Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 14.09.2020 |
Дата решения | 28.09.2020 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Мирончик Илья Сергеевич |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | c6b05cf1-0f2f-3ecc-8768-fa05a1a83a8c |
Судья Ковалева Т.В. Дело № 33а-9898/2020
УИД 24RS0056-01-2019-002365-57
3.022а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Мирончика И.С.,
судей: Корниенко А.Н., Гавриляченко М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
Дорошковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации г. Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска об оспаривании решения,
по апелляционной жалобе представителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска Поповой Г.В.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 ноября 2019 года, которым постановлено:
«Признать незаконным уведомление администрации г. Красноярска № А-7968-ек от 11.01.2019 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Обязать администрацию г. Красноярска повторно рассмотреть в течение месяца с момента вступления решения в законную силу уведомление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 27.12.2018 № А-7968-ек о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] А.А. обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений к административному иску) к администрации г. Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, в котором просил признать незаконным уведомление от 11.01.2019 г. № А7968-ек о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером №, и обязать выдать уведомление о соответствии и допустимости размещения жилого дома на вышеуказанном земельном участке.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный на указанном земельном участке; 27.12.2018 г. административный истец обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемых строительстве и реконструкции расположенного на участке объекта индивидуального жилищного строительства с приложением заявления о сносе ранее построенного дома в связи с его ветхостью и всех необходимых документов. Оспариваемым уведомлением было отказано в согласовании испрашиваемых работ. Полагает, данное решение незаконным, поскольку в принятом решении не указано, в чем выражено несоответствие параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, а наличие земельного участка в двух территориальных зонах, установленных после возникновения прав на земельный участок, не должно ущемлять его прав, как собственника земельного участка, в использовании участка по назначению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента градостроительства администрации города Красноярска Попова Г.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что несоответствие планируемого к строительству объекта правилам землепользования и застройки муниципального образования муниципального образования город Красноярск является достаточным основанием для отказа в выдаче испрашиваемого уведомления. Считает, что отказ административного ответчика не нарушает права административного истца, поскольку является законным.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, выслушав административного истца [СКРЫТО] А.А., его представителя Симоненко С.В., согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении»).
Согласно пунктам 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе … уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) с указанием сведений прямо предусмотренных п. 1 – п. 9 данной части и приложением документов, предусмотренных п. 1 – п. 4 ч. 3 указанной статьи.
В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2-4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (ч. 6).
Исходя из ч. 7 указанной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве…
Исходя из ч. 11 ст. 51.1 ГрК РФ в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием … в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома…
Как следует из материалов дела и установлено судом, [СКРЫТО] А.А. на основании решения Центрального районного суда г. Красноярска от 06.05.2016 г. о выделении приобретенных им на основании договоров купли-продажи от 30.09.2013 г. и 05.11.2014 г. долей из прав общей долевой собственности на домовладение, зарегистрированных в 1972, 1988, 1994 годах, и прекращения права общей долевой собственности - с 03.08.2016 г. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, общей площадью 40 кв.м, по адресу: <адрес>, а также собственником расположенного под ним земельного участка с кадастровым номером №, площадью 556 кв.м, что подтверждается выписками из ЕГРН от 01.06.2018 г.
Указанный земельный участок по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 15.08.2006 г., право собственности [СКРЫТО] А.А. на него было зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 02.03.2018 г. № 169, заключенного с ДМИЗО администрации г. Красноярска в соответствии с заочным решением Центрального районного суда г. Красноярска от 03.11.2017 г.
Согласно сведениям ИСОГД от 25.09.2019 г. указанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 г. № В-122, расположен в двух зонах:
- в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1);
- в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), по границе которой проходит красная линия и на территории которой расположен принадлежащий [СКРЫТО] А.А. жилой дом.
В соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета народных депутатов от 27.05.2007 г. № В-306, земельный участок был расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД.1).
27.12.2018 г. [СКРЫТО] А.А. обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в котором указал о намерении осуществить строительство объекта ИЖС со схематическим изображением места размещения планируемого к строительству дома на земельном участке в границах, в которых градостроительным планом земельного участка разрешено строительство объектов капитального строительства, а также с подачей решения о сносе расположенного на земельном участке жилого дома с кадастровым номером №
По результатам рассмотрения данных документов администрация г. Красноярска направила подписанное заместителем главы города уведомление от 11.01.2019 г. № А-7968-ек о недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке в связи с расположением земельного участка:
- в двух территориальных зонах: в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1) и в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), градостроительным регламентов которых строительства объекта ИЖС не предусмотрено;
- в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения: «Караульная башня - часовня Параскевы Пятницы», 1855 г. Караульная гора/ ул. Степана Разина, 51а (зона Р-6.3), тогда как в уведомлении отсутствует информация об учете требований к градостроительным регламентам в границах территории зоны, приведенных в пунктах «а» - «и» части 7 раздела 2 приложения 2 к постановлению Правительства Красноярского края от 15.11.2016 г. № 569-п;
- в границах территории, для которой разработаны и утверждены Проект планировки Исторического центра г. Красноярска от 17.08.2011 г. № 330, Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск от 25.12.2015 г. № 833; предполагаемый к строительству объект ИЖС не соответствует указанным документам по планировке территории.
Удовлетворяя административные исковые требования [СКРЫТО] А.А., суд первой инстанции исходил из того, что отказ заместителя главы города в согласовании уведомления о планируемом строительстве объекта является незаконным, поскольку размещение заявленного [СКРЫТО] А.А. к строительству объекта предусмотрено в части земельного участка, на территории которого градостроительным планом земельного участка допустимо строительство объекта капитального строительства при условии выполнения требований к предельным параметрам разрешенного строительства; в указанном же заявителем уведомлении назначение объекта строительства соответствует виду разрешенного использования земельного участка, что не противоречит градостроительному плану земельного участка и указанным выше положениям ст. 3 Правил землепользования и строительства.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о необходимости удовлетворения административного иска, поскольку они противоречат нормам материального права, являются ошибочными, так как не соответствуют обстоятельствам дела.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункты 2 и 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь территориальное планирование в соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию принадлежащих им земельных участков посредством строительства и реконструкции находящихся на участках объектов строительства ограничиваются требованиями градостроительных регламентов, действие которых распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 ноября 2019 года № 35-П указал, что законодатель, обеспечивая гармоничное сочетание принципов земельного и градостроительного законодательства, раскрывает в Градостроительном кодексе Российской Федерации (пункты 7 и 9 статьи 1) и Земельном кодексе Российской Федерации (статья 85) понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент, закрепляющий, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Такие регламенты, как предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 85), создают основу правового режима земельных участков и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами.
С учетом изложенного подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 3 и абзац шестой пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 и пункт 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие значение градостроительного регламента, обязательность его исполнения, а также направленные на предупреждение нарушений земельного и иного (в том числе градостроительного) законодательства, сами по себе конституционные права граждан не нарушают.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В пункте 1 статьи 53 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск от 07.07.2015 года № В-122 указано, что они применяются к правоотношениям, возникшим после вступления их в силу.
Однако к правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящих Правил они применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления их в силу, с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 2, 4 настоящей статьи.
В абзаце первом пункта 2 статьи 53 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск от 07.07.2015 года № В-122 предусмотрено, что они не применяются при принятии уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на строительство физическому или юридическому лицу в случаях, когда у такого физического или юридического лица имеется действующий договор аренды земельного участка в целях осуществления строительства, заключенный до вступления в силу настоящих Правил, либо иные права на земельный участок (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, право пожизненного наследуемого владения, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу настоящих Правил, и в отношении такого земельного участка до вступления в силу настоящих Правил утвержден градостроительный план.
Настоящий пункт применяется в течение года со дня вступления в силу настоящих Правил. Если в течение указанного срока не будет выдано разрешение на строительство на земельный участок, указанный в первом абзаце пункта 2 настоящей статьи, градостроительный план такого земельного участка подлежит отмене органом, уполномоченным на утверждение градостроительных планов, как несоответствующий настоящим Правилам.
Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск от 07.07.2015 года № В-122 вступили в силу 15.07.2015 года, после их опубликования в печатном издании «Городские новости» № 102.
Как следует из установленных по делу обстоятельств, земельный участок был зарегистрирован на праве собственности за административным истцом 23.03.2018 года (после его приобретения по договору купли-продажи от 02.03.2018 года). Градостроительный план был подготовлен 13.09.2018 года, по заявлению [СКРЫТО] А.А. от 22.08.2018 года.
Таким образом, административным истцом пропущен годичный срок, в течение которого Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск от 07.07.2015 года № В-122 не применялись к ранее возникшим правоотношениям.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а потому решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] А.А. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 20 ноября 2019 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к администрации г. Красноярска, Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании незаконным уведомления № А-7968-ек от 11.01.2019 года отказать в полном объеме.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Центральный районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: