Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 07.06.2018 |
Дата решения | 18.06.2018 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Мирончик Илья Сергеевич |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 0b7367e0-5454-3828-adca-f62b55e8cf16 |
Судья Дорофеева Н.А. Дело № 33а-7873/2018 А-019а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Войты И.В.,
судей: Мирончика И.С., Жихарева Ю.А.,
при секретаре: Становой У.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Красноярского краевого союза СОЦПРОФ - территориального объединения профсоюзных организаций Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Красноярского края к администрации города Ачинска Красноярского края, заместителю Главы города Ачинска [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании действий незаконными, признании распоряжения незаконным,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ачинска Андриановой Н.В.,
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Красноярского краевого союза СОЦПРОФ - территориального объединения профсоюзных организаций Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации города Ачинска в части отказа Красноярскому краевому союзу СОЦПРОФ территориального объединения профсоюзных организаций Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Красноярского края в проведении пикетирования 16 марта 2018 года.
Признать незаконным Распоряжение администрации города Ачинска от 14 марта 2018 года № 0727-р «Об отказе в проведении пикетирования 16 марта 2018 года».
Признать действия заместителя Главы города Ачинска [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в части издания распоряжения от 14 марта 2018 года № 0727-р «Об отказе в проведении пикетирования 16 марта 2018 года» незаконными».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Красноярский краевой союз СОЦПРОФ - территориальное объединение профсоюзных организаций Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Красноярского края обратился в суд с указанным иском и с учетом уточнений просил признать действия администрации города Ачинска в части отказа Красноярскому краевому союзу СОЦПРОФ в проведении пикетирования 16 марта 2018 года незаконными; признать Распоряжение администрации города Ачинска от 14.03.2018 года № 0727-р «Об отказе в проведении пикетирования 16 марта 2018 года» незаконным; признать действия должностного лица, заместителя Главы города Ачинска [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], в части издания Распоряжения от 14.03.2018г. № 0727 «Об отказе в проведении пикетирования 16 марта 2018 года» незаконными.
Требования мотивированы тем, что 13.03.2018 года территориальным объединением профсоюзных организаций Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Красноярского края – Красноярским краевым союзом СОЦПРОФ в адрес администрации г. Ачинска направлено уведомление о проведении пикета 16.03.2018 года с 12 ч. 10 мин. до 12 ч. 40 мин. на площади 300-летия города Ачинска перед зданием администрации города Ачинска. Цель пикетирования: защита леса Ачинского района от незаконных действий лесозаготовителей, бездействий администрации Ачинского района по переводу земель в земли лесного фонда, бездействии правоохранительных органов. Распоряжением от 14.03.2018г. № 0727-р администрацией города Ачинска было отказано в проведении пикетирования 16 марта 2018 года. В основание отказа положено несоответствие представленного уведомления требованиям ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Постановлению Правительства Красноярского края от 27.12.2012г. № 709-п.
Административный истец считает, что действия администрации г. Ачинска и должностного лица, заместителя Главы г. Ачинска [СКРЫТО] Л.В. по отказу в проведении пикетирования 16.03.2018 года являются незаконными, нарушающими конституционные права граждан и общественных объединений на проведение пикетирования. Уведомление о проведении пикетирования подано в установленные законодательством сроки 13.03.2018 года, направлено на обеспечение такому органу возможности принятия решения об обеспечении общественного порядка с учетом проводимых организатором публичного мероприятия мер. Отказ в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Территория перед администрацией г. Ачинска не относится к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, в связи с чем, распоряжение об отказе в проведении пикетирования является незаконным.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ачинска Андрианова Н.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что отказывая административному истцу в согласовании проведения публичного мероприятия, администрация города исходила из того, что уведомление подано с нарушением установленного законом порядка, а именно: с нарушением срока подачи данного уведомления, поскольку административный истец обратился с уведомлением за два дня до планируемой даты публичного мероприятия. Между тем, оспариваемое распоряжение администрации города Ачинска от 14.03.2018 года № 0727-р отменено распоряжением № 1056-р, и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, выводы суда об отказе в прекращении производства по делу являются необоснованными, противоречащими закону.
Представителем Красноярского краевого союза СОЦПРОФ - территориального объединения профсоюзных организаций Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Красноярского края Машинец А.А. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, выслушав представителя административного ответчика администрации г. Ачинска Андианову Н.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно п. 6 ст. 2 названного Федерального закона под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов РФ.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу ч.1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона Красноярского края от 24.12.2015 г. № 9-4108 «Об отдельных вопросах проведения в Красноярском крае собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» требования к содержанию уведомления о проведении публичного мероприятия, срокам его подачи, права и обязанности участников возникающих правоотношений установлены Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Красноярский краевой союз СОЦПРОФ является территориальным объединением профсоюзных организаций Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Красноярского края, деятельность которого регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.) и Уставом (л.д. 17-20, 10-15).
06 марта 2018 года на заседании координационного совета ККС СОЦПРОФ рассмотрен вопрос о проведении пикета мирно и без оружия. Было принято постановление о проведении 16 марта 2018 года пикетирования на площади перед администрацией города Ачинска Красноярского края. Цель пикетирования: защита леса Ачинского района от незаконных действий лесозаготовителей, бездействие администрации Ачинского района по переводу земель в земли лесного фонда, бездействие правоохранительных органов. Организатор проведения пикета: Красноярский краевой Союз СОЦПРОФ. Дата пикетирования 16 марта 2018 года, время с 12 ч. 10 мин. до 12 ч. 40 мин., продолжительность 30 минут, количество участников: 200 человек.
13 марта 2018 года Красноярским краевым Союзом СОЦПРОФ в лице председателя Машинец А.И. на имя главы администрации г. Ачинска было подано уведомление о проведении пикета 16 марта 2018 года с 12 ч. 10 мин. до 12 ч. 40 мин. на площади перед зданием администрации города Ачинска. Указанное уведомление было принято администрацией г. Ачинска 13 марта 2018 года в 11 час. 37 мин., что подтверждается штампом входящей корреспонденции администрации г. Ачинска (л.д. 9).
14 марта 2018 года заместителем главы администрации города Ачинска [СКРЫТО] Л.В. вынесено распоряжение № 0727-р «Об отказе в проведении пикетирования 16 марта 2018 года», мотивированное тем, что предоставление уведомления о проведении пикетирования не соответствует требованиям ст.7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Постановлению Правительства Красноярского края от 27.12.2012 г. № 709-п «Об утверждении перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест».
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, учитывая, что Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не регламентирован порядок исчисления сроков, установленных данным законом, пришел к выводу о том, что уведомление о проведении публичного мероприятия было подано административным истцом в администрацию г. Ачинска в установленный законом срок, то есть не позднее трех дней до дня проведения мероприятия, а потому каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия у административного ответчика не имелось.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, считает их ошибочными и противоречащими установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 14-П от 13 мая 2014 года указал, что в целях конкретизации и развития статьи 31 Конституции Российской Федерации Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлен механизм реализации права на свободу мирных собраний, одним из существенных элементов которого является обязанность организатора публичного мероприятия подать в уполномоченный орган публичной власти уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Федерального закона.
Так, согласно данной статье уведомление при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями) - не позднее четырех дней до дня его проведения (часть 1); порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2).
Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь в Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П к анализу названных законоположений в свете конституционных требований, предъявляемых к правовому регулированию публичных мероприятий, пришел к следующим выводам: возложение на организатора публичного мероприятия обязанности подать предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах (методах) обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; в противном случае органы публичной власти, не имея адекватного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишались бы реальной возможности исполнить возложенную на них Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьей 2, обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.
Из приведенной правовой позиции следует, что установление на законодательном уровне обязанности организатора публичного мероприятия заблаговременно подать уведомление о его проведении в уполномоченный орган публичной власти не может рассматриваться как отступление от конституционных основ права на свободу мирных собраний, - напротив, оно направлено на обеспечение в процессе реализации данного права баланса частных и публичных интересов. Данный вывод коррелирует со сложившимся в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека подходом, согласно которому уведомительный (и даже разрешительный) порядок организации публичного мероприятия обычно не посягает на существо права на свободу собраний (постановления от 5 декабря 2006 года по делу «Оя Атаман (Oya Ataman) против Турции», от 18 декабря 2007 года по делу «Нуреттин Альдемир (Nurettin Aldemir) и другие против Турции», от 7 октября 2008 года по делу «Мольнар (Molnar) против Венгрии» и от 10 июля 2012 года по делу «Берладир и другие против России»).
Судебная коллегия, исходя из смысла содержания ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» считает, что если какое-либо действие должно осуществляться не позднее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что уведомление о проведении публичного мероприятия, планируемой датой проведения которого являлось 16 марта 2018 года, могло быть подано административным истцом не позднее 12 марта 2018 года (понедельник), то есть в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что уведомление о проведении 16 марта 2018 года публичного мероприятия – пикетирования было подано административным истцом в администрацию г. Ачинска только 13 марта 2018 года, у администрации г. Ачинска в лице заместителя главы г. Ачинска имелись достаточные правовые основания для вынесения распоряжения № 0727-р от 14.03.2018 года по несогласованию в проведении пикетирования.
В связи с этим, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а потому решение суда подлежит отмене как незаконное и необоснованное с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, о своевременной подаче уведомления о пикетировании в администрацию г. Ачинска не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на ошибочном понимании и толковании действующего законодательства.
При этом ссылки административного истца на то, что отказ в согласовании проведения публичного мероприятия мог быть только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не указывают прямо о незаконности действий административного ответчика, поскольку по смыслу части 5 статьи 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку 09.04.2018 года оспариваемое распоряжение администрации г. Ачинска № 0727-р от 14.03.2018 года отменено, в связи с чем, необходимо прекратить производство по делу, так как оспариваемое распоряжение перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, подлежат отклонению как основанные автором апелляционной жалобы на неправильном понимании и толковании норм действующего законодательства, регулирующих порядок оспаривания решений и обжалования действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2018 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении административных исковых требований Красноярского краевого союза СОЦПРОФ - территориального объединения профсоюзных организаций Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Красноярского края к администрации города Ачинска Красноярского края, заместителю Главы города Ачинска [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании действий незаконными, признании распоряжения незаконным отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи: