Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 25.07.2022 |
Дата решения | 04.08.2022 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Корниенко Александр Николаевич |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 24bfb2b3-4b3c-344b-8750-0abf5ce3d578 |
Дело № 33а-9315/2022(судья Рукосуева Е.В.)
УИД 24RS0031-01-2022-000303-50
3.025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 августа 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Данцевой Т.Н.,
судей Жихарева Ю.А., Корниенко А.Н.
при ведении протокола помощником судьи Копейкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Марининского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности
по апелляционной жалобе Главы Марининского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края Матросова А.В.
на решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Красноярского края от 23 мая 2022 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации Марининского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в связи с непринятием мер по созданию на территории МО Марининский сельсовет маневренного жилищного фонда.
Возложить на администрацию Марининского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] обязанность создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Марининский сельсовет [СКРЫТО] [СКРЫТО] не позднее 1 года 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.»,
заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края Шабанов А.М. обратился с указанным административным исковым заявлением.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края проведена проверка исполнения жилищного законодательства, выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии Администрацией Марининского сельсовета мер к созданию маневренного фонда на территории Муниципального образования Марининский сельсовет [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края. Прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] 01.02.2022г. главе Марининского сельсовета внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, но маневренный жилищный фонд не создан. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда они становятся нуждающимися в предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст. 95 Жилищного кодекса РФ.
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края Шабанов А.М. просил обязать Администрацию Марининского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования Марининский сельсовет [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края маневренный жилищный фонд.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава Марининского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края Матросов А.В. просил об отмене решения и о принятии нового решения. Понуждение к созданию маневренного жилищного фонда, хотя не установлен факт нарушения жилищных прав граждан и не выявлена потребность населения в наличии такого фонда, не основано на законе. Кроме того, судом не учтено, что создание маневренного жилищного фонда требует больших временных и финансовых затрат, поэтому исполнение решения суда в течение 1 года 6 месяцев является невозможным.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края Шабанов А.М. просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
Заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Чепелеву Н.Г., согласившуюся с решением суда, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении разбирательства дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия находит решение не подлежащим изменению по следующим основаниям.
На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 г. № 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края закреплен вопрос местного значения - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Как следует из положений ч. 2 ст. 19, п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Статьей 95 ЖК РФ установлено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (п. 1);
граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (п. 2);
граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3);
граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1);
иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в январе 2022 года проведена проверка соблюдения Администрацией Марининского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края жилищного законодательства. Выявлено, что маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Марининский сельсовет [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края отсутствует.
01.02.2022г. прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края главе Марининского сельсовета внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства с указанием на необходимость принятия решения по созданию маневренного жилищного фонда в соответствии с требованиями ст. 95 Жилищного кодекса РФ.
Глава Марининского сельсовета Матросов А.В. сообщением от 16.02.2022 года № 64 уведомил прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] о том, что на территории Марининского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края жилищный маневренный фонд не создан.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края, суд первой инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства в совокупности с указанными выше требованиями действующего законодательства, исходил из того, что на территории каждого муниципального образования должен быть создан маневренный жилищный фонд.
Возлагая на Администрацию Марининского сельсовета обязанность создать на территории муниципального образования Марининский сельсовет маневренный жилищный фонд в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции исходил из того, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции указанного органа местного самоуправления. Администрация Мариниского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края никаких мер к созданию маневренного жилищного фонда не принимала, что создало угрозу нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия считает, что выводы суда являются правильными, основанными на установленных обстоятельствах и доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым судом дана надлежащая оценка по правилам, предусмотренным ст. 84 КАС РФ.
Необходимость создания маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Марининский сельсовет [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления данного муниципального образования обусловлена требованиями ч. 2 ст. 19, п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92, ст.95 ЖК РФ, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 г. № 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края". Отсутствие такого фонда нарушает жилищные права граждан, проживающих в селе Маринино. Создание маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости.
Отсутствие маневренного жилищного фонда в муниципальном образовании Марининский сельсовет [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, при возникновении обстоятельств, указанных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что не установлен сам факт нарушения жилищных прав граждан и не выявлена потребность населения в наличии маневренного фонда, не основаны на требованиях жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Главы Марининского сельсовета [СКРЫТО] [СКРЫТО] Красноярского края Матросова А.В. о невозможности создания маневренного фонда в течение 1 года 6 месяцев, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку определенный судом первой инстанции срок является разумным и достаточным.
При этом судебная коллегия считает возможным указать на то, что в силу ст.ст. 189,358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта.
Процессуальных нарушений, могущих влечь отмену итогового постановления, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение [СКРЫТО] [СКРЫТО] суда Красноярского края от 23 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: