000 рублей, по состоянию на 21 октября 2016 года.
Датой обращения [СКРЫТО] Сергея [СКРЫТО] с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 17 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья [СКРЫТО] краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 16 января 2020 года.