Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 19.12.2019 |
Дата решения | 28.01.2020 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Малякин Андрей Викторович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 4c1d439a-8159-3614-a4f2-466f3c816509 |
Дело № 3а-117/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск. 28 января 2020г.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре Казбановой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
акционерное общество «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» (далее также – АО «КрасноярскТИСИЗ») обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в городе Красноярске, равной его рыночной стоимости в размере 6 884 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности, составляет 32 501 292 рубля 46 копеек, то есть значительно превышает его рыночную стоимость, а это влечёт взимание экономически необоснованного земельного налога.
Также АО «КрасноярскТИСИЗ» заявлены требования о взыскании с Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] понесенных по настоящему делу судебных расходов в размере 32 000 рублей.
В судебном заседании представитель АО «КрасноярскТИСИЗ» Кульбановская Ю.Н. заявленные требования поддержала.
Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в суд не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, Красноярский краевой суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности данных лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1); установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (часть 11).
Как видно из материалов дела, АО «КрасноярскТИСИЗ» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, данный земельный участок входит в состав земель населенных пунктов; его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2011г. составляет 32 501 292 рубля 46 копеек.
Из отчёта оценщика от 28 ноября 2019г. № усматривается, что рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2011г., то есть на дату определения его кадастровой стоимости, составляет 6 884 000 рублей.
Отчёт оценщика соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Оснований не согласиться с выводами оценщика не имеется. Доказательств, опровергающих эти выводы, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
АО «КрасноярскТИСИЗ» является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (пункт 1 стати 388, пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие его действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С настоящим административным исковым заявлением АО «КрасноярскТИСИЗ» обратилось по истечении предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетнего срока со дня внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Между тем, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 360-ФЗ административный истец мог рассчитывать на своевременное проведение очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов [СКРЫТО] [СКРЫТО], однако в настоящее время проведение такой оценки отложено на неопределённый срок.
С учётом приведённых выше обстоятельств, причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд следует признать уважительными, поэтому этот срок подлежит восстановлению.
В связи с удовлетворением административного иска заявленные
АО «КрасноярскТИСИЗ» и документально подтверждённые судебные расходы за услуги по оценке рыночной стоимости земельного участка в размере 30 000 рублей и по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей, а всего 32 000 рублей, в силу статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию с административного ответчика.
Суд не может согласиться с доводами Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], изложенными в письменных возражениях на административное исковое заявление, о том, что понесенные административным истцом расходы являются завышенными и не подлежат взысканию с административного ответчика.
Доказательств, свидетельствующих о превышении затрат административного истца на оплату услуг оценщика тем расходам, которые обычно взымаются за аналогичные услуги, административным ответчиком не представлено.
Оспоренная АО «КрасноярскТИСИЗ» кадастровая стоимость земельного участка, определённая на основании результатов государственной кадастровой оценки, значительно отличается от его действительной рыночной стоимости, что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к данным объектам.
При таких обстоятельствах, с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 20-п, административному истцу не может быть отказано в возмещении судебных расходов.
При этом судебные расходы в данном случае подлежат взысканию с Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], как органа, утвердившего оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости (пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка заявлены излишне и не могут быть разрешены по существу, поскольку решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является достаточным основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
административный иск акционерного общества «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № (почтовый адрес: <адрес>) равной его рыночной стоимости в размере 6 884 000 рублей, определённой по состоянию на 1 января 2011 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать 6 декабря 2019 года.
Взыскать с Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] в пользу акционерного общества «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» в счет возмещения судебных расходов 32 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано через Красноярский краевой суд в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья [СКРЫТО] краевого суда А.В. Малякин