Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Красноярский краевой суд (Красноярский край) |
Дата поступления | 16.03.2020 |
Дата решения | 17.08.2020 |
Категория дела | споры между местными органами самоуправления |
Судья | Корниенко Александр Николаевич |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 17726080-1341-3613-8eaa-8b82eb76c43a |
Судья Кравченко О.Е. Дело 33а-4231/2020
УИД 24RS0041-01-2019-004973-12
3.189
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Корниенко А.Н., Мирончика И.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва по доверенности Васильевой К.А.
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 4 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании действий незаконными, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва исх.№ 03-40/08/6926 от 05.06.2019г. и возложить
на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 21.05.2019 г.»
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Т.Е. обратилась с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что она является многодетным гражданином и имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, в связи с чем обратилась 21.05.2019 г. в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100191:40 путем его раздела в соответствии с прилагаемой схемой. Однако письмом от 05.06.2019 г. в удовлетворении требований было отказано из-за того, что Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2008г. №234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности расположенных в границах населенных пунктов, а также в связи с тем, что уполномоченными органами по предоставлению многодетным гражданам земельных участков являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления. Ответчик не поставил ее в очередь для многодетных граждан на получение земельного участка и не рассмотрел заявление по существу, а вернул и заявление и приложенные к нему документы, чем нарушил право Улахович Ю.С. на постановку в очередь и на получение земельного участка в собственность бесплатно.
[СКРЫТО] Т.Е. просила признать отказ МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 05.06.2019 г. незаконным, возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление по существу.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва Васильева К.А. просила отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Межрегиональное территориальное управление Росимущества не уполномочено на предоставление многодетным гражданам федеральных земельных участков в собственность бесплатно без проведения торгов.
Заслушав представителя [СКРЫТО] Т.Е. по доверенности Киселеву Е.Н., полагавшую апелляционную жалобу необоснованной, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с требованиями ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В Красноярском крае указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
В соответствии с абзацем 1 ст.1 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 настоящий Закон регулирует отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований.
В силу ч.1 ст. 29.1 названного Закона Красноярского края многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
При поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.
Статьей 29.4 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" урегулирована последовательность бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности.
При поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей(пункт 1).
Если в указанном в заявлении месте может быть образовано несколько земельных участков, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает решения об утверждении схем в количестве, соответствующем количеству заявлений о предоставлении земельных участков в указанном месте, поступивших в месячный срок со дня поступления первого заявления. Решения об утверждении схем в недельный срок со дня принятия направляются заявителям в порядке поступления заявлений.
В случае если количество заявлений превышает количество земельных участков, которые могут быть образованы в указанном месте, решения об утверждении схем направляются заявителям в порядке постановки их на очередь на предоставление земельного участка. В течение 3 дней со дня направления заявителям решений об утверждении схем заявителям, которым не было направлено решение об утверждении схемы, направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.(пункт 2) Заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".(Пункт 3)
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления выписки из Единого государственного реестра недвижимости на испрашиваемый земельный участок принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
Копия решения направляется заявителю в течение 7 дней со дня его принятия с приложением выписки из Единого государственного реестра недвижимости. (Пункт 4)
В случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, информация о котором не размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет, предоставление земельного участка осуществляется в порядке, установленном в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, после размещения информации об этом земельном участке на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет в порядке, установленном в пункте 4 статьи 29.7 настоящего Закона.(Пункт 5)
В соответствии с пунктом 5.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432 (в ред. от 21.12.2018 года) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в том числе контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, правообладателем которого является – Россия, расположен по адресу: <адрес>
20.05.2019 года [СКРЫТО] Т.Е. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно, как многодетной семье, для индивидуального жилищного строительства в границах земельного участка с кадастровым номером № путем его раздела в соответствии с прилагаемой схемой.
05.06.2019 года Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва отказало в предоставлении административному истцу в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 года № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности расположенных в границах населенных пунктов. Кроме того, МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва уполномоченным органом по предоставлению многодетным гражданам земельных участков не является, в перечень полномочий МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не входит.
Удовлетворяя административные исковые требования [СКРЫТО] Т.Е., суд первой инстанции исходил из того, что МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва является уполномоченным органом по предоставлению многодетным гражданам земельных участков, находящихся в федеральной собственности, так как действующее нормативное регулирование, в частности пункты 2 и 4 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» и пункт 17 Перечня документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка без проведения торгов, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015г. №1, позволяют МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва предоставлять земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, многодетным гражданам в собственность бесплатно без проведения торгов, а потому письменный ответ административного ответчика от 05.06.2019 года не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения иска является ошибочным в связи со следующим.
[СКРЫТО] Т.Е., как многодетный гражданин, претендующая на земельный участок, относящийся к федеральной собственности, обратилась с соответствующим заявлением в межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, в котором просила по существу не предоставить сформированный земельный участок, а разделить земельный участок с кадастровым №, площадью 25000 кв.м., на 19 самостоятельных земельных участка, площадью от 1000 кв.м. до 2495 кв.м., выделив себе участок, площадью 1500 кв.м.(л.д.13)
Суд апелляционной инстанции считает, что региональный законодатель в Законе Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» предусматривает возможность предоставления многодетным гражданам земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в собственности муниципальных образований.
Такое толкование порядка бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности обусловлено и тем, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 29 января 2015 г. N 112-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Руденко Ж.В. на нарушение ее конституционных прав положением абзаца второго пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ», Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (определения от 15 января 2009 года N 105-О-О, от 24 февраля 2011 года N 163-О-О, от 17 июля 2014 года N 1679-О и др.). В силу статей 10 и 72 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22 марта 2012 года N 532-О-О, от 25 февраля 2013 года N 193-О и от 24 декабря 2013 года N 2134-О).
Абзац второй пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, направленный на реализацию указанных конституционных положений и обеспечивающий государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, гарантированную статьей 7 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывает субъектам Российской Федерации устанавливать на региональном законодательном уровне случаи и порядок бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Соответственно, эта норма сама по себе не нарушает конституционные права заявительницы, требования которой связаны с бесплатным получением конкретного земельного участка, относящегося к собственности Российской Федерации и не подлежащего приватизации в указанном ею порядке.
Этот вывод, по мнению судебной коллегии, подтверждается и тем обстоятельством, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства органом государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми на трехлетний срок переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании решения межведомственного коллегиального органа (таковым является Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации) в порядке, установленном настоящим Законом.
Однако на июнь 2019г. в отношении испрашиваемого земельного участка полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению им органам государственной власти субъекта Российской Федерации не передавались.
Помимо этого, Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утв. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372, предусмотрены в п.п. 16, 18, 19 положения о том, что при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков необходимо принимать во внимание, что в соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В случае отсутствия в границах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, которые соответствуют критериям отбора земельных участков, рекомендуется руководствоваться положениями п. 5 ст.19 ЗК РФ, допускающего в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ безвозмездную передачу:
- земельных участков, находящихся в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность;
- земельных участков, находящихся в муниципальной собственности одного муниципального образования, в муниципальную собственность другого муниципального образования.
Судебная коллегия считает, что [СКРЫТО] Т.Е. претендовала на бесплатное получение конкретного земельного участка, относящегося к собственности Российской Федерации и не подлежащего приватизации в указанном ею порядке, поэтому решением административного ответчика от 5 июня 2019г. обоснованно отказано [СКРЫТО] Т.Е. в предоставлении земельного участка и возвращен поданный пакет документов с разъяснением того, что п.6 ст.39.5 ЗК РФ и Закон Красноярского края от 04.12.2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» не позволяют выделить ей испрашиваемый земельный участок.
В таком положении решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] Т.Е.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 4 декабря 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании незаконным ответа, возложении обязанности.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: