Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 19.12.2019 |
Дата решения | 04.02.2020 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Жуль Андрей Васильевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | a0729dd7-27d4-37fa-baab-b310d8edce8e |
24OS0000-01-2019-001045-26
Дело № 3А-145/2020
121а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФУНДАМЕНТ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ФУНДАМЕНТ» обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2011 года для указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 25 267 906,80 рублей.
По итогам независимой оценки, выполненной оценщиком ФИО3 и представленной в отчете № 2670/10/19 от 05.11.2019 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2011 года составляет 2 810 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является арендатором данного земельного участка, а арендная плата рассчитывается с учетом размера его кадастровой стоимости.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:58:0308001:267 в размере его рыночной стоимости 2 810 000 рублей, по состоянию на 01.01.2011 года.
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация ЗАТО г. Железногорска, МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрация ЗАТО г. Железногорска, МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя административного истца, поддержавшего заявленные требования и ходатайствовавшего о восстановлении срока на обращение в суд, в связи с нарушением пятилетнего срока для проведения кадастровой оценки, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что ООО «ФУНДАМЕНТ» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.10.2019 года (л.д.14-16), договором № ? передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 7162-а от 22.11.2006 года (л.д.85-86).
Согласно приложения № 2 к договору аренды земельного участка № 7162-а от 22.11.2006 года арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 24:58:0308001:267 рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка (л.д.87).
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22.10.2019 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2011 года составляет 25 267 906,80 рублей. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 27.01.2012 года (л.д. 13).
12 декабря 2019 года (вх. № 61145) ООО «ФУНДАМЕНТ» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 13.12.2019 года № 860 заявление ООО «ФУНДАМЕНТ» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости отклонено, поскольку, пропущен пятилетний срок на обращение с данным заявлением (л.д.11-12).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 2670/10/19 от 05.11.2019 года, выполненный оценщиком ФИО3, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2011 года составляет 2 810 000 рублей (л.д. 25-133).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Оформление и содержание отчета об оценке № 2670/10/19 от 05.11.2019 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:58:0308001:267 по состоянию на 01.01.2011 года составляет 2 810 000 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку размер арендной платы рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением ООО «ФУНДАМЕНТ» обратилось по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов [СКРЫТО] [СКРЫТО], однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
Таким образом, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена по состоянию на 01.01.2011 года равной его рыночной стоимости в размере 2 810 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения ООО «ФУНДАМЕНТ» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № следует считать дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 12 декабря 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ФУНДАМЕНТ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости – 2 810 000 рублей, по состоянию на 01 января 2011 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «ФУНДАМЕНТ» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 12 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья [СКРЫТО] краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 05 февраля 2020 года.