Дело № 33а-4251/2020, апелляция

Тип дела Гражданские
Инстанция апелляция
Суд Красноярский краевой суд (Красноярский край)
Дата поступления 16.03.2020
Дата решения 13.07.2020
Категория дела споры между местными органами самоуправления
Судья Данцева Татьяна Николаевна
Результат решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Судебное решение Есть
ID dfd1cedd-5402-3acb-b3e8-3ad5eb8146e3
Стороны по делу
Истец
********** ******* ***********
Ответчик
*************** *************** ********** ************ ******** ** ********** *************** **********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья – ФИО2 Дело а-4251/2020 А-21а

24RS0041-01-2019-004974-09

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего - судьи Полынцева С.Н.,

судей – Охременко О.В., Данцевой Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Виноградовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.

административное дело по административному иску ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании ответа незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва - ФИО6

на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 4 декабря 2019 года, которым постановлено:

«Административные исковые заявления ФИО1 к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконными решение МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва исх. от 05.06.2019г. и возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 21.05.2019г.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - МТУ Росимущества) в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным ответа от 5 июня 2019 года , возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование своих требований сослалась на то, что является многодетным гражданином и согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ имеет право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей, по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. 21 мая 2019 года она направила в Управление заявление о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах земельного участка с кадастровым номером . Однако в удовлетворении ее просьбы было отказано на том основании, что уполномоченными органами по предоставлению многодетным гражданам земельных участков являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления. Кроме того, для федеральных органов власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» от 3 апреля 2008 года № 234 установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками из состава федеральной собственности, находящимися в границах населенных пунктов. Полагает отказ является необоснованным, поскольку указанный нормативный правовой акт не применим к рассматриваемым правоотношениям, так как она обращалась за предоставлением земельного участка в собственность, а не просила согласовать сделку, такое согласование требуется при передаче надела в аренду или в субаренду. Кроме того, Управление, установив, что рассмотрение поступившего заявления не относится к его компетенции, в нарушение п. 1 ст. 29.7 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4 декабря 2008 года № 7-2542 не направило заявление и приложенные к нему документы в пятнадцатидневный срок в орган, уполномоченный на распоряжение спорным земельным участком.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва – ФИО6 ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, принятого с нарушением норм материального права.

Участники процесса (за исключением представителя истца), надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (уведомления о вручении заказной корреспонденции в материалах дела) не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались, ФИО1 представила заявление о проведении судебного заседания в ее отсутствие. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без участия названных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истицы – ФИО7, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене ввиду следующего.

Как видно из представленных материалов, ФИО1, являющаяся многодетным гражданином, желая реализовать право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности с целью осуществления индивидуального жилищного строительства, 21 мая 2019 года обратилась с соответствующим заявлением в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва. В качестве испрашиваемого обозначен земельный участок площадью 1500 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Российской Федерации и имеющего почтовый адрес ориентира: <адрес>, 1 км. западнее Плодово-ягодной станции.

Согласно ответу от 5 июня 2019 года за подписью заместителя руководителя Управления заявительнице в удовлетворении требований было отказано. Поводом для принятия данного документа явилось то, что: во-первых, указанное Территориальное управление не наделено полномочиями на выделение земельных наделов многодетным гражданам, решение подобных вопросов отнесено к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; а во-вторых, Постановлением Правительства Российской Федерации «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» от 3 апреля 2008 года № 234 для федеральных органов исполнительной власти до 1 января 2021 года установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками из состава федеральной собственности, расположенными в границах населенных пунктов.

Суд первой инстанции, признавая названный ответ незаконным и возлагая на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность повторно рассмотреть обращение ФИО1, исходил из того, что Управление является органом, уполномоченным на рассмотрение заявлений многодетных граждан о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в федеральной собственности. При этом положения упомянутого Постановления Правительства от 3 апреля 2008 года не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку истцы просили предоставить им земельные участки в собственность в безвозмездном порядке, а не согласовать сделку.

Однако указанный вывод суда первой инстанции является неправильным, основанным на неверном толковании норм материального права.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей в случаях и в порядке, кото-рые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанных в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемые этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ).

Во исполнение названного положения в Красноярском крае был принят Закон «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4 декабря 2008 года № 7-2542.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 14 данного нормативного правового акта право на одно-кратное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют следующие собственники расположенных на данных земельных участках жилых домов граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие трех и более детей. Многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных от-ношений в Красноярском крае» многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. При поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.

В соответствии с определением, предложенным в ст. 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), а субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 10 ЗК РФ).

Исходя из системного толкования указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации и ранее приведенных норм следует, что предоставление многодетным гражданам в безвозмездном порядке земельных участков может быть реализовано лишь за счет земель, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или принадлежащих им. Обеспечение указанной категории граждан земельными участков из состава земель, находящихся в федеральной собственности, не предусмотрено.

Предложенное понимание в полной мере соотносится с требованиями Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372. Согласно п.п. 16, 18, 19 данного акта при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков необходимо принять во внимание, что в соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В случае отсутствия в границах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, которые соответствуют критериям отбора земельных участков, рекомендуется руководствоваться положениями п. 5 ст. ЗК РФ, допускающего в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ без-возмездную передачу:

- земельных участков, находящихся в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность;

- земельных участков, находящихся в муниципальной собственности одного муниципального образования, в муниципальную собственность другого муниципального образования.

Также в соответствии с требованиями Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства органам государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми на трехлетний срок переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании решения межведомственного коллегиального органа (таковым является Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации) в порядке, установленном настоящим Законом.

Согласно п. 5.8 Постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» от 5 июня 2008 года № 432, к компетенции Федерального агентства по управлению государственным имуществом относится контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности. При этом в силу действующего законодательства право на льготу, предоставленное п. 2 ст. 28 ЗК РФ гражданам, имеющим трех и более детей, реализует тот орган, которые осуществляет соответствующие полномочия, а не собственник земельного участка либо лицо, осуществляющее распоряжение земельным участком.

Более подробное изложение функциональных обязанностей административного ответчика содержится в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16 декабря 2016 года. Анализ содержащихся в данном нормативном правовом акте положений позволяет сделать вывод, что бесплатное предоставление земельных участков без торгов многодетным гражданам из состава земель из состава федеральной собственности к полномочиям Управления не относится.

Является неверным и вывод суда о том, что административный ответчик при принятии решения по заявлению ФИО1 должен был руководствоваться п. 1 ст. 29.7 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и перенаправить указанное обращение и приложенные к нему документы в орган, уполномоченный на распоряжение спорными земельными участками.

В соответствии с абз. 1 ст. 1 названного Закона данный нормативный правовой акт направлен на регулирование отношений по использованию и охране земель в Красноярском крае в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства.

При таком положении и принимая во внимание, что полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, к числу полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации не относятся, а действие положений регионального законодательства не распространяется на федеральные органы исполнительной власти (в качестве такового выступает и МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва), предписания упомянутого Закона Красноярского края не подлежат применению к спорным правоотношениям.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 4 декабря 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании ответа от 05 июня 2019 года , возложении обязанности повторно рассмотреть обращение ФИО1 от 21 мая 2019 года - отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд об-щей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.

Председательствующий:

Судьи:

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Красноярский краевой суд (Красноярский край) на 16.03.2020:
Дело № 33а-4140/2020, апелляция
  • Дата решения: 06.07.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сидоренко Елена Анатольевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4185/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.07.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сударькова Елена Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4178/2020, апелляция
  • Дата решения: 25.03.2020
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с оставлением заявление без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Федоренко Виктор Борисович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4195/2020, апелляция
  • Дата решения: 29.06.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Елисеева Анджела Леонидовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4159/2020, апелляция
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Плаксина Елена Ефимовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-4172/2020, апелляция
  • Дата решения: 25.03.2020
  • Решение: снято с рассмотрения - прочие основания
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Тихонова Юлия Борисовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4139/2020, апелляция
  • Решение: удовлетворено
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Абрамович Василий Валерьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33а-4171/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.07.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шаврина Алевтина Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-4142/2020, апелляция
  • Дата решения: 06.05.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Полынцев Сергей Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-4158/2020, апелляция
  • Дата решения: 03.08.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лоншакова Елена Олеговна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-2341/2020, апелляция
  • Дата решения: 21.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шарабаева Елена Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-2/2021 (22-2348/2020;), апелляция
  • Дата решения: 24.03.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кучеренко Светлана Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-2348/2020, апелляция
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кучеренко Светлана Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-2344/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Цыбуля Юрий Николаевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-2337/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кучеренко Светлана Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-2336/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кучеренко Светлана Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-2335/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Дубынина Наталья Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-2334/2020, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Граненкин Владимир Петрович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-2349/2020, апелляция
  • Дата решения: 19.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Колегов Павел Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-2345/2020, апелляция
  • Дата решения: 12.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кучеренко Светлана Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ